Декоративность в изобразительном искусстве

Автор: Хохлова Ирина Викторовна

Декоративность в изобразительном искусстве как объект исследования вызывает определённый интерес, поскольку сам термин «декоративность» в теории искусств недостаточно разработан и понимается, скорее всего интуитивно, чем научно аргументировано. В связи с этим возникает необходимость определить и выделить главное, что характеризует декоративность того или иного изобразительного произведения.

Термин «декоративность» происходит от латинского «dekor» и переводится как красота, изящество, нарядность, а с французского — как «украшаю». Краткий словарь иностранных слов трактует декоративность как совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства, выражающихся в композиционно-пластическом и колористическом строе произведения. Особенно ярко это проявляется в декоративно-прикладном искусстве, где украшение, нарядность служат наиболее важной формой выражения содержания и художественной образности, однако в той или иной мере декоративность присуща и другим видам пространственных и пространственно-временных искусств.

Исходный генетический смысл декоративность приобретает в орнаментике. Именно здесь предметная форма постепенно трансформируется в символ, а он в свою очередь — в декоративный мотив. Второй смысл декоративность получает в результате синтеза искусств, связи с окружающей предметно-пространственной средой через отношение частей и целого. Украшающий узор (или изображение), видоизменяясь по форме, пронизывается идеей украшаемого предмета, что придаёт последнему наибольшую привлекательность, выразительность и цельность. Так, узор или рисунок, украшающие ткань, вазу или ворота мечети, видоизменяются, сочетаясь с целым, укладываются в границы предмета, соответствуют его пропорциям, членениям, ритму и назначению, в результате чего приобретают свою гармонию, особый композиционно-пластический строй, стилизованный характер.

Изящно выполненный предмет и сам может выполнять декоративную функцию и, соответственно, строиться как украшение по отношению к другому целому, например, к архитектуре или природному окружению. В этом случае предмет становится декоративным через показ своих внешних связей, которые одновременно касаются его собственных структурных характеристик.

Таким образом, можно утверждать, что в структурном отношении декоративность выступает в двух качествах:

• как внутренняя декоративность, органически присущая конструкции, композиции, форме;

• как внешняя декоративность (декор) — дополнительное украшение, «вторичный свет красоты» (Леон Баттиста Альберти).

Зачастую эти качества совмещаются в одном объекте.

Художественные приёмы и средства, обусловливающие декоративность произведений искусства, довольно разнообразны и специфичны для каждого вида искусств. Немаловажную роль в создании эффекта декоративности произведений играет выразительность природной фактуры материалов, особенности их пластической формы, композиционная организация линейных ритмов, пластических объёмов и тональных пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура мазка и другое (Е С. Лыкова, К. А. Макаров).

Декоративность проявляется и в некоторых произведениях станковой живописи. В этом случае имеется в виду декоративность цвета, которая может иметь очень большой диапазон применения — от незначительного форсирования цвета в станковых по своему характеру решениях, где сохраняется полноценная трактовка пространства, до декоративных решений, где сам декоративный эффект может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды. Станковая живопись, как и монументальная, могут иметь общие черты декоративности, такие как стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения или деформации рисунка и формы, цвета и объёма.

Что касается станковой или печатной графики, можно привести мнение Ю. Я. Герчука, который говорит, что для эстампа важнейшим качеством является декоративность, то есть — способность воздействовать на настроение зрителя сразу и непосредственно — цветом, ритмом, линией, минуя повествование и не создавая иллюзорного пространства.

Чувство декоративности свойственно многим великим мастерам прошлого. Оно позволяло художнику с особой силой передать народное понимание прекрасного, восхищение человека перед красотой реального мира. Декоративность — это прежде всего образная передача идеи и смысла произведения через обобщение цвета и определённое построение колорита, это сила звучания цвета, его напряжённость и чистота. Это и специфическая способность создавать на полотне «зримую музыку», которая выражала бы всегда определённые эмоции и, восхищая зрителей, вызывала бы у них любовь к жизни, ощущение радости бытия. Именно такого рода высокая форма декоративности присуща произведениям Андрея Рублёва и Дионисия, Тициана, А. А. Иванова и В. И. Сурикова, М. В. Нестерова и К. А. Коровина и других выдающихся живописцев (В. М. Костин).

Сегодня в искусствоведческих кругах различно трактуется понимание декоративности. Некоторые авторы, рассматривая декоративность, связывают это понятие с необходимой стороной реалистического искусства, другие декоративность рассматривают как путь художественного обобщения, который выражается в абстрактных формах. Однако, необходимо отметить наличие и общих точек зрения, которые заключаются в следующем: декоративность синтезирует свойства, усиливающие художественно-выразительные качества и художественно-образное решение работ. Специалистами выделяются следующие средства декоративности: плоскостность изображения, стилизация форм, тяготение к простоте построения основных линий и пятен, яркость, повышенная звучность цвета, утрирование натурального цвета в выразительных целях, использование необычных цветовых сочетаний, ритмическое расположение деталей произведения. Указываются также и качества декоративности, способствующие решению более яркого выразительного художественного образа, — поэтичность, метафоричность, монументальность, а так же композиционно-пластический и колористический строй, выступающие как определённые формы выражения красоты.

Литература

1. Лыкова Е. С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2010. С. 90-98.

2. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Под рад. В. М. Полевого. — М. : Советская энциклопедия. Книга 1, 1986. — 447 с.

3. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь / Под общ. ред. А. М. Кантора. — М. : Пассим, 1994. — 160с.

5. Макаров К. А. Декоративность как форма выражения красоты: Дис….канд. филос. Наук. — М., 1966. — 249 с.

 

6. Герчук Ю. Я. Декоративная графика // Декоративное искусство СССР. — 1962. — №3. — С. 34-37.

 

×
×