Обучение первоклассников в период адаптации.

Автор: Наталья Владиславовна Мамадова

Обучение первоклассников в период адаптации.

 

 

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

 Начало обучения в школе  также  совпадает  и  с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность.

В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Поэтому перед учителем  стоит задача в создании  психолого-педагогических  условий, обеспечивающих   благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Поэтому, самым важным, на мой взгляд, в первые дни ребенка в школе является формирование у каждого ребёнка положительного отношения к школе, к учебной деятельности, снятие напряжённости, страхов, боязни нового общества, новых взаимоотношений.   Занятия  в эти дни  строятся в виде познавательно-развлекательных мероприятий, с использованием дидактических и спортивных игр желательно на свежем воздухе. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому на уроках создаю ситуации успеха, эмоционального благополучия, поощряю учебные успехи, поддерживаю игровую инициативу. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. В этой связи провожу с  учащимися цикл таких уроков:

«Давайте познакомимся»,

«Знакомство со школой»

« Правила  вежливого  поведения в школе»

«Давайте дружить»

«Учитель-первый друг и наставник.»

«Веселые переменки»(танцуем и играем).

        В  дальнейшем процессе обучения для создания благоприятных условий адаптации  придерживаюсь следующих правил в обучении первоклассников:

·       учитываю  индивидуальные особенности ребёнка: предоставляю каждому ребёнку возможность работать в  присущем ему темпе.

·        Объём работы школьников увеличиваю постепенно.

·       Обязательное проведение не менее двух физминуток по 1.5- 2 минуты каждая на каждом уроке. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков.

·       Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.

·       даю детям творческие учебные задания. Ведь задача учителя – проявлять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.

·        Учу  детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.

·       При организации деятельности по решению учебной задачи  учу детей планировать свои действия. Побуждаю детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Нужно сказать, что не сразу это получается у первоклассников.

·       Структура урока должна включать несколько видов деятельности, ведущей и важной должна оставаться игра: ролевая, игра с правилами. дидактическая игра.

·       существенное место на уроках отвожу моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

·       работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

·       Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

·       Использую формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

ü задания разной степени трудности;

ü специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не­ большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

ü предлагаю  детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требую  от каждого ребенка запоминания дополнительного материала, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей к обучению.

 

 

Всё вышеперечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

×
×