Интеллектуальная игра «В гражданской войне всякая победа есть поражение» Марк Анней Лукан

Автор: Ирина Викторовна Беляева

«В гражданской войне всякая победа есть поражение» Марк Анней Лукан

 

Проводится в форме интеллектуальной игры, позволяет обучающимся применить знания, умения и навыки. Такая форма позволяет активизировать деятельность каждого студента, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь

от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

 

ЦЕЛИ:

Обучающая:

продолжить усвоение понятий “гражданская война”, “интервенция”; повторить причины, особенности, итоги гражданской войны и интервенции в России.

Развивающая:

развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения,классификации, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода);

развивать коммуникативные умения: вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.

Воспитательная:

показать всю глубину трагедий российского народа, ввергнутого в

братоубийственную войну;

воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.

 

Вид занятия: интеллектуальная игра.

 

Основные понятия: гражданская война, белые, красные, зелёные, террор, сепаратный мирный договор.

 

Персоналии: А. Колчак, Л. Корнилов, А. Каледин, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, П. Краснов, А. Дутов, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, В. Чапаев.

 

Оборудование: портреты исторических персоналий, раздаточный материал.

 

Гражда́нская война (1918—1922) — вооружённый конфликт между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавший за переходом власти к большевикам в результате Октябрьской революции 1917 года.

 

Гражданская война явилась итогом революционного кризиса,поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905— 1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны.

Гражданская война – одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза «брат шёл на брата» зачастую не была литературным штампом – по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон – ещё одна особенность любой гражданской войны в любой стране.

Тема эта очень актуальна сегодня в контексте происходящих событий на Украине, когда братский славянский народ был втянут в братоубийственную войну, которой, кажется, нет конца. Ну когда-то же человечество начнёт учиться на ошибках прошлого и не делать новых подобных.

Смерть миллионов — страшная цена

Заокеанских суетных амбиций.

Один плебей решил, что он патриций,

А результат — гражданская война.

Основная борьба за власть в период Гражданской войны велась между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными

формированиями Белого движения, с другой, что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта «красными» и «белыми». Обе стороны на период до полной своей победы и умиротворения страны предполагали осуществлять политическую власть путём диктатуры.

Сегодня мы вспомним те события, их участников, перипетии.

 

В нашей викторине участвуют шесть команд групп первого курса.

Судить их ответы и участие будет жюри в составе:

 

Итак, первый конкурс «РАЗМИНКА» .

Командам даётся по 5 минут на обдумывание и ответ на вопрос.

 

Вопрос 1 Назовите причины гражданской войны.

— национализация средств производства, банков и крупной промышленности

и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;

— разгон Учредительного собрания;

— выход из войны путём подписания разорительного и

унизительного Брестского мира с Германией;

— деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая

привела к резкому обострению отношений между Советской властью и

крестьянством;

— стремление большевиков любыми средствами, прежде всего

насильственными, удержаться у власти, установить диктатуру партии и

строить новое общество;

— гражданская война сопровождалась широким вмешательством иностранных

государств во внутренние дела России.

(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждую причину)

 

Вопрос 2 Назовите хронологические рамки войны с указанием этапов и их периодизацией.

1917/18 – 1922/23 Первый период войны (октябрь — ноябрь 1918)

Октябрь 1917 — февраль 1918 Второй период войны (ноябрь 1918 — март 1920)

Вывод германских войск. Наступление Красной армии на Запад.

Третий период войны (март 1920 – октябрь 1922/июнь 1923) Советско- польская война.

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждую период)

 

Второй конкурс. Военачальники Гражданской войны.

Командам даётся по 1 минуте на обдумывание и ответ на вопрос.

Вопрос 1 О ком идёт речь? В 1919 командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей

А.В. Колчака. С 27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления, пообещав полное прощение всем сдавшим оружие и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от В.И. Ленина.

                                                                                                             Михаил Васильевич Фрунзе

 

Вопрос 2 О ком идёт речь? Имел пристрастие к чёрной казачьей черкеске, которую военачальник практически неизменно носил с 1918 года. В январе 1919 года некоторое время командовал Добровольческой армией. Находился в натянутых отношениях с главнокомандующим генералом А. И.

Деникиным, так как требовал скорейшего наступления в царицынском направлении для соединения с армией адмирала А.В. Колчака (Деникин настаивал на скорейшем наступлении на Москву). В течение шести месяцев 1920 г. Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна. С ноября 1920 года — в эмиграции.

                                                                                                               Барон Пётр Николаевич Врангель.

 

Вопрос 3 О ком идёт речь? Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918— 1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), Исполняющий обязанности верховного правителя России (4 января — 4 апреля 1920 года). С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты».

                                                                                                                Антон Иванович Деникин.

Вопрос 4 О ком идёт речь? Первый главнокомандующий Красной армии и один из её основателей. В августе 1918 года формирует тщательно организованный «поезд Предреввоенсовета». Проявляет несомненные

пропагандистские способности, личную смелость и явную жестокость. Прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск, наводит среди красноармейцев дисциплину, прибегнув к расстрелам каждого десятого

солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций.

