Конспект занятия по рисованию «Портрет мамы»

Автор: Наталья Викторовна Вахета

Название/ тема

«Портрет мамы»                                                                 

Задачи

 

 

Обучающие. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Формировать навыки правильно располагать части лица. Закрепить знания детей о жанре портрета.

Развивающие: Развивать мышление, воображение, внимание, мелкую моторику.

Воспитывающие. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.

Возраст/группа

Подготовительная к  школе группа

Культурная практика

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Культурно-смысловой контекст/ключевые слова

Портрет, автопортрет, подгрудный, анфас, профиль.

Источник/автор

Собственная разработка

Материалы и оборудование

Альбомный лист А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастер, восковые мелки,  клей-карандаш, салфетка.

Предварительная работа

Рассматривание портретов художников и поэтов. Рисование простым карандашом портретов. Чтение художественной литературы на тему «Моя мама»

1.Орг. Момент. Вводная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключительная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. – Ребята, к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.

В. —  Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Кто вас, дети крепко любит?

Кто жалеет, кто целует,

Кто заботится, ласкает

Нежно на руках качает,

Песни добрые поет,

Утром в детский сад ведет?

В. — Правильно, я прочитала строки, посвященные нашим мамам. А кто догадался, почему я завела разговор про мам? Правильно догадались, в ноябре во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мамочек, приезжают к ним в гости, дарят подарки, садятся все вместе за праздничный стол и пробуют приготовленное мамами угощение.

В. – Вот меня уже сегодня мои дочки поздравили. Они нарисовала мне рисунок. Хотите покажу? (Да)

В. – А как вы думаете, кто это нарисован?  (Да, это Я) Похожа? (Да)

В. – Я была очень рада и расцеловала своих дочек за такой подарок.

В. – А как называется такой рисунок? (портрет)

В. – А вы уже придумали, как будете поздравлять своих мамочек? (Да)

В. — Ребята, а как вы думаете, обрадовалась бы ваша мама, если бы ей преподнесли в подарок ее портрет? (Да)

В. – Но перед тем, как мы начнем рисовать, я вас приглашаю в наш кинозал, посмотреть интересный фильм.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ.

1 СЛАЙД.

В. —  Дом картин- называется ГАЛЕРЕЯ. В галереях очень часто проходят выставки картин разных художников мира. Ребята, а ответь мне на вопрос. Что обычно рисуют художники?! (ВСЕ)

2 СЛАЙД.

В. — Да, действительно. Художники рисуют все, что их окружает. Это и деревья, озера, животные, одним словом природа. Так же они рисуют дома: избушки, высотки. Портреты известных и неизвестных им людей. Художники могут рисовать, все что им нравится.

3 СЛАЙД.

В. — А на чем художники обычно рисуют? И чем? Правильно, кому чем больше нравится, кто-то красками, кто-то карандашами. Но еще, они рисуют не только на бумаге, а также на холсте. Кто-нибудь знает, что это такое?

4 СЛАЙД.

В. — Холст- это льняная ткань. А лен, это растение.

5 СЛАЙД.

В. — Портреты бывают: женский, мужской, детский, смешанный. (показ портретов) Подгрудный, Портрет головы , По пояс, В полный рост. Портреты рисуют в профиль, анфас. Автопортрет – изображение художником самого себя.

В. — Прежде чем рисовать портрет мамы, рассмотрим портреты мам, которые изображены на картинах художников. Многие художники в своих картинах писали картины про мам.

6 СЛАЙД.

(Далее на экране слайд с изображением «Мадонны Литы», картины итальянского художника Леонардо да Винчи.)

В. — Ребята, эта картина называется «Мадонна с младенцем». Написана она 100 лет назад знаменитым итальянским художником Леонардо да Винчи.

— Вглядитесь в лицо мамы. Какое оно? Что выражает взгляд мамы? О чём она думает?

— А может мама мечтает о будущем своего малыша? Каким она его представляет? (ответы детей)

— Обратите внимание на руки женщины. Как она держит малыша? Можно сказать, что младенец и его мама счастливы?

7 СЛАЙД.

