«Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся»

Автор: Татьяна Петровна Ольховка

«Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся»

 

«Контроль и оценка составляют основу успешности обучения».

С.Т.Шацкий

Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В стандартах контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которые получаются посредством контроля. Вот почему в настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтому актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля.

Остановлюсь на характерных чертах контроля.

Первая относится к учителю. Здесь следует отметить, что, хотя учитель, проверяя знания учеников, выявляет уровень их достижений, он не может не сознавать, что этот уровень есть не только результат работы самих учащихся, но и результат его собственной работы по обучению их этим знаниям. Проверяя знания своих учеников, учитель в то же время проверяет и себя, своё умение преподавать. Чтобы вполне правильно проверить знания своих учащихся, учителю необходимо осознавать, что в том или ином уровне этих знаний, возможно недостаточном, повинен и он, ему надо посмотреть на плоды своих трудов как бы посторонними глазами, подойти к ним беспристрастно, объективно.

Вторая черта относится к психологическому состоянию учащихся во время проверки. В отличие от остальных частей процесса обучения это состояние характеризуется здесь повышенной эмоциональностью.

У одних – это лёгкое, приятное возбуждение, своего рода творческий подъём, мобилизующий все интеллектуальные способности, у других – это страх, боязнь, тормозящие умственные силы.

Третья черта — индивидуальный подход к учащимся. Выбор учителем вида и сроков контроля.

Основные принципы проверки знаний

Объективность и регулярность:

1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию;

2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.

Первый из этих принципов – объективность проверки. Готовя всякого рода проверочные задания, учитель должен исходить не из того, что его ученики могут ответить, написать, сделать и т.п., а из того, что они должны знать и уметь по данному вопросу в данный момент, т.е. ориентироваться на планируемые результаты. Никакие другие соображения и мотивы не должны оказывать здесь, равно как и в самом акте проверки, ни малейшего влияния.

В большинстве же случаев мы предпочитаем пользоваться заданием с одним или несколькими вариантами. Если эти варианты равнотрудны, то интересы проверки от этого не страдают, если же они различны по трудности, то качество проверки ухудшается.

Второй принцип проверки – регулярность. Стоит допустить нерегулярность в этом деле, как учащиеся в одни периоды будут перенапрягаться от усилий, а в другие будут чувствовать себя свободными от ответственности за своё учебное дело, граничащей с бездельем. Регулярная проверка, приучая учащихся к постоянному учебному труду, а не от случая к случаю. И, наконец, чем регулярнее проверяют ученика, тем скорее он овладевает соответствующими умениями и навыками.

Виды, методы и формы проверки

Проверка знаний, умений и навыков учащихся позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика.

Виды проверки знаний

Текущая проверка. Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня в день добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу.

Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса. Большое место в текущей проверке отводится работе у доски или самостоятельно.

Итоговая проверка.

Основная цель — определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. Итоговая проверка успеваемости выполняет не только функции контроля. Итоговая поверка должна быть спланирована. Ей предшествует повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, самостоятельные работы, цель которых устранить выявленные пробелы, а не поставить два в журнал. Это что позволяет поднять их на новый уровень. 

Формы и методы проверки знаний учащихся

 

1. Устный опрос (метод) – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Будучи самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл». При фронтальном, его также называют беглым, опросе не рекомендуется выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-3 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Вопросы, задаваемые учащимся при индивидуальной устной проверке, предполагают развёрнутый ответ, умение использовать знания в учебной практике. В это случае, можно выставить оценку. Если пересказ, то критерии: выразительно, полно, последовательно, фактические ошибки)

 

2. Письменная проверка (метод)

Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся или некоторой ее части. Это важная положительная сторона данного метода.

Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии (большое упражнение списать красиво, решить много примеров, или маленький объем, но текст деформированный, или прямую речь поставить в начало предложения…или пример на порядок действий). Что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Письменная проверка на уроках может проводиться в форме диктантов, а также контрольных, самостоятельных и проверочных письменных работ.

 

3.Программированный контроль.

Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,
что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения
изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Перфокарты. На компьютере. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

 

4. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала

Из вышесказанного можно сделать вывод, что контроль — обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий результаты учебной работы; он обеспечивает обратную связь, является средством корректировки учебного процесса.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Хотелось бы, чтобы в контроле было больше педагогики и мало власти, тогда контроль будет ресурсом повышения качества образования.

Введение указанных систем контроля, позволяет каждому ученику:

  • исправить любую оценку на более высокую (в этом состоит принцип открытых перспектив);
  • не иметь по предмету двоек (двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом);
  • приобщаться к ежедневному трудовому напряжению (в результате чего воспитывается организованность, трудолюбие, воля);
  • вырабатывать познавательную самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях.

Система оценивания знаний и умений учащихся не должна быть простой формальностью, а должна являться частью воспитательного процесса, помогать решать не только проблемы учебного плана, но и воспитательного, тогда и сам учебный процесс будет более плодотворным и результативным.

 

 

×
×