                                                                                                           Лев Давидович Троцкий.

Вопрос 5 О ком идёт речь? В апреле 1920 – августе 1921 во время советско- польской войны командовал Западным фронтом, потерпевшим тяжелое поражение от белополяков под Варшавой.

 

В марте 1921 командовал штурмом мятежного Кронштадта, где против монопольной власти коммунистов восстали моряки Балтийского фронта, в апреле – мае был командующим войсками Тамбовского района,

выполнявшими задачу ликвидации массового крестьянского восстания (антоновщины).

                                                                                          Михаил Николаевич Тухачевский.

(Баллы: от 0 до 5 по 1 за каждого военачальника)

 

Третий конкурс. Гражданская война в литературе и кино.

Многие проблемы и сюжеты Гражданской войны стали сюжетами литературных произведений, которые нередко экранизировались В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы:

 

Вопрос 1

1) Как называется фильм?

2) По какому произведению какого автора он был снят?

3) Назвать главного героя произведения.

«Тихий Дон»; Михаил Александрович Шолохов; Григорий Мелехов.

Дополнительный «Как закалялась сталь»; Николай Островский; Павел Корчагин.

(Баллы: от 0 до 3 по 1 за каждый верный ответ)

 

Четвёртый конкурс . «Удача»

Вопрос1. Назовите номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнимите от этого номера число «2». Вы получите первую цифру балла Удачи.

                                                                              (Ответ: март 1918г.)

 

Вопрос 2

Назовите номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнимите от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру балла Удачи. (Ответ: май 1918г.)

                                                    (Баллы: от 0 до 10 если задание выполнено верно – ответ 10)

 

Пятый конкурс. «Логика и сообразительность»

Вопрос 1  Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?

А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов;

Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника;

В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.

 

Вопрос 2 Почему крестьянские повстанцы на юге России называли себя «зелеными»?

а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных;

б) так как восставшие крестьяне формировали партизанские отряды, действующие в основном в лесу;

в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы

 

Вопрос 3 Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка. (Василий Иванович Чапаев).

Вопрос 4 Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?

а) «За правое дело»;

б) «Кто не работает, тот не ест»;

в) «От каждого по способностям»;

г) «Каждому по труду его».

(Баллы: от 0 до 4 по 1 за каждый верный ответ)

 

Конкурс болельщиков.

Угадайте, из какого фильма следующая цитата:

1 «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?» («Чапаев»);

2 «Долой предрассудки! Женщина тоже человек!» («Белое солнце пустыни»);

3 «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!» («Свадьба в Малиновке»);

4 «Я мзду не беру…мне за державу обидно!» («Белое солнце пустыни»);

5 «Восток – дело тонкое» («Белое солнце пустыни»);

6 «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» («Неуловимые мстители»).

 

Шестой конкурс. «Блиц»

1 Назовите настоящую фамилию и имя Ленина. (Владимир Ульянов)

2 Какой город стал оплотом революции в России? (Петроград)

3 Как назывался корабль, давший залп-сигнал к началу штурма Зимнего? (Аврора)

4 Расшифруйте аббревиатуре РККА. (Рабоче-крестьянская Красная армия).

5 Какое государство получило независимость в ходе Гражданской войны в России? (Польша).

6 Какой город являлся ставкой Колчака в Сибири? (Омск)

(Баллы: от 0 до 6 по 1 за каждый верный ответ)

 

(Дополнение) Прослушайте стихотворение, написанное одним из военачальников

Гражданской войны в 1921 году.

Проклинайте меня, проклинайте

Проклинайте меня, проклинайте,

Если я вам хоть слово солгал,

Вспоминайте меня, вспоминайте,

Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,

За обманутый властью народ.

Ненавидел я чванство и барство,

Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,

Сабли блеск ошалелый подвысь.

Почему ж от меня отвернулись

Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,

Я не смею народ упрекать.

От чего же мне так одиноко,

Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку

Шел со мною и пулей сражен,

Мне б о вас полагалось заплакать,

Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут

И лампады не станут гасить…

Ну, а батько не может иначе,

Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,

Я за правду, за вас воевал…

Вопрос: Назовите автора данного стихотворения.

Ответ: Нестор Иванович Махно.

Седьмой конкурс . «Творческий»

Отобразить на бумаге эмблему своей команды в соответствии с названием.

(Баллы: от 0 до 1 по 1 за каждую эмблему)

Завершилась Гражданская война в ноябре 1920 г. ликвидацией последнего фронта в европейской части России (в Крыму). Некоторые историки считают, что полностью Гражданская война и интервенция закончилась в 1922 г., когда японские войска были выведены с Дальнего Востока. Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей, закончилась победой большевиков. Гражданская война и военная интервенция принесли нашей стране огромные разрушения и потери. Ущерб для Советской России составил 50 млрд. золотых рублей. Общие демографические потери на фронтах и в тылу достигли 8 млн. человек.

Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение грамот и свидетельства участника.

×
×