«Проектирование воспитательного процесса педагогом в учреждении дополнительного образования»

Автор: Кононенко Светлана Ивановна

Технология  проектирования (конструирования) воспитательного процесса.

При решении любой педагогической задачи (тем более при проектировании воспитательного процесса) необходимо соблюдать последовательность и неразрывность триады «анализ, прогноз,  проект».  

 

1.                Анализ исходных данных должен быть направлен на выяснение состояния основных компонентов воспитательного процесса: воспитанников, воспитателей (педагогов) и характер сложившихся между ними отношений; уровень воспитанности школьников, содержание воспитания, средств и условий, в которых воспитательный процесс осуществляется.

2.                Задача педагога на этапе прогнозирования (целеполагания) – поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: каков коллектив, на который направляется педагогическое воздействие; какие потребности и интересы учащихся актуализируются на данном этапе; каков уровень развития воспитанников по данному направлению; что необходимо достигнуть в результате осуществления дела; какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированный результат?

3.                Исходя из сформулированной цели и поставленных задач, осуществляется разработка проекта воспитательного дела. В итоге проект педагогической деятельности оформляется в виде плана, конспекта или сценария.

 

 Этапы проектирования воспитательного дела (ВД).

В любом  воспитательном деле (ВД)  выделяются следующие этапы:

1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей);

 2) планирование;

 3) организация дела;

 4) осуществление дела;

5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов).

На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.    Рассмотрим подробней каждый из этих этапов.

1.              Целеполагание – этап анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей. На этом этапе педагог должен чётко представить особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении, соответствующем предполагаемой направленности ВД, а также ориентиры, признаки желаемого результата, средства его достижения. Для этого анализируются недостатки, выявленные практикой воспитательной работы в прошлом.

 

Технологические  требования к этапу целеполагания.

1.                Глубокое осмысление, умелая интерпретация и доведение до учеников конкретных задач  ВД.

2.                Проектирование ВД на основе деятельностного и комплексного подходов. Иначе говоря, в хорошем ВД дети должны быть вовлечены в интересную и разнообразную деятельность, в которой реализуется целый комплекс действий, направленных на решение поставленных воспитательных задач.

3.                Выделение главного звена, через которое решаются все остальные задачи.

4.                Определение содержания ВД в связи с его задачами и условиями осуществления, с интересами и увлечениями воспитанников.

5.                Рациональный подбор методов, приёмов и средств каждого этапа ВД таким образом, чтобы используемые методы, приёмы и средства обеспечивали максимальную активность, инициативность, самостоятельность детей.

6.                Достижение максимальной организационной четкости. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.

7.                Нешаблонность, новизна, разнообразие в содержании и организации ВД. Нередко удачный опыт, полученный в одном ученическом коллективе, не прививается в другом.

8.                Эмоциональная насыщенность ВД, возможность получения детьми положительных эмоций (радости, гордости за себя и товарищей и т.д.).

 

На этапе планирования перед педагогом стоит задача определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как именно должно быть сделано.

Технологические требования:

 — следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывая их возрастные и личностные особенности;

— воспитанники, участвующие в планировании, должны почувствовать ответственность за составляемый план, принять его как посильный обязательный для  выполнения.

Этап организации связан с подготовкой дела.  Технологию этого этапа можно представить как решение следующих задач:

 — ясное определение цели (чего необходимо достичь?);

— точное определение задач для каждого воспитанника (какие действий помогут этого достичь?);

— подготовка всего необходимого для предстоящей работы (какие средства использовать?)

— установление норм для измерения результатов (каковы количественные и (или) качественные показатели достижения желаемого результата?)

 — распределение ответственности, определение времени отчётности о выполнении (кто, за что конкретно отвечает и когда это надо сделать?);

— инструктирование исполнителей (как именно выполнить данное действие? кто, с кем и как сотрудничает при подготовке и проведении дела?).

Основные рекомендации для этого этапа:

— чётко определите права и обязанности каждого участника предстоящего дела;

 

— каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям;

— помните, что школьники не имеют навыков организации; придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успех;

— приучайте ребят к мысли, что хорошая организация работы организация удесятеряет силы.

На этапе осуществления ВД педагогу необходимо обратить внимание на ряд моментов:

— педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя ход на основе сценария;

 — педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы;

— педагог следит за четким решением организационных вопросов.

Подведение итогов дела может происходить как коллективное обсуждение или как индивидуальный  педагогический анализ.

