Формирование познавательного интереса школьников как условие развития творческих способностей на уроках истории

Автор: Мусагитова Тамара Ивановна

Т.И. Мусагитова

Учитель истории и обществознания

МБОУ  СОШ с. Шелканово

 

Формирование познавательного интереса школьников как условие развития их творческих способностей  на уроках истории

 

 

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Более пятисот лет существует классно-урочная система, которая имея массу преимуществ имеет также и недостатки. Одним из серьезных ее недостатков является трудность в удержании интереса большого количество учащихся к изучаемому материалу. Это в свою очередь приводит к безучастности, поискам занятий, не связанных с уроком и отвлечению от всего происходящего на уроке.

Бесспорный основоположник классно-урочной системы чешский писатель-педагог Ян Амос Коменский в своих трудах, уделяя большое внимание, возрасту, здоровью, семье и дидактическим задачам говорил также и о необходимости формирования интереса и занятости на уроке: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут)».

В своей педагогической практике, я стараюсь придерживаться этой мысли и организовывать деятельность учащихся на уроке в соответствии с их возрастом и интересами.

Данная проблема актуальна особенно в современном обществе, т.к. ускоренное обновление информации, доступ учеников к различным информационным ресурсам обрекает педагога, который часто не поспевает в их освоении, на проведение неинтересных и скучных уроков со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Но использование ИКТ также не является «панацеей» для организации, действительно, интересного урока. Большое внимание в современном образовании при переходе на новые образовательные стандарты (ФГОС) уделяется данному  вопросу. Учитель должен четко представлять мотивацию и связь с жизнью при постановке цели урока и формировании УУД.

Большую часть времени в школе ученик проводит на уроках и каждый учитель, как правило, старается мотивировать ученика к изучению именно своего предмета как наиболее важного. Но, как нам известно, слова учителя должны подкрепляться конкретными педагогическими методами и приемами, а так же методической  обеспеченностью, способными побудить учащегося в самом благоприятном варианте к стремлению самостоятельно изучать материал и пополнять знания из дополнительных источников.

Прежде чем обобщать свой опыт по формированию интереса на уроках истории, хотелось обратиться к научному определению понятия – урок.

«Урок —  это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного  времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них,  используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того,  чтобы все ученики овладевали  основами  изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников» — такое определение дается в труде Сластенина В.А. и Исаева И.Ф.

Воплощение на практике данной формы педагогического процесса, естественно, требует от учителя профессиональной подготовки и определенной квалификации. С приобретением опыта возможен и необходим творческий подход к методической части и организации самого урока.

Одним из самых популярных способов привлечения внимания учеников к новому материалу в современном образовании играет использование ИКТ.

В кабинете истории имеется в наличии проектор, экран и компьютер, поэтому я могу позволить себе это делать по мере необходимости. Часто используются тематические обучающие мультфильмы и учебные ролики. Во время просмотра ученики не просто пассивно просматривают материал, а получают задания для самостоятельной работы, как правило, раздаточный материал в виде распечатанной таблицы с вопросами, в которую они вносят информацию, полученную из ролика. Таким образом, проводится формирование умений отличать главную информацию от второстепенной и активизация внимания ученика во время данной деятельности.

В сети интернет можно найти огромное количество различных ресурсов, которые можно использовать на уроках, но все равно они «чужие» и не всегда отвечают методическим и педагогическим задачам, поставленным учителем. Как и большинства современных учителей, у меня есть опыт составления презентаций в программе Power Point, но этот ресурс уже становится менее актуальным, т.к. представляет собой уже нечто обыденное. В настоящее время активно осваиваю составление обучающих роликов в программе, входящей в комплект операционной системы Windows 7 – Киностудия. Она позволяет составлять зрелищный, динамический фильм, в котором можно использовать: видео, картинки, музыку, тексты и т.д. Также использую бесплатный он-лайн ресурс Prezi.com, который, несомненно, имеет массу преимуществ перед Power Point и позволяет «оживлять» старые презентации.

Естественно, переизбыток использования ИКТ на уроках приведет не только к нарушению санитарных норм, но и к постепенному привыканию и, как следствие, мы вновь столкнемся с заявленной проблемой статьи, т.е. отсутствием интереса к уроку. Поэтому необходимо научить ребенка работать самостоятельно, проявлять способность творчески мыслить, применять эвристический метод обучения.

