Вокально-хоровая работа в образовательном процессе ДОу

Автор: Ольга Викторовна Степанова

Вокально – хоровая работа в музыкально-образовательном процессе ДОУ.

Пение- удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Исполнение песен помогает ребёнку раскрыть свои чувства.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

            Задачи

·        Развивать интерес детей к музыкальному искусству;

·        Обогащать музыкально-слуховой опыт в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки;

·        Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;

·        Стимулировать к поиску яркого, выразительного пения;

·        Сохранять и развивать естественное, данное самой природой звучание детского голоса.

 

Перед  тем, как преступить к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные ( если ребёнок стоит)  или лежащие на коленях (если сидит) руки.  Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука.  Но как объяснить это детям в игровой форме? Обычно проговариваем с детьми стишки про осанку.

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

 

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростиночку.

Вот она какая-

Спиночка прямая!

 

Сидит дед

Ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие

Для детей представляет определённую сложность сохранение правильной певческой установки длительное время. Поэтому нужно давать им возможность менять позу. Помогают в этом игровые динамические паузы. («Медведь», «Ветер»  автор М. Картушина, «Паучки»  Е. Железновой  и др.)

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Наиболее целесообразным для пения является грудобрюшное дыхание. Детям сложно объяснить как это – дышать животом. Они начинают поднимать плечи, раздувать грудь или щёки, т.е.  типичный для детей недостаток – поверхностное неглубокое дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки.

 Овладеть навыком певческого дыхания детям  помогают упражнения и игры «лети, пёрышко», «Вдох и выдох», «Мороз», «Ёжик», «Петух» , «Пузырь», «Свеча» и многие другие разработанные К. Тарасовой, М. Картушиной, В.В. Емельяновым.

Необходимо учить детей пропевать  фразу на одном дыхании, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом. Очень эффективен приём «Ниточка».

Далее проводится работа над дикцией. Дикция ( лат. –произнесение речи) –ясность разборчивость произношения текста. Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения.

К сожалению большинство детей сейчас имеют проблемы с произношением звуков.

Пение очень полезно для детей с нарушением речи, т.к. развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений  является  систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка чёткости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата, они представляют собой специально организованные  упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Этих упражнений много, и ненужно быть композитором и поэтом, чтобы сочинять самим такие упражнения, главное чётко следовать поставленной задаче.

«Листики летят», «Я на горку». Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются в виде песенок игр, когда муз. Рук-ль поёт запев, а дети отвечают за персонажа. Наиболее мною используемые и как считаю, наиболее эффективные из всех вокально-артикуляционных упражнений это логоритмические упражнения. Они сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Современной наукой доказана филогенетическая связь  между развитием движений и формированием произношения. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.  Достаточно хорошо разработаны и любимы  детьми пальчиковые игры московского педагога Е. Железновой и Александра Иванова. 

Замечательная система вокально-хоровых упражнений разработана Карлом Орфом. Он предлагает проговаривание скороговорок в разном темпе, динамике, характере, с использованием звучащих жестов, музыкальных шумовых инструментов.

 

К вокально-артикуляционным упражнениям относятся и логопедические  распевки, направленные на овладение различными звуками. Замечательно разработаны в пособиях Т.С. овчинниковой и Л.Б. Гавришевой и Н.В.Нищевой.

Когда детские голосочки готовы к пению, можно переходить к самому важному и интересному этапу – знакомству с песней и её разучиванию. При разучивании важно, чтобы дети понимали то, о чём поют, представляли себе характер произведения, высказывали своё мнение о нём. Разучивание песни традиционно проходит в три этапа. На первом этапе (одно занятие) педагог знакомит детей с песней. Использует при этом личный показ, иллюстрации, стихи, на втором – разучивает с детьми музыкальный материал путём показа (пропевание, проигрывание, повторение), включение игровой ситуации «Дирижёр и хор» Третий этап, завершающий –

Закрепление выученного материала. На этом этапе можно привлечь детей к выполнению эскизов костюмов, инсценировке, сочинению движений к песне, и как итог, концертное исполнение и в детском саду перед сотрудниками, детьми других групп и, конечно же, перед родителями.

Заключение.

И в заключении хотелось сказать о подготовке. Ни для кого не секрет, что более продуктивна работа  по плану, в котором не только содержатся песни и музыкальные игры, но и прописаны все вокально-хоровые упражнения. Мне помогает в работе картотека, которую я пополняю интересным, представляющим педагогическую ценность материалом из журналов «Музыкальный руководитель», из интернета , из опыта коллег.

Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от нас большого терпения и  умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка не прошла даром. И задача у нас – с самого детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребёнка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь.

×
×