Автор: Кирюшова Оксана Валерьевна
Я работаю в разновозрастной группе, где воспитываются дети от 4 до7 лет. Это дети с проблемами в здоровье. За годы работы мною определена система профессиональной деятельности работы с такими детьми.
Специфика образовательного процесса в нашей группе детского сада обусловлена наличием системы меж возрастных детских взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника; в образовательном процессе разновозрастной группы формируется высокий психолого-педагогический потенциал развивающих возможностей для его субъектов; общение ребенка в микросреде разновозрастной группы повышает его социальную компетентность, формирует социальное Я, развивает социальную чуткость, способствует развитию межличностных отношений, необходимых в процессе адаптации в школьный период.
Дошкольное детство рассматривается сегодня не только как этап
подготовки к жизни или школе, а как самоценное явление, именно в нем
закладываются все основные качества будущего человека.
Такие группы, как наша — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д.
Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского
сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не
только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.
Я считаю, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал, однако он не включается автоматически. Подтверждено наличие очень сложных и неоднозначно протекающих процессов взаимного влияния детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.
По моим наблюдениям, действительно в образовательном процессе
разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируется, и адаптируются в школе.
Считается, что, общаясь с детьми разного возраста, ребенок лучше социализируется, что это помогает избежать многих проблем в общении в будущем. С другой стороны, очень трудно организовать детей в такой группе. В группе воспитываются дети смежных возрастов – с 2 до 7 лет. Организация работы ориентируется на программы двух возрастов.
Вариативность комплектования групп предполагает вариативность в организации учебного процесса. Какой вариант наиболее оптимален для группы, я решаю каждый год сама. Хочу отметить, что эффективность обучения, в конечном счёте, зависит от личности педагога, его профессионального мастерства, а также от стиля взаимоотношений, которые складываются у него с детьми.
Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.
Время для ОД стараюсь использовать более рационально, изыскивать наиболее эффективные педагогические приемы сочетания индивидуальных особенностей детей различного возраста.
Для того чтобы вовлечь в образовательный процесс детей всей группы необходимы другие методы работы — коллективные, многофункциональные, эффективные и интересные.
Сейчас наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.
Как обеспечиваю активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм любой деятельности. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Я стараюсь не удалять детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Во-первых: нет такой возможности. Во-вторых: дети, которые не участвуют непосредственно в образовательной деятельности (в данном случае дети 3-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя.
Хочу поделиться некоторыми формами работы в такой группе как наша.
Несколько лет назад в журнале «Ребенок в детском саду» я познакомилась с опытом работы московского логопеда Савчук О.А. по использованию синквейнов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эта тема меня очень заинтересовала, а затем и увлекла. Я поняла, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает лучше подготовить детей к школе. Поэтому я решила попробовать этот приём для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи.
Сразу скажу , что для детей очень трудно произносимое слово «синквейн» мы при составлении на начальном этапе заменяем словом«син».
С детьми дошкольного возраста чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста ,в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, а также кратко выражать свои мысли.
Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Метод синквейна включается в работу с детьми, не нарушая структуры образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я готовлю детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.
Эта технология универсальна.
Дети младшей подгруппы называют слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
Дополняют дети старшего возраста два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Ребята подготовительной подгруппы дополняют третью строку синквейна, она образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертую строку — фразу из четырёх слов, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту мы стараемся составить вместе, если возникают затруднения. Но дети старшего возраста чаще справляются самостоятельно.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта- это самое сложное для детей, поэтому здесь необходима помощь педагога.
Автор статьи советует начинать работу с синквейнами в старшей группе, но я привлекаю к работе детей средней подгруппы. Они активно подбирают слова (признаки).
Для составления синквейнов я выбираю красивые игрушки или красочные предметные картинки. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.
Используя в своей работе этот приём, заметила, что синквейн способствует развитию критического мышления.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.
С детьми подготовительной подгруппы мы собираем копилку синквейнов, собрано более 50 синквейнов на различные темы.
Пример синквейна из нашей копилки:
Синквейн к слову «Россия»
1. «РОССИЯ»
2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).
3.Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)
4.Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?
Лучше нет родного края!
5.Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество)
Россия – родина моя!
После составления синквейна часто предлагаю нарисовать то, о чем мы говорили ,малышам — раскрасить по готовому шаблону или дорисовать части предмета.
Еще одна форма работы ,которую я использую в образовательной деятельности. Это квест-технология.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест-приключенческая игра — представляет собой историю с главным героем, управляемым игроком.
Ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих умственных усилий.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию
Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи.
Есть определенная общая игровая цель , к которой движутся участники ,т.е дети всей группы.
Конечная игровая цель –тоже общая для всех детей, но задания квеста дети получают в соответствии с возрастом.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется серъезная подготовка такой игры.
При подготовке обязательно проектирую класс знаний, умений, которые необходимо повторить, закрепить, самостоятельно выделить согласно сюжету квеста и учитывая возраст детей.
Квесты для детей выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают образовательные задачи.
Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: решая различные учебные задания
(активные, логические, творческие, поисковые и пр.)
Это –загадки,ребусы;
дидактические игры;
пазлы;
творческие задания;
игры с песком;
лабиринты, шарады, головоломки;
задания на экспериментирование, на нахождение соответствия, исключение лишнего и др.
Квест-это командная игра, поэтому детей объединяю в группы разного возраста.
При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
Решается много воспитательных задач : формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.
В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.
Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников.
Первые наработки по данной теме показали, что в процессе использования технологии квест-игр в группе:
— создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;
-эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь,
— в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку,
-дети стараются слушать и слышать друг друга,
-выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
-у детей развито речевое взаимодействие;
-формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
-дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.
И ещё в квестах есть, на мой взгляд, очень важное свойство – они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания и помогают решать конфликты.
Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.
Как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи.
Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии В. Воскобовича.
Чем привлекли игры?
С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.
Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам.
Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.
С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы — целый сказочный мир!
Игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.
Можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей в моей группе.
Мои наблюдения показали , лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать.
5-6 –летние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.
Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.
Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.
Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они раньше начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе.
В нашем детском саду имеется большой арсенал развивающих игр В.Воскобовича и методическое обеспечение к ним.
Группа оснащена коврографом с игровым комплексом игр «Ларчик».
Развивающие игры В.Воскобовича выполняют роль дидактического материала в НОД — красочные, нестандартные, оригинальные, творческие, которые легко вписываются в любую форму планирования.
Дети младшей подгруппы с удовольствием создавают различные постройки, Старшая подгруппа, применяет правила ориентировки на плоскости листа, сравнение по длине и ширине.
Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.
«Игровизор»- действительно многофункциональное игровое поле. С младшими детьми мы обводим маркерами предметные картинки, геометрические фигурки и т.д.
Старшая подгруппа выполняет графические диктанты, лабиринты букв и цифр.
«Квадрат Воскобовича» ( «Игровой квадрат»)
«Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон.
Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.
Квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка.
Двухлетние малыши с помощью , складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку.
Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Для меня важно, что одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
Очень трудно найти методические рекомендации по работе в разновозрастной группе, поэтому чтобы разнообразить и сделать более эффективнее процесс обучения материал собираю по крупицам. Если мои предложения будут полезны буду очень рада.