Использование сказок народов Хакасии в формировании этнокультурной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Кристина Юрьевна Мохова

УДК 37.013

 

Использование сказок народов Хакасии в формировании этнокультурной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности

 

Мохова Кристина Юрьевна,

студент

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова»

 

Научный руководитель: Карамчаков Андрей Николаевич,

канд.пед.наук

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова»

 

 

 

 

Аннотация: В статье рекомендуется современным педагогам начальной школы обратить внимание на этнокультурный компонент в образовании и средства формирования этнокультурной компетенции у младших школьников. На формирование этнокультурной компетентности учащихся школ республики Хакасия нацелены следующие учебные предметы: хакасский язык, хакасская литература, культура родного края. Делается вывод, что формирование этнокультурной компетенции у младших школьников не менее результативно, если преподаватель: диагностирует уровень этнокультурной компетентности младших школьников; систематично использует сказки народов Хакасии во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, младший школьный возраст, внеурочная деятельность, сказки народов Хакасии.

Annotation: The article recommends that modern primary school teachers pay attention to the ethno-cultural component in education and the means of forming ethno-cultural competence in younger students. The following subjects are aimed at forming the ethno cultural competence of school students in the Republic of Khakassia: the Khakas language, Khakas literature, and culture of his native land. It is concluded that the formation of ethno-cultural competence in younger students is no less effective if the teacher: diagnoses the level of ethno-cultural competence of younger students; systematically uses the tales of the peoples of Khakassia in extracurricular activities.

Key words: ethnocultural competence, primary school age, extracurricular activities, tales of the peoples of Khakassia.

 

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, изменениями требований к организации учебного процесса в связи с внедрением и реализацией ФГОС, во-вторых, с обострением межэтнических конфликтов, отмеченных сотрудниками Центра изучения национальных конфликтов в анализе исследований уровня межэтнической напряженности в регионах России, в-третьих, необходимостью формирования этнокультурной компетенции младших школьников, в-четвертых, необходимостью поиска эффективных для реализации этой цели педагогических средств в республике Хакасия. Это предопределило выбор темы исследования: «Сказки народов Хакасии как средство формирования этнокультурной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности».

Проблема исследования состоит в том, что формирование этнокультурной компетентности младших школьников является целостным и сложным процессом, которому зачастую многими учителями начальной школы не уделяется должное внимание, а если уделяется, то лишь через влияние на сознание детей. Такая тактика ошибочна, ведь полноценную этнокультурную компетентность возможно сформировать на основе единства мысли и действий, сознания и поведения. Поэтому эффективность формирования этнокультурной компетентности учащихся младших классов в основном зависит от тех педагогических условий, которые используются педагогами в учебном и воспитательном процессе. Соответственно формирование этнокультурной компетентности младшего школьника должно осуществляться посредством организации содержательной жизни детей, наполненной разнообразной деятельностью, в том числе внеурочной.

Под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [1].

Этнокультурная компетентность как объективно – субъективное явление включает в себя готовность школьника изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодолевая узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и в иные культуры [2].

Быть этнокультурно  компетентным — значит признавать принцип  плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах понимать их своеобразие и ценность.

Младший школьный возраст — это период первоначального становления личности [6], он является особенно гибким для формирования этнокультурной компетенции. Особенность в работе с младшими школьниками по рассматриваемому направлению в том, что этнокультурная компетенция формируется с годами, постепенно [3]. Таким образом, можно констатировать сензитивность младшего школьного возраста в решении задачи формирования этнокультурной компетенции. Эффективность формирования этнокультурной компетенции у младших школьников достигается путем создания педагогических условий и разумного сочетания различных методов и средств с учетом возрастных особенностей обучающихся, уровней их развития и воспитанности.

Успешность решения задач этнокультурного образования детерминирована выбором педагогических средств и технологий, которые должны соответствовать психоэмоциональным особенностям детей младшего школьного возраста.

Общим принципом, определяющим специфику  этнокультурных занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций, которые бы достаточно полно отражали все стороны интересов и увлечений детей [5].

