Автор: Булавина Анна Викторовна
План-программа совместной и самостоятельной деятельности по проекту
«Умелые пальчики».
Младший дошкольный возраст
Актуальность:
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
У здоровых, нормально развивающихся детей развитее ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различных действий с этими предметами.
Однако у детей, имеющих отклонения в развитии, возможности полноценного восприятия действительности ограничены. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, церебральным параличом, у которых имеются нарушения слуха, речи, зрения и интеллекта (в той или иной степени) уровень сенсорного развития значительно отстает. Чувственный опыт таких детей ограничен; в силу двигательной недостаточности формирование восприятия предметов окружающего мира нарушено на самом раннем этапе развития ребенка.
Работая в группе с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и интеллекта я убедилась, что у детей имеются значительные отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом, что связано как с органическими поражениями нервной системы, так и с ограниченными возможностями познания окружающего вследствие моторной недостаточности. Исследование состояния ручной моторики показало, что дети имеют отклонения в развитии моторике рук, недостаточно четко координируют движения, предложенные задания выполняют в медленном темпе или не могут выполнить их вообще.
Для решения этих задач необходимо сплотить усилия воспитателей, специалистов, родителей и самих детей и разработать проект по развитию сенсомоторики.
Участники проекта-педагог –психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители, дети группы «Пчелки»
Тип проекта –коррекционно-развивающий., творческий, долгосрочный.
Направленность-интеграция О.О Физическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное-развитие, Художественно-эстетическое развитие.
По срокам реализации-долгосрочный.
Цель -создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более создание предпосылок обучению в школе .
.
Задачи:
Обучающие:
исправление недостатков моторики;
совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий;
обучение графическим навыкам письма.
Развивающие:
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развитие творческой активности, пространственного мышления.
Воспитывающие
Воспитание внимательности к выполнению заданий.
Воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Изучить методическую литературу по теме. «Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова
Провести мониторинг ручной умелости у детей
Разработать перспективный план с использованием различных традиционных и нетрадиционных методов.
Провести родительское собрание по ознакомлению с проектом.
Разработать и изготовить совместно с родителями картотеку игр «Играем в детском саду и дома»
Провести встречу-практикум в родительском клубе «Искорка»
Тема: «Пальчиковый театр как одно из средств развития мелкой моторики»
Пополнить центр мелкой моторики тактильными пособиями.
О.О «Физическое развитие»- Игры укрепляющие мышцы кисти и пальцев рук.
О.О «Познавательное развитие»-Игры в центре «Сенсомоторики». Игры с предметами.
О.О. «Социально-коммуникативное развитие»- Пальчиковый театр.
О.О. «Речевое развитие»-Пальчиковые игры в стихах.
О.О. «Художественно-эстетическое развитие»-Игры с изобразительными материалами, игры с бумагой. игры с песком.
Видеотека — Презентация «Игры на развитие сенсомоторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Итоговый мониторинг умений и навыков.
Планируемые результаты-
-укрепляются мышцы пальцев рук, тренируется чувствительность кончиков пальцев, формируется правильный захват предметов, развивается координация рук.
— развивается речь;
— развивается эмоциональная выразительность;
— повышается работоспособность головного мозга;
— развивается внимание, память, воображение;
— развивается пространственное мышление;
— снимается тревожность.
-развиваются коммуникативные навыки.
План-программа совместной и самостоятельной деятельности по проекту
«Умелые пальчики».Младший дошкольный возраст
|
Игры и упражнения. |
Методы и приемы. |
Взаимодействие специалистов, родителей. |
сентябрь октябрь ноябрь |
Ф. Упражнения без предметов. Упражнения укрепляют мелкую мускулатуру пальцев рук.
П. Игры с предметами.
С. Пальчиковый театр.
Р. Пальчиковые гимнастики.
Х. Продуктивная деятельность.
Коррекционная работа. «Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова
|
Подозвать пальчиками к себе (иди), попросить что-то (дай), помахать рукой («привет» или «пока»), постучать в дверь одним пальцем. Пожми мне руку.
Упражнения с заводными игрушками, с юлой, с волчком. Упражнения с использованием пирамид, бус, колец (учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать их, нанизывать предметы на веревочку, колечки себе на руку). Упражнения по формированию навыков самообслуживания: — застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек. Игра «Петрушка». Знакомство с пальчиковым театром. Обыгрывание персонажа. «Компот», «Засолка капусты» «Деревья» «Дождик» стр 124-127 Е.В.Рындина
Рисование-«Здравствуй кисточка» Игры с изобразительными материалами. Лепка-«Чудо-тесто» Знакомство с пластическими материалами. Аппликация- «Листики» Природный материал.
|
Рекомендации Ортопеда. Инструктора ЛФК Психолога. Логопеда.
Мониторинг ручной умелости.
Осенние встречи с родителями.
Взаимодействие по проекту. |
декабрь январь февраль |
Ф. Упражнения без предметов. Упражнения укрепляющие мелкую мускулатуру пальцев рук.
