проект «Умелые пальчики» младший дошкольный возраст

Автор: Булавина Анна Викторовна

 

 

План-программа совместной и самостоятельной деятельности по проекту

 «Умелые пальчики».

Младший дошкольный возраст

 

 

 

Актуальность:

       Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

   У здоровых, нормально развивающихся детей развитее ощущений и восприятий   происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различных действий с этими предметами.

     Однако у детей, имеющих отклонения в развитии, возможности полноценного восприятия действительности ограничены. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, церебральным параличом, у которых имеются нарушения слуха, речи, зрения и интеллекта (в той или иной степени) уровень сенсорного развития значительно отстает. Чувственный опыт таких детей ограничен; в силу двигательной недостаточности формирование восприятия предметов окружающего мира нарушено на самом раннем этапе развития ребенка.

     Работая в группе с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и интеллекта я убедилась, что у детей имеются значительные отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом, что связано как с органическими поражениями нервной системы, так и с ограниченными возможностями познания окружающего вследствие моторной недостаточности. Исследование состояния ручной моторики показало, что дети имеют отклонения в развитии моторике рук, недостаточно четко координируют движения, предложенные задания выполняют в медленном темпе или не могут выполнить их вообще.

Для решения этих задач необходимо сплотить усилия воспитателей, специалистов, родителей и самих детей и разработать проект по развитию сенсомоторики.

 

Участники проекта-педагог –психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители, дети группы «Пчелки»

            Тип проекта –коррекционно-развивающий., творческий, долгосрочный.

            Направленность-интеграция О.О Физическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное-развитие, Художественно-эстетическое развитие.

            По срокам реализации-долгосрочный.

            Цель -создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более создание предпосылок обучению в школе .

.          

Задачи:

 Обучающие:

исправление недостатков моторики;

совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий;

обучение графическим навыкам письма.

Развивающие:

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развитие творческой активности, пространственного мышления.

Воспитывающие

Воспитание внимательности к выполнению заданий.

Воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.

Воспитывать коммуникативные навыки.

 Изучить методическую литературу по теме. «Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова

                        Провести мониторинг ручной умелости у детей

                       Разработать перспективный план с использованием различных традиционных и   нетрадиционных методов.

                       Провести родительское собрание по ознакомлению с проектом.

                       Разработать и изготовить совместно с родителями картотеку игр «Играем в детском саду и дома»

                       Провести встречу-практикум в родительском клубе «Искорка»

                               Тема: «Пальчиковый театр как одно из средств развития мелкой моторики»

Пополнить центр мелкой моторики тактильными пособиями.

О.О «Физическое развитие»- Игры укрепляющие мышцы кисти и пальцев рук.

О.О «Познавательное развитие»-Игры в центре «Сенсомоторики». Игры с предметами.

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»- Пальчиковый театр.

О.О. «Речевое развитие»-Пальчиковые игры в стихах.

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»-Игры с изобразительными материалами, игры с бумагой. игры с песком.

Видеотека — Презентация «Игры на развитие сенсомоторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Итоговый мониторинг умений и навыков.

Планируемые результаты-

-укрепляются мышцы пальцев рук, тренируется чувствительность кончиков пальцев, формируется правильный захват предметов, развивается координация рук.

—  развивается речь;

— развивается эмоциональная выразительность;

— повышается работоспособность головного мозга;

— развивается внимание, память, воображение;

— развивается пространственное мышление;

— снимается тревожность.

-развиваются коммуникативные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-программа совместной и самостоятельной деятельности по проекту

 «Умелые пальчики».Младший дошкольный возраст

 

Игры и упражнения.

Методы и приемы.

Взаимодействие  специалистов, родителей.

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

Ф. Упражнения без предметов. Упражнения укрепляют мелкую мускулатуру пальцев рук.

 

П.

Игры с предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Пальчиковый театр.

 

 

 

Р. Пальчиковые гимнастики.

 

 

 

 

 

 

Х. Продуктивная деятельность.

 

Коррекционная работа.

«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова

 

Подозвать пальчиками к себе (иди), попросить что-то (дай), помахать рукой («привет» или «пока»), постучать в дверь одним пальцем.

Пожми мне руку.

 

Упражнения с заводными игрушками, с юлой, с волчком. Упражнения с использованием пирамид, бус, колец (учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать их, нанизывать предметы на веревочку, колечки себе на руку).

Упражнения по формированию навыков самообслуживания:

        — застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек.

Игра «Петрушка». Знакомство с пальчиковым театром. Обыгрывание персонажа.

«Компот»,

«Засолка капусты»

«Деревья»

«Дождик»

стр 124-127 Е.В.Рындина

 

Рисование-«Здравствуй кисточка»

Игры с изобразительными материалами.

Лепка-«Чудо-тесто» Знакомство с пластическими материалами.

Аппликация- «Листики» Природный материал.

 

Рекомендации

Ортопеда.

Инструктора ЛФК

Психолога.

Логопеда.

 

 

Мониторинг ручной умелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенние встречи с родителями.

 

Взаимодействие по проекту.

декабрь

январь

февраль

Ф. Упражнения без предметов. Упражнения укрепляющие мелкую мускулатуру пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Игры-упражнения с предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Пальчиковый театр.