Внеурочная деятельность младших школьников при этом не должна строиться  только на принципе развлекательности. Успеху внеурочной деятельности содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум этнокультурных воспитательных задач [4].

Этнокультурная компетентность может успешно формироваться в таких направлениях внеурочной деятельности как, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, гражданско- патриотическое. На формирование этнокультурной компетентности учащихся школ республики Хакасия нацелены следующие учебные предметы: хакасский язык, хакасская литература, культура родного края. Однако анализ педагогического опыта свидетельствует, что количество часов на изучение предметов национально — регионального компонента, предусмотренное учебным планом, не соответствует целевому содержанию и достижению планируемых результатов освоения образовательных программ, в которых указываются предметные результаты, такие, как знания о нормах родного языка и применение их в речевой практике, навыки анализа текста, самоанализа собственной речи, умения учитывать историко — культурный контекст при содержательном анализе художественных произведений на родном языке, способность выражать свое мнение в устных и письменных высказываниях.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями хакасского народа играет фольклор. Одной из распространенных форм внеурочной деятельности, направленной на формирование этнокультурной компетенции младших школьников в республике Хакасия являются классные часы, которые проводятся систематично с целью создания дружного сообщества детей вне зависимости от их национальной принадлежности на основе культурная наследия хакасского народа — сказок народов Хакасии. Основная цель такого занятия — формирование межэтнической толерантности и культуры мира младших школьников.

Хакасские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему («Два брата», «Воробей и ворона», «Волшебный чатхан», «Любопытный заяц» и т.д.).

Изучив научно-педагогическую литературу по проблеме формирования формированию этнокультурной компетенции младших школьников посредством использования во внеурочной деятельности сказок народов Хакасии, поставлена цель опытно-экспериментальной работы – раскрыть содержание и определить потенциал использования во внеурочной деятельности сказок народов Хакасии в формировании формированию этнокультурной компетенции младших школьников, подтвердить или опровергнуть гипотезу, состоящую в предположении, что формирование этнокультурной компетентности младших школьников будет более результативным, если преподаватель: диагностирует уровень этнокультурной компетентности младших школьников; систематично использует сказки народов Хакасии во внеурочной деятельности.

Проведенная на базе МБОУ «Матурская СОШ», село Матур Таштыпского района республики Хакасия опытно-экспериментальная работа доказала эффективность выбранного средства в поставленной педагогической цели: так, на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе: детей с низким уровнем этнокультурной компетенции стало после формирующего этапа меньше на 20%, чем на констатирующем этапе; детей со средним и высоким уровнем этнокультурной компетенции, стало на 10% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Что касается динамики в контрольной группе: детей с низким уровнем этнокультурной компетенции уменьшилось в отличии от показателей констатирующего этапа на 5%; на столько же процентов уменьшилось число детей со средним уровнем этнокультурной компетенции; детей с высоким уровнем этнокультурной компетенции стало больше на 10%, чем на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, динамика уровней этнокультурной компетенции у испытуемых детей в обоих классах, очевидно, положительная после проведенной на формирующем этапе работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами начальной школы для решения задачи по формированию этнокультурной компетенции.

 

Использованные источники:

  1. Артюшкина Е.И. Значение фольклора в формировании этнокультурной компетенции учащихся. В сборнике: Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Т.Г. Боргоякова. — 2018. — С. 275-278.

  2. Волков Г.Н. Введение в этнопедагогику/ Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, А.Б. Панькин. – М. : ООО Большаямедведица, 2006. – 366 с.

  3. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. Этнокультурное образование младших школьников // Фундаментальные исследования. — 2015.- № 2-22. — С. 4987-4991.

  4. Елисеева А.П. Реализация программы этнокультурного образования для обучающихся в начальной школе//Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 3 (52). — С. 39-42.

  5. Елисеева А.П. Система воспитания детей в хакасской народной педагогике//Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 6 (61). — С. 13-15.

  6. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

Информация о себе: телефон 89293190588 email k_moxova@bk.ru

×
×