Для решения указанных задач используются проблемные задания по историческим источникам и иллюстрациям, представленным в учебнике или подобранных педагогом. «Представьте, что Вы ремесленник времен Древнего Египта. Вас нанял вельможа для строительства еще одного дома на своей усадьбе. Используя картинки, текст учебника и  источник расскажите: какие вы возьмете инструменты? Нарисуйте план усадьбы и определите, где вы будете строить второй дом? Чем занимался вельможа в свободное время в своей усадьбе пока вы занимались строительством?» Подобные задания могут  интегрировать две и более тем, что позволяет повторить предыдущий материал, и лучше выполнять их, организуя работу по парам. Результатом работы на уроке может быть как устный рассказ, так и письменная работа. При домашнем задании это может быть вариант представления презентации.

Новые государственные стандарты ставят своей целью сформировать у учащихся способность самостоятельно овладевать знаниями и учителю отводится роль координатора. Но объяснение наиболее сложных исторических процессов все же требует участия педагога, способного донести информацию в доступном для учащегося варианте. Репродуктивному методу передачи знаний обязательно должны предшествовать задания, которые соответствуют возрасту и смогут побудить учащихся сделать выводы и установить причинно-следственный связи. В противном случае интерес к передаваемому материалу теряется в самые кратчайшие сроки. Пример задания: «Почему Земские соборы потеряли свою значимость и были отменены в 1653 году?»

Для учащихся среднего звена применяются педагогические приемы, направленные на реализацию творческого потенциала учащихся. Метод – «Оживи картинку», который используется как методический прием технологии ситуативного обучения, предполагает составление рассказа по иллюстрациям от первого лица. Пример задания: «Рассмотрите иллюстрацию современного художника — В торговой гавани Пирея и составьте рассказ о цели вашего визита в это место и об окружающей вас обстановке». После выполнения задания целесообразно провести фронтальный опрос. Учащиеся с интересом выслушивают друг друга и с нетерпением ожидают своей очереди для собственного рассказа.

Следующим приемом, который способен «оживить» познавательную деятельность указанных классах является – драматизация. Желающим ученикам предлагается выступить в роли оратора или вступить в диалог по изучаемой теме. Как правило, он применяется во время урока, но может быть вариант более тщательной подготовки дома. Как пример можно привести следующие задания: «Вы являетесь доверенным лицом Перикла, который попросил вас выступить на народном собрании и убедить всех присутствующих избрать его стратегом еще на один срок» Подобное задание можно дать группе или нескольким группам в классе, например: «Вы, как представители Верховного тайного совета, должны преподнести Анне Иоанновне кондиции и подробно объяснить ей условия, заключенные в них. В свою очередь Анна Иоановна может задавать уточняющие вопросы».

Подобные творческие приемы не обязательно использовать на каждом уроке, т.к. они не подходят ко всем темам и могут при частом использовании потерять свою привлекательность, поэтому необходимо проводить постоянную ротацию педагогических приемов и методов в зависимости от тем, целей и задач урока.

Учащиеся старшего звена в большинстве имеют опыт самостоятельного анализа исторических процессов и могут иметь собственную точку зрения. Учитывая эту особенность, большое внимание на уроках уделяется диалогам и дискуссиям по различным проблемным вопросам, которые даются в начале урока и к концу его необходимо выработать собственное мнение и уметь его аргументировать. Например: «Распад СССР это результат ошибочной политики союзных властей или закономерный процесс?» Рассмотрев новую тему или на повторительно-обобщающем уроке по определенному периоду, изучив понятия мы приступаем к дискуссии, где каждый индивидуально или группы доказывают свою точку зрения.

Отсутствие познавательного интереса учащихся к освоению материала на уроке — один из самых неприятных  и трудно устранимых недостатков, но с ним нужно и можно бороться. Каждый учитель имеет огромный набор методических инструментов для разрешения данной проблемы путем постановки дидактических и воспитательных задач, организации самостоятельной работы, использование ИКТ и многое другое. Учитель, как творческая личность, должен стремиться делать каждый урок качественно новым, избегая стандартных шаблонов. Организация интересного урока требует от учителя больших усилий, но они вознаграждаются, как правило, хорошим усвоением материала, отдачей от учеников, что в свою очередь имеет взаимную пользу, как для педагога, так и для учащихся.

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. – режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/16.php

2. Ян Амос Коменский: 17 правил воспитания. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru/yan-amos-komenskij-18-pravil-uspeshnogo-vospitaniya/

 

×
×