Занятие

Автор: Рязанова Алина Рифгатовна

                                                                                        Конспект НОД

                                                                                        по познавательно — речевому развитию

                                                                                в старшей группе Рязановой Алины Рифгатовны 

1.Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие », «Познавательное развитие».

     2. Тема: «Путешествие в космос»

3. Программное содержание:

Цель: Обобщение и закрепление  знаний по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

·         Уточнять и расширять знания детей о космосе;

·         Активизировать словарь по данной теме;

·         Совершенствовать грамматический строй речи, через подбор родственных слов, согласование существительных с числительными, образования существительных множественного числа.  

Коррекционно-развивающие:

·         Развивать связную речь.

·         Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

·         Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие.

·         Развивать память, мышление.

Воспитательные:

·         Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

·         Воспитывать эмоциональный отклик, активность, самостоятельность;

 

4. Словарная работа:

— обогащение словаря: названия планет, звездолет, звездочёт.

— активизация словаря: звездопад, звёздное, звезда, космонавт, ракета, космос, планеты.

           5. Индивидуальная работа: закрепление навыка ответа полным предложением.

6. Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

           7. Оборудование:

Проектор, видеоролик о космосе, дидактическое пособие, плакат природы,  запрещающие знаки, свеча, звёзды, магнитная доска, зеркала, салфетки, макет солнечной системы, контейнеры с сыпучими предметами.

 

 

 

 

ХОД НОД

Дети входят в зал, на экране компьютерная презентация «Бесконечность мироздания».  

Логопед:  Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Логопед: Отгадайте загадку

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики…

Дети: Звёзды.  

Логопед: Посмотрите у меня в ладошке звёздочка.

Звёздочку волшебную в руки я возьму

Свами познакомиться очень я хочу

Из рук в руки звёздочку ты передавай, имя своё называй.

Логопед:  Меня зовут Алина Рифгатовна (передаю звезду ребёнку, предлагаю сказать полным предложением).

Дети: Меня зовут Петя и т.д.

Логопед: Звезда приглашает вас отправиться в космическое  путешествие. Согласны вы побывать в космосе?

Дети: Да

Логопед: Кем мы должны с вами стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?

Дети:  Космонавтами.

Логопед: А вы хотели бы стать космонавтами?

Дети: да.

Логопед:  Какими должны быть космонавты?

Дети: Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.

Логопед:  Тогда нам нужно пройти специальную подготовку!

Предлагаю присесть на стулья.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

Возьмите удобно зеркала

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо (Часики)

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся (Улыбка)

Зубки он почистил.. (Почистим зубы)

Блинчик он покушал (Блинчик)

Выпил чаю чашку (Чашечка)

Запачкался вареньем (Вкусное варенье)

На качелях покачался (Качели)

И на горке покатался (Горка).

Пальчиковая игра «Построим ракету»

Логопед: Необходима космонавтам тренировка пальцев  рук.

Логопед:  На чём космонавты летают в космос?

Дети: на ракете

Логопед: построим ракету

Мы построим, мы построим    (Ударяют кулачками друг о друга  4 удара)

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все устроим      (Пальцы «колечками»  4 колечка)

И отправимся в полет.            (Руки подняты над головой, хлопки  4хлопка)

Та-та-та не страшна нам высота (Руки вверху, сжимают и разжимают                                        пальцы)

Ете-ете-ете – полетим в ракете  (Хлопки в ладоши (вправо – влево)

Ты-ты-ты – все будет видно с высоты. (Приставляют ладонь к глазам).

Дыхательно-голосовое упражнение «Ракета взлетает»

Логопед: А сейчас мы с вами, дети, 

 Улетаем на ракете. 

Ракета-звездолет на старте.   (Дети сидят на стульях, вытянутые руки сомкнуты над головой).

Ракета взлетает, произносим звук «У-У-у-у-у-у» сначала тихо, а затем громко. Побежали вперёд.

Логопед: Вот мы и в космическом пространстве. Что мы видим в космосе? (на экране звезды)

Дети: Звёзды

Д/игра  «Семейка слов».

Логопед: Да, в космосе очень много звезд. Предлагаю собрать семейку слов к слову «звезда», подберём родственные слова, а потом увидим, сколько слов у нас получилось. 

Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Как можно назвать космический корабль, летящий к звездам?

Дети: Звездолет.

Логопед: Человек, который считает звезды, кто он?

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»

с неба?