П. Игры-упражнения с предметами.
С.Пальчиковый театр.
Р.Пальчиковые гимнастики
Х. Продуктивная деятельность.
«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова
|
Погладить по голове ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать кулачком о кулачок («молоток»), предложить показать «фонарики»
Упражнения по формированию навыков самообслуживания: — используя ленты и веревки, учить детей завязывать узлы и банты. Упражнения с формами, вставляющимися друг в друга (большие, меньше, еще меньше и т.д.). Формы могут быть различными: цилиндры, прямоугольные или квадратные коробочки.
«Перчаточный театр» Обыгрывание сказочных персонажей. «Петушок» «Зайка» «Снежок», «Зима», «Зайчик» стр 138-139 Е.В. Рындина. Рисование –«Снежок» пальчиковое рисование Лепка-«Снеговик» способ «налеп» Аппликация «Елочка» Бросовый материал.
Обрывная аппликация «Снегопад».
Игры с трафаретами. Прием «Сотворчества» |
Консультации со специалистами.
«Сказки с малышами» встреча практикум в детско-родительском клубе «Искорка»
«Перчаточный театр » сказку показывают родители. |
март апрель май |
Ф. Упражнения укрепляющие мелкую мускулатуру пальцев рук.
П.Игры-упражнения с предметами.
С.Пальчиковый театр-
Р.Пальчиковые гимнастики
Х. Продуктивная деятельность.
«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова
|
Пальцы обеих рук слегка согнуты и положены друг к другу («миска»). Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («домик»). Положить ладонь правой руки на ладонь левой, приподнимать пальцы («бегемот»). Упражнение с использованием бумаги и ваты (учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую тонкую бумагу; делить вату на маленькие кусочки, наматывать вату на палочку). Закрепить приемы самообслуживания.
«Веревочные куклы» Обыгрывание сказочных и стихотворных персонажей. «Кот-царапка» , «Гусь» Стр145-149 Е.В.Рындина
Рисование –«Цветные ладошки» рисование ладошкой. Лепка-«Солнышо» жгутики. Аппликация-«Мать и мачеха» скрученная салфетка. Игры с трафаретами Упр. |
Конкурс «Лучшая игра развивающая мелкую моторику».
Встречи с логопедом Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи»
Логопед
Открытое занятие для родителей
Тема «Весна красна»
Музыкальный руководитель
Апрель
Консультация для родителей
Тема «Речь и пальчики»
Воспитатель
Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». |
июнь июль август |
Ф. Упражнения укрепляющие мелкую мускулатуру пальцев рук.
П. Игры-упражнения с предметами.
С.Пальчиковый театр.-
Р. Пальчиковая гимнастика
Х. Продуктивная деятельность-
«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова
|
Концы пальцев направлены вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»). Скрестить пальцы рук и разомкнуть их («цепь»). Поочередное постукивание пальчиками по столу («пианино»). Упражнения для работы большого, среднего и указательного пальцев: — учить брать палочку, мелок, ручку большим, указательным и средним пальцами и удерживать — тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки (паучок, лягушка), заставляя ее передвигаться — такие же движения пальцами с пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик «На песке» Обыгрывание образных игрушек на песке, на воде. «Ручка», «Пальчики» стр 152.
Рисование «Рисунок палочкой на песке». Лепка- «Глиняные игрушки» Знакомство со свойствами глины. Аппликация-
Игры с трафаретами |
Консультация –буклет Игры развивающие мелкую моторику -«Игры с крупами» «Игры с бумагой» «Игры с песком»
Итоговое мероприятие Творческая мастерская –создание пальчикового театра «Маленькие волшебники» (бросовый материал) своими руками сотворчество родителей, детей и воспитателей. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Мониторинг ручной умелости. |
Итоговое мероприятие Творческая мастерская –создание пальчикового театра «Маленькие волшебники» (бросовый материал) своими руками сотворчество родителей, детей и воспитателей.
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. Результаты мониторинга по проекту «Умелые ручки» развитие мелкой моторики у детей с нарушением ОДА (3-4 лет)
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики.
Для получения результатов диагностики использовались следующие методы и приёмы:
— наблюдения, беседы, игры, практические упражнения, художественное слово;
— самостоятельная игровая и продуктивная деятельность детей.
Итоги проекта
Результативность:
— кисти рук у детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений,
— улучшились навыки самообслуживания,
— меняется нажим при работе с карандашами,
— повысилась творческая активность воспитанников,
— дети стали смело проявлять воображение,
— улучшилось логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Результат: все это свидетельствует о положительной динамике развития и укрепления мелкой моторики.
Таким образом, представленный проект положительно повлиял на развитие и укрепления мелкой моторики у детей и будет в дальнейшем использоваться в педагогической практике.
Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. Поставить задачи на будущее.
Литература:
Методы и приемы Г.В.Кузнецова «Методика обучения детей с ДЦП»
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001