Базовые организационно-педагогические условия реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ

Автор: Елена Михайловна Прокопенко

Адаптация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья требует гораздо больше времени для освоения учебного материала чем обычная программа. В связи с этим сложность и объем учебного материала должен быть снижен и облегчен. Степень освоения предложенной дополнительной общеобразовательной программы ребенку с ОВЗ зависит от его персональных особенностей и призывает к решению таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана разрешения проблемы, решение этой проблемы.

Адаптация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья включает: своевременное выявление трудностей освоения программы у детей с ОВЗ; постановление особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности; организация содержательных условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы.

Итак, адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон № 273 выделяет особенности реализации образовательных программ, а именно устанавливает особый порядок приема детей с особенностями развития на обучение в учреждения дополнительного образования: «только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК».

Наряду с адаптацией программ дополнительного образования детей с ОВЗ в дополнительном образовании создаются программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса всех его участников, направленные на оказание помощи детям с ОВЗ, поддержку в разрешении проблем во взаимоотношениях с педагогами, сверстниками, родителями, коррекцию нарушений развития психических процессов, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой сфер их личности. Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении дополнительного образования, осуществляющим инклюзивную практику, необходимо обеспечить для всех участников образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, детей с нормотипичным развитием и их родителей, а так же для педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей в условиях инклюзивного образования могут выступать следующие:

     создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическими работниками;

     оказание помощи детям с ОВЗ, нуждающимся в адаптированных программах, специальных формах организации их деятельности;

     учет персональных особенностей развития детей с ОВЗ в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

     рост профессиональной компетентности педагогических работников, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения специалистов учреждения дополнительного образования (педагогов дополнительного образования, методистов, психологов, социальных педагогов, дефектологов и других) является создание условий для их творческого и профессионального развития.

Службой сопровождения должны осуществятся активные формы работы с педагогами работниками – это семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, конференции, мастер-классы, которые позволят им осознать свои возможности и потребности, предотвратить профессиональные затруднения и выгорание, что обеспечит личностный и профессиональный рост. Выбор форм и методов сопровождения педагогов дополнительного образования и других специалистов, в том числе, во многом зависит от готовности их взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Цель психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ОВЗ в процессе инклюзии создание психоло-педагогических условий для развития и успешного становления личности. Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ обращен на помощь ребенку во включении и адаптации в сообществе здоровых сверстников, развитие потенциала для самореализации детей с особенностями развития в нынешней и будущей жизни. Особо важная роль принадлежит совместной деятельности педагогических работников учреждения дополнительного образования с семьей воспитанников помимо непосредственной работы с детьми.

Важность инклюзивного образования детей с ОВЗ в системе дополнительного образования не вызывает сомнений. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в учреждении дополнительного образования детей зависит от согласованной работы всего коллектива: администрации, социально-психологической службы, педагогов.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ОВЗ: экспериментально проверить разработанные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в творческих объединениях учреждения дополнительного образования детей (УДОД).

Задачи:

организовать психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях УДОД;

обосновать психолого-педагогические условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в УДОД;

реализовать адаптированные общеразвивающие программы дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

провести мониторинг уровня развития социальной адаптации (дезадаптации) детей с ОВЗ, уровня удовлетворённости условиями инклюзивного дополнительного образования получателями образовательных услуг;

разработать психолого-педагогические рекомендации для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптации в учреждении дополнительного образования детей, решения проблем межличностного взаимодействия участников инклюзивной практики.

2. Организационная работа: (создание единого информационного поля учреждения дополнительного образования, ориентированного на всех участников образовательной деятельности) проведение обучающих семинаров-практикумов, круглых столов, совещаний, собраний, с педагогами и родителями).

3. Диагностика мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой сфер личности и социальной адаптации детей с ОВЗ, уровня удовлетворённости условиями инклюзивного дополнительного образования получателями образовательных услуг.

4. Консультативная работа с педагогами, обучающимися и их родителями.

5. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации).

6. Аналитическая работа.

Методы и формы деятельности: наблюдение, анкетирование, личностные опросники, занятия с элементами тренинга, семинары, круглые столы, лекции, индивидуальные и групповые консультации; диагностические мероприятия, направленные на выявление динамики личностного развития и адаптации детей с ОВЗ, психолого-педагогический анализ.

В ходе занятий в творческих объединениях педагоги дополнительного образования должны быть нацелены на стабилизацию эмоционального состояния всех детей, на нетрадиционный подход к организации занятия, на реализацию коррекционно-развивающей деятельности, через применение элементов творчества, игры, настраивающих детей на положительные эмоции и обеспечение беспрепятственных контактов. Создание педагогами в детском коллективе ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в своих возможностях, отрегулировать самооценку и ощутить свою востребовательность в обществе. Такие занятия в творческих объединениях помогают поддерживать эмоциональное здоровье, снять тревожность. Ребёнок в условиях психолого-педагогического сопровождения становится более менее застенчивым, более активным, смелым, решительным и самостоятельным.

Все больше мы начинаем понимать, что наиболее существенными являются те умения и навыки, закрепленные на занятиях в творческом объединении дополнительного образования, которые будут использоваться ребенком с ограниченными возможностями здоровья в домашней (привычной) обстановке. Это те, пожизненные универсальные знания, умения, навыки, которые ребенок будет использовать для удовольствия своих потребностей, для учения и дальнейшего развития, для взаимодействия и общения с другими людьми.

Сопровождение определяется как целостная, системно-организованная деятельность, в ходе которой создаются условия для успешного обучения, психологического развития, социализации ребенка в образовательной среде и обществе. В целом, сопровождение ребенка, группы детей с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования способствует эффективной адаптации его в образовательном процессе, что регламентировано в законодательстве и подтверждается в научных исследованиях как одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивного образовательного учреждения. Дети с ограниченными возможностями здоровья вступают в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, при разработке программы психолого-педагогического сопровождения  дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования важно учитывать: характер нарушения развития ребенка с ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие); психофизиологические особенности; проблемы физического здоровья;  ограниченные возможности здоровья, которые не позволяют детям участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что препятствует их нормальной социализации и  общению.

Дополнительное образование существенно расширяет сведения о возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает ситуацию успеха в избранной сфере деятельности, формирует круг общения, оказывает содействие вовлечению в творческий процесс не только ребенка с ОВЗ, но и его ближайшего окружения.

А для этого, в ходе психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования необходимо: создать возможность для взаимодействия и общения с широким кругом людей; оказать содействие в реализации мероприятий по социальной адаптации детей с максимально возможной степенью личной самостоятельности и участия, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в культурно-развлекательных и воспитательных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, праздниках; организовать методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и здоровых детей, педагогическим работникам.

То есть психолого-педагогическое сопровождение реализации программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования должно способствовать адаптации и социализации обучающихся, с максимально возможной степенью их самостоятельности, развитию мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой сфер личности.

 

А) Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Реализация этого условия должна обеспечить, не только реализацию образовательных прав  самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования. 

Б) Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации адаптированной образовательной программы ориентировано возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации АОП,  образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым  образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана,  а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ,  должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая  формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать  научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

В) Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания учебного материала,  выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация  имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. Важным (для определенных категорий детей) является организация питания и медицинского сопровождения.

Г) Организация взаимодействия как всех участников образовательного процесса в образовательной организации, так и взаимодействие с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В первую очередь, должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОО, организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров – методического центра, ППМС-центра, общественных организаций. В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной  учебной мотивации.

×
×