Психологическая подготовка юных спортсменов в настольном теннисе

Автор: Шишкова Александра Михайловна

Психологическая подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.

 

   Настольный теннис – высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом от крайнего напряжения к быстрому спаду.

   Для успешных выступлений в настольном теннисе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить наиболее важные: двигательная реакция, мышечно-двигательная чувствительность, интенсивность и объём внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, активная мотивация тренировок.

   По своему направлению все средства психологической подготовки можно разделить на две группы:

   —  психолого-педагогические – беседы, лекции, просмотр соревнований и тренировок сильнейших игроков и сборных команд, аутогенная тренировка, самовнушение;

      — практические – тренировочные и соревновательные игры, игры с установками тренера на предъявление к учащимся повышенных требований к проявлению психологических показателей, сбивающие факторы в игре, на фоне повышенных физических напряжений (утомлений).

    Этап начальной специализации.

   Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувств необходимости занятий физической культурой и спортом, желание стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

   Психолого-педагогические наблюдения во время эстафет, подвижных игр, игр с мячом и ракеткой.

   Наблюдения поведенческих особенностей детей в процессе подвижных игр, что позволяет тренеру оценить способности в комплексе их проявлений. Выявление наиболее дисциплинированных, двигательно- активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, принимающих на себя роль лидеров, стремящихся быть во всём первыми, внимательных и быстро усваивающих новые виды движений. Беседы тренера и ведущих спортсменов с детьми, просмотр соревнований, фильмов, тренировок сильнейших спортсменов.

   Определение интереса занимающихся к прослушанному материалу.

   Выявление детей, обладающих устойчивым вниманием.

  

   Этап углублённой специализации

   Продолжение работы по воспитанию у занимающихся устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом, и, конкретно, к настольному теннису.

   Работа по расширению психологических методов воздействия на занимающихся.

   Задачи тренера на этом этапе:

   -формирование установки на соревновательную деятельность,

   — повышение уровня надёжности действий и устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам на фоне сбивающих факторов (эмоциональной напряжённости, воздействия противников, физического утомления, внешним факторам – зал, свет, инвентарь.

   Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:

   — создание ситуаций со сбивающими факторами (физическое утомление, поведение противника, зрителей и т.п. в тренировочных занятиях и играх на счёт;

   — введение ситуаций выбора ответных действий, принятие самостоятельных решений в условиях дефицита времени;

   — формирование выраженных черт характера и свойств личности, типичных для высококлассных игроков;

   — применение педагогических методов воспитания психики игрока в настольный теннис.

 

   Этап спортивного совершенствования

   Работа по формированию установки на соревнования, повышению уровня надёжности действий, устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

   Участие в большом количестве соревнований.

   Напряжённость тренировки.

   Задачи этого этапа:

   — достижение высокого уровня устойчивости психофизиологических показателей в стрессовой (соревновательной) ситуации;

   — проявление бойцовских качеств в наиболее ответственные моменты соревнований;

   — настрой на достижение высоких спортивных результатов;

   — воспитание эмоциональной устойчивости;

   — воспитание надёжности действий в стрессовой ситуации;

   — осознание чувства долга и ответственности перед коллективом, командой, страной;

   — воспитание высокой мотивации занятий спортом;

   — выявление способности к самоанализу действий.

   Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:

   — самооценка,

   — самоприказ,

   — убеждение,

   — самовнушение,

   — психотерапия и гипноз,

   — аутогенная и видеомоторная тренировки,

   — тренировочные и соревновательные игры с установки тренера,

   — моделирование игровых ситуаций,

   — беседы с тренерами и ведущими спортсменами,

   — просмотр соревнований с их анализом.

 

 

На вершине спортивного мастерства игроки испытывают наибольшие психологические напряжения: большое количество соревнований и частый переход от стрессовой соревновательной ситуации к тренировочной работе предъявляют к спортсмену повышенные требования.

   Задачи психологической подготовки на этапе высшего спортивного мастерства – совершенствование следующих навыков и умений;

   — эмоциональная устойчивость к стрессу;

   — умение мобилизовать все системы организма в наиболее ответственные моменты;

   — способность к чёткому выполнению тактического плана в соревновательной обстановке;

   — способность к вариативности технико-тактических действий в ходе встречи;

   — надёжность действий, как в отдельной игре, так и в продолжение всего соревнования.

   Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:

   — самоконтроль действий в соревнованиях;

   — анализ психологических действий в соревнованиях;

   — аутогенная и психорегулирующая тренировка;

   — соревновательная деятельность;

   — моделирование предстоящих соревнований и условий их проведения;

   — соревновательные и тренировочные игры с установками тренера;

   — соревновательные и тренировочные игры со сбивающими факторами;

   — психолого-педагогические методы;

   — просмотр соревнований.

 

×
×