«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования по истории»

Автор: Елена Владимировна Матецкая

Тема: «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования по истории»

            В настоящее время учителями истории и обществознания применяется в учебном и воспитательном процессе достаточно большое количество новых технологий. Хотя, на мой взгляд, назвать их новыми не совсем правильно, т.к. «новое это хорошо забытое старое». Но, так или иначе, все используемые технологии обладают качественной спецификой, которая отражает способы организации деятельности учащихся для повышения качества знаний по предмету. Для того, чтобы  применять эти технологии на практике нужно с начало изучить теоретическую базу технологии. 

          Выбирая ту или иную технологию обучения, прежде всего, обращаю внимание на способности учащихся, на уровень их самостоятельности в учебной деятельности.

Применяю следующие инновационные технологии организации урока и внеурочной деятельности:

— метод проектов;

— информационно-коммуникационные технологии;

— технология разноуровневой дифференциации;

— игровые технологии;

— проблемно-поисковые технологии (исследовательские);

— здоровьесберегающие технологии.

          Практически все технологии, так или иначе, взаимосвязаны: ни одна из перечисленных выше технологий не может дать полный, желаемый результат без здоровьесберегающих технологий,  использование которых позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, нормативно применять ТСО.  А это уже информационно-коммуникативных технологии, которые обеспечивают личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижают нагрузку, позволяют более эффективно использовать учебное время и, следовательно, способствует повышению качества образования.

          Владение навыками ИКТ, важно не только для развития учащихся, но и   позволяет учителю более качественно готовиться к урокам; своевременно обновлять и пополнять раздаточный дидактический материал; расширять использование наглядности; самостоятельно создавать презентации.

Да и сами ребята,  используя информационные технологии, готовят презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам, т.е. занимаются исследовательской деятельностью. Вот о проблемно-поисковых технологиях (исследовательских) хочу рассказать более подробно.

          Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков.

Главной линией в моей работе является включение детей в деятельность, которая  стимулирует  развитие, а цели заключаются в следующем:

1. развитии творческих способностей учащихся и выработке исследовательских навыков;

2. формировании аналитического, критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнении учебных исследований;

3. выявлении одарённых детей и обеспечении реализации их творческого потенциала в целях подготовки их к продуктивной социальной адаптации.

           Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности осуществляется через:

                   урок

                   дополнительное образование, научное общество «Шаг в науку»

                    муниципальные, региональные,  федеральные конкурсы, олимпиады

                   научно-практическая и краеведческие конференции.

           Исследование обычно начинается с наблюдения ряда фактов,  процессов, цель которого – открыть новый факт, явление, закономерность, закон…  Открытый феномен может быть до этого не известен ни кому или может быть новым для того, кто сделал это открытие в данный момент. Для учеников, которые впервые приходят на урок истории таким открытием является историческая карта, точнее не сама карта, а та информация, которую она содержит.

          Для придания карте большей выразительности, лёгкости ориентировки в ней в начальных курсах истории я  использую приём «оживления карты», заключающийся в наложении на карту  аппликативных материалов.

  Какие  применяю в этом случае  поисково-исследовательские задания?

Творческие образные задания:

Задания на локализацию исторических фактов:

— покажите на карте государства, в которые совершали завоевательные походы египетские фараоны

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:

— сравните карту «Древнерусское государство  середины lX-Xll веков» и «Русь в середине XlII века». Какие изменения произошли в Древнерусском государстве к середине XlII века?

          Таким образом, работа с картой становится одной из эффективных форм развития исследовательских навыков: развитие воображения, эмоций, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, формулировать аргументы «за» и «против», делать обобщения и выводы.

          Одной из важнейших и интереснейших форм побуждающей к исследовательской деятельности является историческая задача.

Задача — вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением  известных условий. Эту форму можно использовать на всех этапах формирования умений и навыков исследовательской деятельности.

Для использования в обучении  задач разработано несколько приёмов: 

1 — в 5-6 классах задача ставится в ходе эвристической беседы, решается тут же, посредством диалога.

2 — в 7-8 классах задача выносится непосредственно на семинарское занятие и разрешается, как правило, в ходе одного урока.

3 — в 9- 11 классах задача определяется для решения в часы самостоятельной подготовки во внеурочное время.

            Отработка исторических задач помогает активизировать исследовательскую деятельность учащихся, глубже усвоить исторические знания и в чем-то научиться жить на основе богатейшего исторического опыта.

            Актуальной и вместе с тем сложной проблемой в исследовательской деятельности на сегодня является использование на уроках истории такого  источника как  документ: летописи, хроники, постановления, декреты, законы.

           Пиком исследования является написание научно-исследовательской работы. Для написания такой работы требуется не только много времени, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, но и знание методики исследования, что под силу далеко не каждому ученику.

            Ученик показывает своё умение планировать деятельность в соответствии с её значимостью.

           Наибольшую трудность, на мой взгляд, у детей вызывают два вопроса – это выбор темы и определение проблемы.

             Правильно выбрать тему – значит, на половину обеспечить успешное выполнение работы. Не всегда ученики  самостоятельно объективно оценивают глубину темы, её соответствие своим возможностям и интересам, что  приводит к неудачам в исследовании. Поэтому я оказываю помощь ученику в выборе темы.

            И вторая сложность  – определение проблемы. Поиск проблемы дело непростое. Неслучайно в психологии творчества говорят о способности творчески одарённого человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф.Ницше писал, что «Великая проблема подобно драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».  Многие учённые утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. Поэтому как руководитель я помогаю ученику сформулировать проблему.

           Работа не приобретёт завершённого вида, если исследователь не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией.  Мои ученики представляют свои труды не только на уроках истории, но и на школьных конференциях, а победители выступают на районных научно-практических конференциях и конкурсах и занимают призовые места.

Я считаю, что моя работа в этом направлении является актуальной, т.к. учащиеся получают не только теоретические знания: понимают факты, события, происходящие во времени и пространстве, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают уроки, но и практические: умеют пользоваться словарями, энциклопедиями, документами, историческими произведениями; способны определить ресурсы необходимые для достижения цели; обладают способностью к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон; у учащихся значительно расширяется словарный запас; они легко включаются в широкую социальную систему человеческих отношений.  

          Занятия  исследовательской деятельностью способствуют повышению продуктивности  работы:100% успеваемость и рост качества знания, учащиеся, которые принимали участие в исследовательской деятельности, имеют  100% качество сдачи ЕГЭ, высокий процент поступления в ВУЗы, хорошие результаты выступлений на олимпиадах, конференциях.

          Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности. Таким образом, организация исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности.

       Исследовательская деятельность обучающихся  важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

Таким образом, использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×