Летний оздоровительный лагерь как важный этап в социализации подростка

Автор: Локтева Милана Ивановна

Понятие «социализация» впервые оформилось как самостоятельное направление в науке в XIX веке. К концу XIX  века термин «социализация» в основном употреблялся в контекстах таких научных дисциплинах как социология и антропология. Э. Дюркгейм – основоположник социологизма, считал, что посредством социализации формируются все качества человека.

Такие научные дисциплины как психология и педагогика также рассматривают термин «социализация».

В данной исследовательской работе мы обратимся к определению термина «социализация», которое было предложено Г.М. Андреевой. По мнению социального психолога Г.М. Андреевой: «Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей»» [3, с.335].

Также, наше внимание привлекла точка зрения советского и российского педагога А.В. Мудрика, который определяет процесс социализации личности  сущность процесса социализации личности многофакторностью влияющих условий и обстоятельств. В своих работах А.В. Мудрик выделяет педагогические характеристики факторов социализации: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, село, город, поселок, средства массовой информации, субкультура) и микрофакторы (семья, соседство, микросоциум: группа сверстников, воспитательные организации, общественные организации).

Доктор психологических наук Н.И. Шевандрин считает, что на социализацию личности непосредственно влияют взаимоотношения в семье, в дошкольном образовательном учреждении, школе и др.

Социальный опыт подростка – это важное педагогическое явление, которое требует непрерывного развития личности подростка в новых социокультурных условиях.

Социализация личности подростка характерна не только для общеобразовательных образовательных учреждений, но и для учреждений организующих досуг подростков в летнее время – для летних оздоровительных лагерей.

Детский  оздоровительный  лагерь  как образовательное учреждение дополнительного образования детей содействует социализации подростка. Здесь, ребенку предоставляется возможность освоения  различных социальных ролей, овладения базовыми социальными способностями. Отсутствие жесткой нерегламентированной деятельности и свобода выбора – это уникальные условия для социализации каждого подростка.   Социализация подростка происходит на всех этапах жизнедеятельности лагеря.

Очень важным этапом в жизни детского лагеря для социализации подростка является этап знакомства ребенка с лагерем: знакомства ребенка с атмосферой лагеря, с архитектурой и средой лагеря, детей  друг  с  другом,  с вожатыми и другими представителями взрослого поколения, которые будут окружать ребенка в течение дня, а также с традициями лагеря.

На данном этапе начинают формироваться межличностные отношения, создается особый микроклимат в отрядах, в творческих группах и группах по интересам; здесь определяются потребности, интересы и склонности каждого ребенка. Этот этап традиционно длится три дня.

На основной период жизнедеятельности лагеря приходится пик социализации личности подростка. Здесь, ребенок проявляет максимальную активность: включается в массовые мероприятия, где постоянно встречается с новыми разновозрастными  детьми и взрослыми. Также, на данном этапе более старшие дети приобретают навык, связанный с проявлением заботы и ответственности. Этот этап характеризуется благоприятной семейной атмосферой внутри отряда, лагеря в целом, что способствует эффективной социализации.

На завершающем этапе подводятся итоги смены: каждый подросток способен оценит проделанную работу, подвести итоги. Здесь, важным для подростка является сохранение и поддержание сформированного микроклимата в коллективе.

Из выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что детский оздоровительный лагерь является важным агентом социализации подростка.  Детский оздоровительный лагерь в каникулярное время может стать прекрасным двигателем в социализации подрастающего поколения, т.к. в лагере дети обогащают свой социальный опыт посредством вступления в разные социальные роли и участия в различных массовых мероприятиях.

Список использованной литературы:

1.     Байбородова Л, Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. – 2005. – №2. – С.67‐71. 

2.     Караковский В. А.,  Новикова Л. И.,  Селиванова Н. Л.  Воспитание?  Воспитание…  Воспитание!  Теория  и  практика  школьных  систем.  –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с. 

3.     Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению специальности «Психология» / Г. М. Андреева. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 362

4.     С. В. Сальцева. Активизация социального воспитания школьников : учеб. пособие /– Оренбург: Изд‐во Принт‐Сервис, 2006. – 110 с. 

5.     Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методич. пособие  /  С. А. Шмаков  ;  МО  РФ  ;  Департамент  по  молодежн.  политике.  Липецк: Инфол, 2002. – 83 с 

×
×