Анализ воспитательного дела (ВД)

Целесообразно придерживаться следующей схемы анализа воспитательного дела:

1.     Все ли пункты плана, этапы, действия удалось реализовать.

2.     Отвечало ли содержание ВД намеченной цели.

3.     Отвечала ли организация ВД его цели и задачам.

4.     Все ли запланированные действия были подкреплены необходимыми средствами.

5.     Какие части, эпизоды дела удались лучше других, почему.

6.     Удалось ли уложиться в отведённые временные рамки.

7.     Кто и почему срывал сроки.

8.     Удалось ли реализовать в ВД систему воспитывающего взаимодействия или же оно было набором мало связанных между собой частей.

9.     Удалось ли достичь эффекта новизны.

10.                       Отвечала ли эмоциональная окрашенность ВД его замыслу.

11.                       Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься.

12.                       Какой оценки заслуживает каждый участник дела.

13.                       Каким было поведение участников.

14.                       Причины отрицательной реакции детей на педагогические действия (если была).

15.                       Чего нужно избегать в будущем, что нового надо ввести в следующие воспитательное дело (ВД).

 «Воспитательная работа внутри детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования»

 

Цель воспитательной работы в объединении  – способствовать формированию и раскрытию  творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.

 

 задачи:

  • — способствовать активизации и ориентации  интересов воспитанников на интеллектуальное, физическое и духовное развитие.
  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
  • воспитывать в детях взаимоуважение  (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащегося;
  • развивать творческую деятельность;
  • развивать активную жизненную позицию ребенка.
  • внедрение и соблюдение собственных ритуалов, традиций, законов («посвящение», «заповеди воспитанника»)

 

Формы воспитательной работы с детскими объединениями

Формы воспитательной  работы  классифицируем  на 3 вида (по Куприянову)

Тип «представление»

1.     представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление, торжественное собрание);

2.     представления-ритуалы (линейка),

3.     представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

Тип «созидание-гуляние»

1.     развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);

2.     совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);

3.     развлечение- коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

Тип «путешествие»  также три класса:

1.     путешествие- демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);

2.     путешествие — развлечение (поход, прогулка);

путешествие- исследование (экскурсия, экспедиция

 

Формы воспитывающей деятельности (то, во что облекается содержание воспитания).

Могут быть: экскурсия, посиделки, чаепития, игра, конкурсы, развлекательная программа, соревнования, деловая, ролевая игра, тренинг и т.п.

 

Методы воспитывающей деятельности (каким образом происходит достижение воспитательной цели, как доносим содержание воспитания до детей).

Могут быть: слово, наглядность, стимулирование, упражнения, тренировка, дискуссия, диспут, поиск и т.п.

 

 

 

 

Педагогический прием в воспитании (интонация, поощрение, эмоциональная отзывчивость, тактильные прикосновения, убеждение, перевод бытовой ситуации в воспитательную и т.д.).

 

Педагогическая технология:

·                     технология педагогической поддержки;

·                     личностно — ориентированное воспитание ( используются методики изучения личности ребенка, семьи, интересов и т.п.);

·                     создание «Ситуации успеха».

 

Функции педагога дополнительного образования как воспитателя:

1. Воздействие педагога на ученика:

  • изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения, его интересов;
  • программирование воспитательного воздействия;
  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
  • анализ эффективности индивидуальных воздействий.

2. Создание воспитывающей среды:

  • сплочение коллектива;
  • формирование благотворной эмоциональной обстановки;
  • включение учащихся в разнообразные виды деятельности;
  • развитие детского самоуправления

3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:

  • социальная помощь семье;
  • нейтрализация негативных воздействий социума;
  • взаимодействие с другими учреждениями.

   

Планирование воспитательной работы в детском объединении

В широком смысле слово планирование — процесс определения целей и задач воспитательной работы и средств их решения. Планирование — ядро воспитания как целенаправленной деятельности, это область творчества учителя-воспитателя.

Планирование  позволяет  педагогу:

• четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

• предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся,

состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие

условия;

• целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные

формы воспитательной работы;

• проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя

поступательное движение в развитии коллектива и личности

каждого учащегося;

• видеть перспективы собственного самосовершенствования — общечеловеческого

и педагогического.

 

 

 

 

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; вызовы для участия в них.

Воспитательная работа педагога дополнительного образования отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

 

×
×