Значение стилизации в декоративной живописи

Автор: Лифляндская Мария Александровна, Позднякова Дарья Евгеньевна

 

Лифляндская Мария Александровна,

 

Позднякова Дарья Евгеньевна

 

студентки 1 курса магистратуры, факультет искусств

 

Научный руководитель: Минин П.Г, доцент

 

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

 

г. Омск, Российская Федерация

 

е-mail: marya.liflyandskaya@yandex.ru

 

 

 

Значение стилизации в декоративной живописи

 

 

 

Аннотация: В данной статье раскрывается значение стилизации как необходимого условия создания живописного декоративного изображения и формирования творческого мышления.

 

Ключевые слова: стилизация, декоративность, выразительность, условно-стилизованное изображение, обобщение.

 

 

 

Liflyandskaya Maria Alexandrovna,

 

Pozdnyakova Daria Evgenievna

 

1st year master’s students, Faculty of Arts

 

Supervisor: Minin, P. G, docent

 

FGBOU VO «Omsk State Pedagogical University»

 

Omsk, Russian Federation

 

е-mail: marya.liflyandskaya@yandex.ru

 

The value of stylization in decorative painting

 

 

 

Abstract: This article reveals the importance of stylization as a necessary condition for creating a picturesque decorative image and forming creative thinking.

 

Keywords:  stylization, decorativeness, expressiveness, and somewhat stylized image synthesis.

 

 

 

В декоративном изображении главную роль играет прежде всего то, как художник творчески перерабатывает окружающую его действительность и отражает свое отношение к натуре. Это и называется стилизацией, изучение которой является важнейшей составляющей выразительного изображения и формирует творческое мышление в процессе обучения живописи [2, с. 87]. Соответственно, для грамотной организации декоративного живописной изображения, необходимо познакомиться с определенными принципами и методами стилизации.

 

Стилизация является основой живописного декоративного изображения и предполагает видоизменение, обобщение объектов с помощью условных приемов изменения формы и усиления цветовых отношений (упрощение предметов и цвета, отказ от передачи объема и т.п.) [4, с 6]. Упрощенность является главной чертой стилизованного объекта. В отличие от академического подхода, в декоративной стилизации особое внимание уделяется плоскостному решению пространственной среды, орнаментальному заполнению плоскостей, работе над силуэтом, плоскостным цветовым и тоновым пятнам. Декоративная стилизация предполагает перевод реальной объемно-пространственной среды в обобщенное плоскостное изображение. Именно в процессе выполнения практических заданий по декоративной стилизации происходит формирование творческого мышления [3, с 104]. В процессе обучения, анализируя  натурную постановку или окружающую среду, обучающиеся размышляют над тем, какими способами можно стилизовать предметы, как ритмично организовать пространство в композиции, цветовые пятна, следовательно, можно считать, что овладение основами стилизации развивает творческие способности и абстрактное мышление, а использование различных приемов стилизации позволяет создать образно-выразительное изображение.

 

Важно отметить, что оригинальность в данной работе заключается не в чрезмерной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного. Трансформируя объект, он должен быть легко узнаваем. Соответственно условно-стилизованное изображение должно быть выразительным, образным и содержательным. Некоторые произведения художников не имеют конкретных предметных форм, но цвет и пластика эмоционально воздействуют на зрителя, тем самым вызывая определенные ассоциации, даже если само изображение абстрактно и основными средствами выразительности являются пятно, линия и цвет [4, с. 65].

 

Отметим некоторые приемы стилизации, которые позволяют усилить впечатление декоративности в живописном изображении:

 

– оверлеппинг (частичное наложение либо совпадение одной формы на другую);

 

– деление плоскости на несколько частей (это может быть деление на модули с помощью линий или модуль созданный за счет мазка);

 

– введение орнамента;

 

– введение контура.

 

Стилизация может максимально упростить объект, доведя до символа, а может и усложнить форму, наполнить изображение декоративными элементами при условии, если это созвучно основной идее построения композиции [1, с. 146].

 

Говоря о стилизации, обратимся к творчеству В. Ван Гога. В его творчестве стилизация носит не поверхностный характер, а является одним из важнейших художественных средств. В произведении «Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне» художник использует сочетание чистых открытых цветов, таких как желтый, фиолетовый, зеленый. На ярком желтом фоне контрастно выделяются фиолетовые лепестки ирисов. Композиция построена таким образом, чтобы подчеркнуть контрастные сочетания цветов. Несмотря на то, что художник практически не уделяет внимание деталям, всё в композиции узнаваемо. Стилизуя цветы, предметы быта, он не списывает с натуры, а фантазирует на тему хорошо им изученную, и, таким образом, выражает свое понимание и отношение к натуре. Данная работа является примером, как творчески можно переработать натуру, применяя стилизацию.

 

 

 

Обобщим вышесказанное и обозначим основные творческие задачи, связанные с изучением основ стилизации, которые должны решаться в работе над декоративным живописным изображением:

 

1.     Опора на природную форму объекта;

 

2.     Трансформация и плоскостное решение объемных форм;

 

3.     Соблюдение условности изображения предметов постановки либо объектов окружающей среды;

 

4.     Декоративное обобщение (упрощение рисунка и цвета);

 

5.     Подчинение всех элементов композиции одной стилистике;

 

6.     Ритмическая организация пространства;

 

7.     Достижение максимальной выразительности изображения.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что стилизация является важнейшей составляющей декоративного живописного изображении, которое требует определенного понимания, а также активно способствует формированию творческого мышления. Для выработки декоративного видения, необходимо научиться воспринимать реальный объемный мир в виде линий, пятен, геометрических форм. Так, станет очевидно, что изображение этого мира можно передать с помощью этих же средств [4, с. 140]. Существуют разнообразные декоративные подходы к стилизации в живописном изображении, но в любом случае должна быть выполнена одна из основных задач – на основе своего понимания и эмоционального отношения к изображаемому минимальными средствами добиться максимально выразительного изображения.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

1.      Даглдиян К.Т. Декоративная комопзиция: учебное пособие/ Даглдиян К.Т. – изд.3-е – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 312 с., ил.

 

2.      Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 477 с., ил.

 

3.      Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник. М.: Агар, 2000. – 251с.

 

4.      Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пособие / К.И. Стародуб, Н.А. Евдакимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 190 с., ил.

 

×
×