Дети: Звездопад.

Д\игра «Веселый счет» 

Логопед: Говорят, что звезды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их!

Дети: одна звезда, две звезды… 5звезд.

Логопед: Здорово! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда».

Логопед: Что ещё мы можем увидеть в космосе? (планеты на экране)

Дети: планеты.

Логопед: Какие планеты вы знаете?

Дети: ответы.

Д/игра «Солнечная система»

Логопед:  Все планеты вращаются вокруг солнца. Я предлагаю сделать макет солнечной систему. Я буду делать Солнце, а вы планеты. Я сделаю солнце  из пшена, посмотрите как. Костя ты будешь делать планету Меркурий из камешков, Света ты будешь делать планету Венеру из пшена и т.д. А потом мы выложим их вокруг солнца (дети выполняют задания).

Логопед: Костя, какую планету ты сделал? Из чего? Прошу ответить полным предложением.

Костя: Я сделал планету Меркурий из камешков.

Логопед: Она самая первая от солнца, поставь на первую дорожку.

Логопед: Света какую планету ты сделала? Из чего?

Света: Я сделала планету Венеру из пшена.

Логопед: Она вторая от солнца, поставь на вторую дорожку  и т.д.

Логопед: Все они Солнца большая семья.

А наша планета зовется…..

Дети: Земля

Логопед: Та на которой живём ты и я.

 Посмотрите на нашу планету.

Какая она по форме?

Дети: круглая

Воспитатель: Какая по размерам?

Дети: Очень большая,

Воспитатель: ещё какая наша планета?

Дети: яркая, красивая.

Воспитатель: Какого цвета больше?

Дети: голубого.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: потому что  на планете много воды.

Д/игра «Чего много»

Логопед: Верно, предлагаю рассказать  чего ещё  много на земле при помощи макета и прищепок, начинать будете со слов «на земле много…» .

Дети: на Земле много полей, на земле много гор, на земле много цветов, на Земле много рек, на земле много людей, на земле много лесов, на Земле много животных , на Земле много  птиц, на Земле много бабочек .

Логопед: Посмотрите, как богата наша Земля (показываю картину – макет природы земли)

Логопед: Пришла пора нам возвращаться на землю.

Динамическое упражнение  «Полёт на Землю»

Встанем в кружок, возьмемся за руки. Вот мы с вами опять в ракете отправимся на землю.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднимитесь.

Раз, два, три! Потянись!

И на землю опустись!

Д/ игра «Сохраним планету нашу»

Логопед: Мы с вами очутились на лесной поляне. Посмотрите,  как красива наша Земля. Расскажем, как мы можем сохранить это богатство и красоту?  А рассказать нам помогут вот такие знаки (каждому раздаю запрещающие знаки) отвечайте полным предложением, например «Чтобы сохранить планету, нужно…»

Дети: ответы (дети прикрепляют картинки-знаки на макет)

Логопед:  Красоту и богатство нашей Земли надо беречь.

Д/игра «Составим звёздное небо»

Логопед: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.  Я предлагаю вам создать своё звёздное небо, каждый возьмёт звезду и прикрепит её на магнитную доску, вспомним,  что интересного узнали сегодня, а помогут нам в этом картинки в середине звезд.

Куда мы совершили путешествие?

Дети: Мы путешествовали в космос.

Логопед:  Как называют человека, который летает в космос?

Дети: В космос летает космонавт.

Логопед: На чём космонавт летит в космос?

Дети: Космонавт летит в космос на ракете.

Логопед: Что мы увидели в космосе?

Дети: Мы увидели в космосе звёзды.

Логопед:  Что ещё видели в космосе?

Дети: Мы увидели в космосе планеты.

Логопед: Вокруг чего вращаются планеты?

Дети: Планеты вращаются вокруг солнца.

Логопед: Как называется наша планета?

Дети: Наша планета называется Земля.

Логопед: Что должны сделать, чтобы сохранить нашу планету?

Дети: Надо беречь нашу планету.

Логопед: На этом плакате я тоже прикреплю свою звезду, потому что мне очень понравилось путешествовать с вами (звезда с сердечком).

Логопед:  Ребята, как весело мы сегодня провели время. Что мы с вами делали?  Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего понравилось?

         (Ответы детей)

Логопед: Я дарю вам космические раскраски, чтобы раскрашивая, их вы могли вспоминать наше замечательное космическое путешествие.

 

 

×
×