Автор: Дерновая Валентина николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 10-11классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык».
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология». На изучение курса отводится 68 ч (34 учебных часа в 10 классе-1 час в неделю и 34 учебных часа в 11 классе – 1 ч в неделю).
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
· использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
· использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
· создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
· выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
· подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
· правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
· создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
· сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
· использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
· анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
· преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
· выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
· соблюдать культуру публичной речи;
· соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
· использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
· анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
· отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
· использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
· иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
· выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
· проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
· сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
· владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
· создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
· соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
· соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
· оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
10класс
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. (4ч)
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение(25ч)
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи (4ч)
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
К-во час |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
|
Язык. Общие сведения о языке. |
4ч |
|
|
|
1 |
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке |
1 |
|
|
|
2 |
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. |
1 |
|
|
|
3 |
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. |
1 |
|
|
|
4 |
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. |
1 |
|
|
|
|
Речь. Речевое общение
|
23ч |
|
|
|
5 |
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. |
1 |
|
|
|
6 |
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. |
1 |
|
|
|
7 |
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи |
1 |
|
|
|
8 |
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. |
1 |
|
|
|
9 |
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. |
1 |
|
|
|
10
|
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. |
1 |
|
|
|
11 |
Информационная переработка текста |
1 |
|
|
|
12 |
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка |
1 |
|
|
|
13 |
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). |
1 |
|
|
|
14 |
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). |
1 |
|
|
|
15 |
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). |
1
|
|
|
|
16 |
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
|
1 |
|
|
|
17 |
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров |
1 |
|
|
|
18 |
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров |
1 |
|
|
|
19 |
Информационная переработка текста |
1 |
|
|
|
20 |
Литературный язык и язык художественной литературы. |
1 |
|
|
|
21
|
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского |
1 |
|
|
|
22 |
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
|
1
|
|
|
|
23 |
Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. |
1 |
|
|
|
24 |
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. |
1 |
|
|
|
25 |
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. |
1 |
|
|
|
26 |
Информационная переработка текста |
1 |
|
|
|
27 |
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
1 |
|
|
|
|
Культура речи
|
6ч+1ч |
|
|
|
28 |
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
|
1 |
|
|
|
29 |
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. |
1 |
|
|
|
30 |
Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),лексические, грамматические (морфологические и синтаксические),стилистические.
|
1 |
|
|
|
31 |
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
|
1 |
|
|
|
32 |
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
|
1 |
|
|
|
33 |
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
|
1 |
|
|
|
34 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
Итого 33ч + 1 ч промежуточная аттестация.