Геометрические орнаменты в оформлении отечественной набойки, вышивки и ткачества

Автор: Волкова Анастасия Витальевна

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОРНАМЕНТЫ В ОФОРМЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАБОЙКИ, ВЫШИВКИ И ТКАЧЕСТВА

Волкова Анастасия Витальевна

Магистрант, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

Минин Павел Георгиевич

Научный руководитель,

Доцент., Омский государственный университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. В статье рассмотрено применение геометрических орнаментов при изготовлении или оформлении отечественного текстиля. Изложены особенности и основные характерные черты геометрических орнаментов в разных видах декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова. Декоративно-прикладное искусство, орнамент, геометризация, текстиль, набойка, вышивка, ткачество.

 

GEOMETRIC ORNAMENTS IN THE DESIGN OF DOMESTIC NABOEK, EMBROIDERY AND WEAVING

Anastasia Volkova

Master’s student, Omsk state pedagogical University, Russian Federation, Omsk

Minin Pavel Georgievich

Scientific adviser,

Associate Professor, Omsk state University, Russian Federation, Omsk

Annotation. The article considers the use of geometric ornaments in the manufacture or design of domestic textiles. The article describes the features and main characteristic features of geometric ornaments in various types of decorative and applied art.

Keyword. Decorative and applied arts, ornament, geometrization, textiles, printing, embroidery, weaving.

 

Украшению предметов быта людей всегда придавалось большое значение. Ведь еще с древности люди покрывали различными знаками бытовые предметы не для эстетики, а для создания некоего оберега, т.е. они вносили в изображения некий религиозный подтекст, именно это и способствовало тому, что традиционные сочетания элементов орнамента в течение долгого времени не изменялось даже тогда, когда стал забываться первоначальный смысл символа.

Проанализировав археологические текстильные находки, начиная с X века, можно увидеть схожие мотивы и стили изображения в разных техниках. На данных фрагментах встречаются тканые, набивные и вышитые узоры.

Чаще всего в текстиле использовали сгруппированные узоры, чем одинокие изображения. И часто используемым способом организации изображения является орнамент – повторение нескольких элементов (модулей) через одинаковые интервалы.

За время развития орнамента было выделено несколько его видов:

· Геометрический, состоящий из геометрических фигур, линий, точек;

· Растительный, состоящий из геометризованных и стилизованных растений или их частей (листьев, цветов, плодов);

· Зооморфный (животный) – стилизованные фигуры или части фигур реальных животных или фантастических;

· Антропоморфный – геометризированные и стилизованные фигуры людей.

Исходя из этого, можно заметить, что геометризация является одним из основных способов преобразования изображения. И рассматривая каждый вид декоративно-прикладного искусства, можно выделить некоторые особенности изображений каждого вида.

Набойка — технология окраски тканей набивным способом с помощью специальных досок. Такой способ нанесения узора был менее трудоемким, чем вышивка или ткачество, поэтому и получил широкое распространение.

Древнерусская набойка поражает большим орнаментальным мастерством, заключенным в прекрасном владении композицией узоров, в тонкости цветового решения и почти классической ясности орнаментального ритма. Мастера хорошо знали законы построения орнамента, обладая большим орнаментальным чутьем.

Простейшие геометрические узоры набивных тканей это сочетания геометрических элементов в виде квадратов, крестиков, ромбов, кружочков, горошин, полос. Они располагаются в шахматном порядке, образуя полосы, ряды, решетки. Все крупные элементы объединяются с фоном при помощи расположенных на фоне горошин, таким образом фон не является нейтральной поверхностью, а взаимопроникает в орнамент.

Звезды самых разных очертаний являются излюбленным приемом украшения набивных тканей. Звезды воспринимаются как цветы, снежинки или кристаллы. Такая «многозначность» узоров вообще характерна для народного искусства. Очень распространенным художественным приемом украшения набоек является покрывание всего фона крупными треугольниками.

В композиции узоров сочетается ясность и четкость построения, заключающаяся в симметрии, повторности элементов с большой свободой и разнообразием в передаче ритмов и мотивов.

Геометрический орнамент набивных тканей не был так замысловат, по сравнению с орнаментами вышивки и ткачества.

Вышивка является наиболее распространенным способ украшения тканей. В зависимости от назначения, размеров, формы, материала, покроя менялись характер вышивки, её композиция и техника.

Языческая символика была наиболее древним элементом геометрического орнамента. Основными образами символиками являлись языческие Боги, Вселенная и её элементы (Солнце, луна, звезды), стихии, образы человека и его ипостаси, животные и растения и т.д.

Традиция наносить одинаковые символы в зонах костюма, заставляет предположить, что отдельные знаки не имели, в отличие от букв, узкого, однозначно понимаемого значения, но олицетворяли собой развернутый мифологический образ, комплекс представлений, содержание которого, в зависимости от зоны расположения, половозрастной принадлежности владельца, приобретало тот или иной смысловой оттенок.

В сравнении с набойкой, орнаменты вышивки более организованы и осмыслены и выполнены с соблюдением правил равновеликости площади фона и узора. При таком способе исполнения площадь символа равнялась размеру композиционного фона.

Ткачество – изготовление ткани на ткацских станках, если набойка и вышивка это украшение ткани различными изображениями, ткачество же это изготовление ткани уже с узором.

Орнаменты в ткачестве очень схожи с геометрическими орнаментами вышивки. Техника исполнения символического орнамента в ткачестве обуславливала не только строгую геометричность и определенные пропорции его форм, но и высокую плотность узора. Сама форма некоторых символов тоже могла зависеть от соотношения между площадью, которую занимает собственно орнамент, и площадью фона, которая удивительным образом превращалась в самостоятельный символ. Это отражалось в последовательности создания орнаментальных мотивов на основе симметрии разных порядков. К такой «технологической» составляющей значения символов следует отнести обычай размещать их по горизонтали.

В узорах бранного ткачества, украшавших детали костюма, полотенца и скатерти, присутствовали более сложные ритмы, заданные самой формой символов.

Соблюдение принципа равновеликости площади узора и фона при выполнении народного текстильного рисунка или изделия с ним, создает удивительный эффект многоуровневого изображения.

Можно сказать, что геометрический орнамент является универсальным базовым орнаментом в текстиле. Но при его простоте выполнения, он несет сложную смысловую нагрузку.

Источники:

1.                    Алпатова И. А. Набойка. Русское декоративное искусство. Том 1—3, Москва, 1962.

2.                    Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство. Том 3. Москва, 1993.

3.                    Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. Москва, 2008

4.                    Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. Москва, 1978.

×
×