Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника

Автор: Гульгина Рафиковна Нигматова

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления  и народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка,  формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств.

Приобщая ребёнка к традициям народа, мы растим его полноправным членом общества, потому что ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше этнокультурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Приобщение ребенка к различным видам художественной деятельности, основанных на этнокультурном наследии — одно из главных условий полноценного развития его творческих способностей.

Для многих дошкольников первоосновой творческого развития личности является народное искусство.

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчествонародные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

В нашем детском саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным  народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир).

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорки формируют речь, делают ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки — это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.

Читая детям сказки башкирских поэтов, обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Из сказок дети узнают о традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму, они узнают его на портрете.

В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Айыу менән бал ҡорттары»«Дүрт мөйөш»«Тирмә», «Аҡ тирәк, күк тирәк». Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры«Башҡорт биҙәген яһа»«Башҡорт доминоһы»«Башҡорт тирмәһен орнаменттар менән биҙә»«Боронғо башҡорт халҡының һауыт-һабаһын тап» и т.д.

С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирскими орнаментами. Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей башкирской одежды.

В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, предметы быта башкирского народа, башкирские дидактические игры.

Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.

Тесное сотрудничество с родителями помогало развивать творческие способности детей. С их помощью на нетрадиционном родительском собрании созданы башкирские дидактические игры. Силами мам изготовлены для девочек — түшелдерек, для мальчиков — билбау, и дети с удовольствием их одевают на праздники.

Ценность использования этнокультурного наследия в развитии творческих способностей личности заключается в уникальном объединении народного традиционного опыта и возможности импровизации. А импровизировать может лишь творческий человек.

×
×