— Ребята, эта картина находится в нашей стране, в городе Санкт-Петербурге, в знаменитом музее, который называется Эрмитаж. У картины всегда останавливается очень много людей, чтобы полюбоваться на нее. И если вы с родителями будете в Санкт-Петербурге, то попросите сходить вместе в Эрмитаж, чтобы увидеть эту чудесную картину.

В. — Ну, а мы сегодня с вами решили мамам приготовить сюрприз. Приглашаю вас в мастерскую художника И НАШИХ ГОСТЕЙ ТОЖЕ.

Воспитатель с детьми произносят слова с движениями:

В руки кисточки возьму,

(Плавно ведем рукой влево и вправо)

В мир волшебный попаду.

(Раскрываем широко руки вверх и в стороны)

Эй, художник в мастерской,

 

Двери нам скорей открой!

(Хлопаем в такт в ладоши)

 

В. — Ребята, мы сегодня – художники – портретисты. Прошу вас серьезно отнестись к   написанию портрета.

В. — Художник старается хорошо изучить черты лица человека перед тем, как начать писать портрет. Художник должен быть очень внимательным, но это еще не все. Хороший художник- портретист обязательно старается передать в картине настроение или даже характер человека, которого изображает.

В. — Мама – самый дорогой и любимый человек. Маму вы видите каждый день, и вам легко будет вспомнить, как она выглядит. Закройте глазки, представьте свою маму. Загляните в мамины глаза, посмотрите, какая у неё прическа, во что мама одета. А если вам трудно вспомнить, как выглядит мама, посмотрите на фотографию.

В. — Вспомнили? — Ну тогда за дело!

В. — Напомните, с чего мы начнем?

Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (разжимают ладошки вверх)

В. —  Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила рисования и скажем такие слова:

 «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

В. —  Вот теперь мои юные художники, я могу с уверенностью сказать, что сегодня мы с вами сможем создать свою картинную галерею. Для этого я предлагаю нам незамедлительно взять в руки карандаш и на наших холстах нарисовать свою маму.

Карандаш простой возьмем и тихонечко начнем!

Показ поэтапного рисования портрета. (РИСУНОК ЭТАПЫ ПОРТРЕТА)

1. Располагаем лист вертикально. Рисовать портрет непросто: сначала делаем наброски, простым карандашом. Все линии, выполненные, карандашом должны быть еле заметны, чтобы их можно было легко убрать ластиком. Для того, чтобы лицо получилось красивым.

2. Сначала рисуем простым карандашом тонкими линиями лицо — овал. Вот овальное лицо, оно похоже на яйцо. Овал нарисовали и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Глаза у людей разные по цвету. Например, у меня коричневые, значит, кружок у меня будет коричневый. Не забудем нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

3. Что находится над глазами? (брови). Это дугообразные полосы.

4. Рисование носа — нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются 
крылья носа и ноздри.

5. Рот находится ниже носа. Посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).

6. По сторонам на уровне глаз и носа рисуем уши…

7. Шею удлиняем, на шеи можно украшение нарисовать, если ваша мама любит носит, плечи закругляем.

8. Затем пышные волосы. Волосы бывают длинные и короткие, прямые и длинные.  Нарисуйте прическу, которую чаще делает ваша мама. Распущенные волосы скроют уши, их видно не будет. — Какие она любит носить украшения?

В. — Осталось портрет раскрасить, можно пожеланию оформить в рамку. Подумайте и решите, что вы будете использовать, когда начнете раскрашивать портрет своей мамы. По окончанию возьмите ластик и сотрите ненужные линии карандаша.

На столах   различный материал: восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, используйте по выбору.

Чтобы приступить к самостоятельной работе мы свами немножко разомнёмся.

ФИЗМИНУТКА музыкальная

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

 (Дети выполняют портреты под музыку «Мамочка моя, воспитатель оказывает помощь индивидуально.)

В. — Ребята, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам. Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

Расскажите о своей маме. Какая она у вас?

Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах? Предлагаю сделать выставку портретов наших мам?

Сегодня каждый из вас сделал подарок своей маме – нарисовал ее портрет. Мамы получились очень добрыми и красивыми, потому что вы их очень любите.

 

×
×