Автор: Исаева Анастасия Юрьевна
Своеобразие пространственно-временных координат
в «Божественной комедии» Алигьери Данте
Каждая историческая эпоха – это особое мировоззрение, свой дух, своя парадигма и только гений способен передать неповторимость этой эпохи. Время и люди. Человек формирует время, но и время накладывает свой отпечаток на человеческое сознание, его поведение. Как заметил В. Попов «гениальность – это движение в вечность» [1, 46]. Философы же считают, что любая вечность тесно связана со временем, проявляется во времени и, конечно же, людях, живущих в это время.
Мы привыкли к словосочетанию «Божественная комедия», но в то время, когда жил Данте, это произведение называлось просто «El Dante», что в переводе означает «Книга Данте». Все прекрасно понимали, о каком произведении идет речь.
Творения Гомера, Дж. Мильтона, Уильяма Шекспира всегда будут вечны. Вечны и герои, ими созданные. В нашей памяти навсегда останется Гектор и Ахиллес, король Лир, Ромео и Джульетта. Образы, созданные Данте тоже вечны, но это не совсем обычные образы, это обитатели Ада.
Почему Ад? В трактате «Пир» А. Данте высказал мысль о том, чтобы реальная жизнь не стала адом, необходимо создать его, чтобы люди увидели, поняли и …. остановились в своих злодеяниях. Ад лучше создать, чем быть в нем.
Что же представляла собой эпоха, в которой жил и творил Данте, что заставило его так отнестись к своему времени и к своим соотечественникам? Чтобы ответить на это вопрос, нужно понять, чем жил и какими идеями был вдохновлен великий итальянский поэт.
В мае 1265 года на юге Флоренции в семье Алигьери родился мальчик, которого назвали Дуранте. Но в семье его звали сокращенно – Данте. Именно это имя и вошло в мировую литературу.
Италию уже тогда раздирали религиозные войны. Было множество враждующих между собой партий: Белые и Черные, Тощие и Жирные, гвельфы и гобелены. Предкам Данте всегда были близки идеи гвельфов. Например, дед поэта был дважды изгнан из Флоренции.
Не смог избежать той же участи и Данте. Он принимал активное участие в политической жизни страны, даже некоторое время был приором. Когда началась война между Белыми и Черными, Данте был на стороне Белых. Белые в этой войне проиграли, и Данте было предписано покинуть Флоренцию. В том случае, если он останется на родине, то будет публично предан сожжению на костре.
Конечно, Данте покинул Флоренцию, но находясь в Равенне, он жил переполненный гнева, и думал только о мести. Как отмечают исследователи, он очень тосковал по родине, один раз в месяц приходи к городским воротам, собирал в мешочек землю, как символ своей страны. Там, в изгнании, и была создана «Божественная комедию».
«Божественная комедия» стала основным произведением в творчестве итальянского поэта. Назвать точную дату поэмы создания невозможно. Этот вопрос остаётся открытым даже в современной дантологии. На примерное время создания поэмы указывает само произведение. Время и происходящие события, естественно, накладывали отпечаток на сознание поэта, что в свою очередь находило отражение в поэме. Сейчас принято считать, что поэма могла быть начата в 1306(7) году и закончена в 1321 году.
После публикации поэмы Данте писал: «Предмет моего изображения – это состояние души после смерти. Именно это и является связующим центром моего произведения. Но я хочу, чтобы каждый усмотрел еще и аллегорический смысл: я изобразил человека, именно он выбирает свой жизненный путь, руководствуясь свободной волей; он заранее должен понимать: будет он наказан или награжден» [2, 123].
Возможно, именно поэтому после выхода поэмы Данте стали называть «вторым Гомером». Действительно, в «Божественной комедии» представлена вполне чёткая связь религии, познания и чувств века, в котором жил автор поэмы и с веками, будущими.
Многие исследователи находят связь «Божественной комедии» с поэмой Публия Вергилия Марона «Энеида», потому что почти двести лет поэму было принято называть «Дантеидой».
О. де Бальзак склонен был рассматривать поэму как три формы бытия: личная трагедия Данте, история человечества и строение мироздания. И еще три: ад реальной жизни времен Данте, очищающая сила внутренней силы человека и вера, ведущая в рай. Кроме того, историческое путешествие не только в прошлое, но и в будущее, самые различные срезы мирровой истории. И последнее: синкретизм внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, нравственного и битового.
В отношении изображенного времени мнения исследователей разошлись. Одни исследователи склонны полагать, что Данте изобразил эпоху Средневековья. Другая группа исследователей считает, что поэт увековечил эпоху Ренессанса.
Действительно, в поэме много признаков эпохи Средних веков. Например, католическая церковь полностью отрицала индивидуальность и всячески это проповедовала. Но именно в эпоху Возрождения на человека смотрели как на центр Вселенной.
Во времена Данте ренессанские идеи получают довольно широкое распространение. Возможно, именно это и стало причиной того, что поэт безгранично верил в Бога и готов был на все во имя Бога. Кроме того, именно ренессанские идеи породили мысль о том, что необходимо увековечить время, в котором он жил. Данте это действительно удалось. Как отмечают исследователи, в эпоху Данте наблюдался своеобразный культ «Божественной комедии». Но уже тогда мнения исследователей не были едины.