 

 

 

 

Р.Пальчиковые гимнастики

 

Х. Продуктивная деятельность.

 

«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова

 

 

 

Погладить по голове ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать кулачком о кулачок («молоток»), предложить показать «фонарики»

 

Упражнения по формированию навыков самообслуживания:

      — используя ленты и веревки, учить детей завязывать узлы и банты. Упражнения с формами, вставляющимися друг в друга (большие, меньше, еще меньше и т.д.). Формы могут быть различными: цилиндры, прямоугольные или квадратные коробочки.

 

«Перчаточный театр»

Обыгрывание сказочных персонажей. «Петушок»

«Зайка»

«Снежок», «Зима», «Зайчик» стр 138-139  Е.В. Рындина.

Рисование –«Снежок» пальчиковое рисование

Лепка-«Снеговик» способ «налеп»

Аппликация «Елочка»

Бросовый материал.

 

Обрывная аппликация

«Снегопад».

 

 

Игры с трафаретами.

Прием «Сотворчества»

Консультации со специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказки с малышами» встреча практикум в детско-родительском клубе «Искорка»

 

«Перчаточный театр » сказку показывают родители.

март

апрель

май

Ф. Упражнения укрепляющие мелкую мускулатуру пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Игры-упражнения с предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Пальчиковый театр-

 

 

 

Р.Пальчиковые гимнастики

 

 

Х.

Продуктивная деятельность.

 

 

«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова

 

   Пальцы обеих рук слегка согнуты и положены друг к другу («миска»).

   Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («домик»).

   Положить ладонь правой руки на ладонь левой, приподнимать пальцы («бегемот»).

   Упражнение с использованием бумаги и ваты (учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую тонкую бумагу; делить вату на маленькие кусочки, наматывать вату на палочку).

Закрепить приемы самообслуживания.

 

«Веревочные куклы»

Обыгрывание сказочных и стихотворных персонажей.

«Кот-царапка» , «Гусь»

Стр145-149 Е.В.Рындина

 

Рисование –«Цветные ладошки» рисование ладошкой.

Лепка-«Солнышо» жгутики.

Аппликация-«Мать и мачеха» скрученная салфетка.

Игры с трафаретами

Упр.

Конкурс «Лучшая игра развивающая мелкую моторику».

 

 

 

 

 

Встречи с логопедом

Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи»

 

Логопед

 

Открытое занятие для родителей

 

Тема «Весна красна»

 

Музыкальный руководитель

 

Апрель

 

Консультация для родителей

 

Тема «Речь и пальчики»

 

Воспитатель

 

 

 

Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

июнь

июль

август

Ф. Упражнения укрепляющие мелкую мускулатуру пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Игры-упражнения с предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Пальчиковый театр.-

 

 

 

Р. Пальчиковая гимнастика

 

Х. 

Продуктивная деятельность-

 

 

 

«Методика обучения детей с ДЦП» Г.В.Кузнецова

 

    Концы пальцев направлены вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).    Скрестить пальцы рук и разомкнуть их («цепь»).

    Поочередное постукивание пальчиками по столу («пианино»).     Упражнения для работы большого, среднего и указательного пальцев:

        — учить брать палочку, мелок, ручку большим, указательным и средним пальцами и удерживать

        — тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки (паучок, лягушка), заставляя ее передвигаться

        — такие же движения пальцами с пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик

«На песке» Обыгрывание образных игрушек на песке, на воде.

«Ручка», «Пальчики» стр 152.

 

Рисование «Рисунок палочкой на песке».

Лепка- «Глиняные игрушки» Знакомство со свойствами глины.

Аппликация-

 

 

Игры с трафаретами

Консультация –буклет Игры развивающие мелкую моторику -«Игры с крупами»  «Игры с бумагой»

«Игры с песком»

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие Творческая мастерская –создание пальчикового театра «Маленькие волшебники» (бросовый материал) своими руками сотворчество родителей, детей и  воспитателей.

         Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг ручной умелости.

 

 

Итоговое мероприятие Творческая мастерская –создание пальчикового театра «Маленькие волшебники» (бросовый материал) своими руками сотворчество родителей, детей и воспитателей.

         Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. Результаты мониторинга по проекту «Умелые ручки» развитие мелкой моторики у детей с нарушением ОДА (3-4 лет)

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики.

Для получения результатов диагностики использовались следующие методы и приёмы:

— наблюдения, беседы, игры, практические упражнения, художественное слово;

—  самостоятельная игровая и продуктивная деятельность детей.

Итоги проекта

Результативность:

 —  кисти рук у детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений,

—  улучшились навыки самообслуживания,

—  меняется нажим при работе с карандашами,

 — повысилась творческая активность воспитанников,

 — дети стали смело проявлять воображение,

 — улучшилось логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

             Результат: все это свидетельствует о положительной динамике развития и укрепления мелкой моторики.

          Таким образом, представленный проект положительно повлиял на развитие и укрепления мелкой моторики у детей и будет в дальнейшем использоваться в педагогической практике.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. Поставить задачи на будущее.

Литература:

Методы и приемы Г.В.Кузнецова «Методика обучения детей с ДЦП»

Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.

Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001

 

 

 

×
×