Возможности использования конструктора «ЛЕГО» для обогащения математических представлений детей дошкольного возраста

Автор: Емельяненкова Ирина Болеславовна

Возможности использования конструктора «ЛЕГО» для обогащения математических представлений  детей дошкольного возраста

    Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

     Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса по ЛЕГО-конструированиюв процессе активного педагогического общения.

     Задачи:

обучать участников мастер-класса навыкам применения ЛЕГО–конструктора;

— показать участникам мастер-класса технологии формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью конструктора «Лего»;

— формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности ЛЕГО — конструктора.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, проектор, картотека схем и образцов построек.

    Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:

— теоретическую

— практическую

— заключительную


Ход мастер-класса:

1.Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир ЛЕГО. Я хотела бы поделиться нашим опытом работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью конструктора «Лего».

     Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций».

     Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». ЛЕГО позволяет детям учиться, играя.

     Практическая часть.

     Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из вариантов применения конструктора «Лего» в работе  по  формированию элементарных математических представлений.

    Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры). Хочется отметить, что конструктор интересен не только мальчикам, но и девочкам. Когда деятельность привлекает — она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся.

   Приглашаю всех побывать сегодня в роли детей и отправиться в Лего-страну.

 

— Я предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей

     Игра «Волшебная дорожка»

Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете.

— Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?

— А почему ты поставил этот кирпичик?

— Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?

— Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детали ЛЕГО искажем волшебные слова:

Друзей с собою возьми.

И в ЛЕГО — страну попади.

     Начнем от простого к сложному. Игра «Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики Лего «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).  Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

     Игра «Разложи по цвету». Цель: закреплять названия цветов. Оборудование: кирпичики Лего всех цветов 2 x 2, 4 коробки.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

    Игра «Разноцветные дорожки»

Материал: набор конструктора Лего.

Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине.

Кирпичики Лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д). Аналогично  «Широкая и узкая тропинка».

   Игра «Разложи по величине» (для детей 3 – 5 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры: нужно расположить формы Лего так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Материал: формы лего.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

     Игра «Разноцветные комнаты» (для детей 3 – 5 лет)

Задача: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.

Материал: листы цветной бумаги, разноцветные детали лего.

Ход игры:

Обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, лего по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».

     Игра «Разноцветные вагончики» ( для детей 4 – 7 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Ход игры:

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

     Ориентация  в пространстве: понятия слева — справа, вверху, внизу.

 Можно использовать любые детали от Лего, но обязательно отличные по цвету.

«Слева — справа» 

Задание: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – зеленый.

Возможные вариации заданий:

—  расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а зеленый справа;

—  желтый кубик стоит слева от зеленого, а красный слева от желтого;

— справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – зеленый.

По такому же принципу знакомим с понятиями: вверху, внизу.

     Измеряем предметы и сравниваем их.

Пример задания. Измерить высоту карандаша и игрушки. Сравнить их.

Процесс выполнения задания. Для того чтобы измерить высоту предмета, предложите ребенку построить рядом с этим предметом башню из кирпичиков, которая охватила бы всю его длину. После того как ребенок построит две башни, их следует сравнить: какой из предметов выше и на сколько кирпичиков.

     Можно сравнивать и детали, которые состоят из разного количества шипов.

 Считаем и складываем шипы на блоках.

Также можно проводить графический и математический диктанты.

Блок с 2 шипами – модуль 2, с 3 шипами – модуль 3 и т.д.  Посмотри на пластину и покажи верхний левый угол.  Посчитай 6 шипов в правую сторону и 2 шипа вниз. Возьми модуль 4 красного цвета и поставь его. Теперь возьми модуль 2 красного цвета  и поставь его справа от модуля 4.Возьми модуль 2 желтого  цвета  и поставь его под модулем 2 красного цвета. Возьми модуль 4 желтого цвета и поставь его справа от модуля 2 желтого цвета и т.д.

     Из крупных деталей Лего можно собрать практически все цифры.

Рефлексия.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.

Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.

Спасибо всем за участие в мастер-классе.

×
×