Автор: Князикова Елена Анатольевна
«Развитие трудовой деятельности детей в рамках ФГОС»
Виды труда в ДОУ
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
• Труд в природе
• Ручной и художественный труд
• Умственный труд
1) Самообслуживание — труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
1-я младшая группа |
2-я младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание |
Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
|
Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. |
Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. |
Сформированные навыки и умения совершенствуются.
|
2) Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший дошкольный возраст |
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. |
Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. |
Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа |
Подготовительная группа |
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам |
Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.). |
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС:
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО предметно-развивающая среда должна:
Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной ,вариативной, доступной и безопасной.
Соответствовать возрастным возможностям детей и стать основной для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.