После выхода произведения в свет жители Равенны, заметив Данте на улице, указывали на него и говорили при этом: «Это тот, кто побывал в Аду и смог вернуться, чтобы предупредить нас». Вскоре Данте стали называть народным поэтом. Как к этому отнеслись исследователи того времени?
«Божественная комедия» – это первое произведение, написанное на итальянском языке. Как не странно, но именно этот факт вызвал целую бурю негодований у многих. На стороне поэта выступил тогда Джванни Боккаччо. В трактате, написанном в защиту Данте. Дж. Боккаччо называет ряд смягчающих обстоятельств:
— Данте дал возможность приобщиться к литературе и простому народу;
— поэт стал ближе к народу.
Но, например, такой исследователь как С.Г. Филатова склонна видеть в этом нечто иное: Данте обращается к итальянскому языку только потому, что очень желал славы и похвалы. Можно ли все это получить от государей? Нет. Хотя бы даже потому, что они не утруждали себя в знании латинского» [3, 79].
В дантологии немало споров и о том, как Данте изобразил своих современников: почему так дуалистично отношение поэта к соотечественникам. В Ад Данте помещает самые различные категории грешников. Но в то же время он не может спокойно наблюдать их мучения. В качестве примера можно привести его диалог с отцом Гвидо Кавальканти. Отец спрашивает, как его сын, а Данте говорит о нем уже в прошедшем времени. Отец думает, что сын уже мертв и снова проваливается в свою огненную могилу. Даже разговор с Фаринатой о том, какова дальнейшая судьба Флоренции, не позволяет поэту забыть о том, что отец его друга страдает:
А скорбь меня уколом жжет,
И расскажите упавшему ему,
Что сын его пока среди живых
С одной стороны, Данте осознает тот факт, что эти души грешные, но с другой он способен откликнуться на трагедию Паоло и Франченки.
Кроме того, затрудняет решение временной принадлежности и совмещение в поэме, с одной стороны, рационализма, а с другой сводной мысли, которая была присуща только эпохи Возрождения.
Эпоха Ренессанса стремилась к обновлению, к возрождению утерянных античных ценностей во всех сферах: культуре, философии, науке. В связи с этим вполне понятен интерес Данте к античности. Действительно, мы видим в поэме немалое количество древнегреческих мифов. Это еще один довод в пользу того, что в поэме представлена эпоха Возрождения. В эпоху Средних веков античность была под запретом.
Самого поэта тоже можно отнести к людям Нового времени, потому что он содержит в себе уникальную систему знаний. Ведь мы не должны забывать о том, что Данте был не только поэтом, но и принимал активное участие в общественной жизни, изучал астрономию, физику, астрологию, математику.
Конечно, нельзя говорить о том, что Средневековье кануло в прошлое. Нет, его отголоски будут еще долго напоминать о себе. Не смог избежать этого и Данте. Поэма довольно сильно перегружена всевозможными аллегориями. В «Божественной комедии» мы можем наблюдать католическую символику (символом Христа выступает грифон; символом Иоанна является орел).
Исследователи отмечают тот факт, что в поэме довольно много ситуаций, которые можно трактовать как в прямом, так и в иносказательном смысле. К таким сценам можно отвести сцену в лесу. В связи с этим хочется привести мнения исследователей:
— «это просто лес» [4, 13];
— «лес, темнота в душе самого Данте» [5, 55];
— «политическая жизнь страны, в которой немудрено было заблудиться» [5, 23].
Таким образом, говорить о времени и персонажах, изображённых в поэме, однозначно невозможно. О.Д. Сушкова заметила по этому поводу: «… совершенно невозможно сказать точно, какое время изобразил поэт. Да это и не столь важно, потому что созданные им образы и индивидуальны, и неповторимы, они просто единичны, но, тем не менее, их пронизывает общая идея» [57, 128]. Но все же она склонна относить творение Данте к так называемому Проторенессансу. Совершая путешествие по Аду, поэт говорит Вергилию о том, что он знает здесь абсолютно каждого.
Возможно, именно поэтому к своим соотечественникам Данте относится довольно снисходительно, поэтому он не приемлет средневековые нормы правосудия, он не может без сочувствия относиться к осужденным. Данте считает, что совершенное человеком преступление – это уже есть высшее наказание.
Причина всех грехов, как считает Данте, – это гордость. Именно поэтому ему ненавистна правящая верхушка общества, которая представлена в аллегорическом образе льва. Но для той эпохи был более страшный порок – жадность, аллергией которой в поэме выступает волчица. Но, если бы Данте не рассматривал гордость как порок, то, возможно, не было бы и смой «Божественной комедии».
Список использованной литературы
1. Попов В.Д. Данте и мировая культура // Литература. – 2005. – № 2. – С. 44-48.
2. Приходько В.А. Эстетический анализ художественных произведений. – М.: Гефест, 2011. – 231 с
3. Филатова С.Г. Жизнь и творчество Данте. – М.: Высшая школа, 2001. – 352 с.
4. Голиков С.Л. Эзотеризм Данте // Литература в школе. – № 3, – 2009. – С. 13-26.
5. Котельникова Н.Н. Эстетика Возрождения. – М.: Книга, 2006. 337 с.
6. Лазаревич С.Ю. Синтез средневековой культуры в «Божественной комедии» Данте. – М.: Книга, 2002. – 238 с.
7. Сушкова О.Д. Время в произведениях Данте и Улисс. – М.ВЕЧЕ, 2005. – 341 с.