Разработка урока математики во 2 классе

Автор: Дулзынова Мыдыгма Добчиновна

Урок математики во 2 «б» классе

Тема: Приём вычисления для случаев вида 36-2, 36-20.

Цель: Создать  условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36-2, 36-20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников.

Ход и содержание урока:

                    Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Формирование  УУД

I этап.  Организационный момент (1мин)

Цель: эмоциональная и психологическая  подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

(Слайд №1)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

— Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам  в успешной  работе: «Умеешь сам — научи другого» 

Чистоминутка  — запись чисел 23,45

Что вы можете сказать о числе 23? 45?

          Устный счет. с.59 № 5 Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные — пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20— 13 = 7.)

          В первом ряду сидели 18 человек, а во втором — на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (18—3 =  15.)

 

Выполняют действия, предложенные учителем; хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу. Чистоминутка  — запись чисел 23,45

(Это двузначное число, в нём 2 дес. и 3 единицы, разложите на сумму разрядных слагаемых 20+3.)

 

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные: желание учиться.

II этап. Актуализация знаний и умений (6мин)

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений.

-Какое было дом задание? (Повторить +в пределах 20,+_круглых чисел в пред100)

                                   Повторение приёмов вычитания

(Дифференцированная самостоятельная работа)

— лист достижений

(Приложение №1 Предлагаю выполнить тот уровень, с которым вы сможете справиться.

Проверка: (Слайд №4)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

9 – 3= 6

8 – 1 = 7

4 – 2 = 2

10 – 3 = 7

80 — 20 = 60

50 – 10 = 40

50 – 30 = 20

70 20 = 50

36 = 30 + 6

71 = 70 + 1

43 = 40 + 3

58 = 50 + 8

Приёмы вычитания в пределах 10.

 

Приёмы вычитания круглых чисел.

Приёмы представления двузначного числа на разрядные слагаемые.

-Проверка со слайда. поставьте себе баллы в лист самоконтроля

— Какие приёмы вычитания вы повторили?

-Те, кто выполнил 1(2,3) уровень, оцените себя с помощью критериев, которые вы видите на слайде, поставьте отметку в листе самоконтроля.

-Мы повторили различные приемы вычитания. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить тему урока. А тема урока какая? (…)  Открываю доску, на доске выражения:

36 — 2   и 36 — 20

Сможете ли вы сформулировать тему урока, глядя на эти выражения. 

— Кто может выполнить такие вычисления? Покажите мне с помощью светофора.

Не все ребята могут выполнить данное задание. 

 

 

 

Работают самостоятельно, каждый выбирая себе свой уровень.

 

 

При проверке называют  ответы по уровням.

Обобщают, какие приёмы использовали при работе:

 

1.Приёмы вычитания в пределах 10.

2. Приёмы вычитания круглых чисел.

3. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

переработка полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи.

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают  полученные результаты,  корректно сообщают

товарищу об ошибках.

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.

Коммуникативные: высказывать свое мнение при проверке задания.

III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (3мин)

Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.

— Какую цель мы поставим на урок?

(Научиться решать примеры данного вида)

Фиксирую на доске   36-2,36-20

-Что поможет достичь цели урока? (План)

Расставьте этапы в нужной последовательности.

1.Повторяем

2.Исследуем и наблюдаем, открываем новые знания

3. Применяем на практике

4. Контролируем

5. Оцениваем себя

-На каком этапе мы находимся?

 

Высказывания детей: будем учиться решать примеры  вида: 36 — 2,    36 — 20.

Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют  цель  урока.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной  цели.

IV этап.   Этап усвоения новых знаний и способов действия (дифференцированная работа в парах) (15мин)

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала,  развитие умения обобщать и делать выводы.                                                                                                                                               

-Переходим ко второму этапу.

Основываясь на знания, которые у вас имеются, работая в группах, найдите и объясните способ решения  данных выражений: 36 — 2  и  36 — 20?

Если возникнут затруднения куда вы можете обратиться ? (с.59)

1.Практическая работа.

1группа «Умники»

 Покажите как с  помощью палочек, решить выражения вида 

36-2

2группа «Умники»

Покажите как с  помощью палочек, решить выражения вида 

36-20  .

3группа «Знайки»

— Объясните с помощью карточек как записать решение выражения  вида 36-2

Заменяю

Получаю

Удобнее

 

(карточки)           

36-2=, (30+6)-2=, 30+(6-2)=, 30+4=34

 

4 группа «Знайки»

— Объясните с помощью карточек как записать  решение выражения  вида 36-20 .

Заменяю

Получаю

Удобнее

 

 (карточки)

36-20=, (30+6)-20=, (30-20)+6=, 10+6=16

5 группа« Мыслители»

Проанализируйте запись  новой темы в учебнике на с.59, и  объясните как решить выражения 36 – 2 используя удобную запись.

как решить выражения  36 -20 используя удобную запись.

Предлагаю приступить к проверке вашего исследования, а значит, мы переходим на следующий этап.

2.Выступление групп

-Почему вы из 6 палочек  вычли именно  2 палочки?

— Какой разряд не изменился?

— Какой вывод вы сделали?

 

— Почему вы из 3 пучков  вычли 2 пучка?

— Какой разряд не изменился?

— А какой вывод вы сделали?

— Какой вывод вы сделали?

— Какой вывод вы сделали?

оценка

 

— Ребята удобно так подробно расписывать примеры?

Дадим слово 5 группе. Они познакомят с записью решения данного вида примеров коротким способом.

— А теперь сравните  свой вывод с выводом  в учебнике. Хоровое проговаривание.

 

 

 

 

 

1группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Вычли

из 6 палочек 2 палочки, получилось 4 палочки. К  3 десяткам прибавили 4 единицы  получилось 34. Делают вывод.

2 группа.  Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Из 3 десятков  вычли 2 десятка, получилось 1 десяток. К 1 десятку прибавили 6 единиц, получилось 16. Делают вывод.

3 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:

Заменяю …

Удобнее

Получаю…

Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 — 2 = 6 — 2 +30  = 30 + 4 = 34. Вычислим удобным способом, единицы  вычитаем из единиц, затем прибавляем десятки. Делают вывод.

4 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:

Заменяю …

Удобнее

Получаю…

Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 — 20 = 30 — 20 + 6 = 10 + 6 =16. Вычислим удобным способом,  десятки вычитаем из десятков, затем прибавляем единицы. Делают вывод.

5 группа. Объясняют решение примеров в сокращенной форме.

У всех групп вывод звучит одинаково. Работают с информацией, представленной в учебнике.

 Вывод: единицы вычитаем из единиц, десятки из десятков.

 

 

 

 

 

Регулятивные: работать по предложенному плану.

Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают  умение ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями  других учеников в группе.

 Регулятивные: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме.

Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы в группе.

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Регулятивные:   учатся совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную задачу, самостоятельно оценивают правильность выполнения задания.

V этап. Физкультминутка двигательная

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

 

Повторяют движения.

 

VI  этап.  Первичное закрепление изученного материала

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков.

Следующий этап  — Применяем Знания на практике

1) Работа по учебнику

 №1, с. 59 – выполняется с проговариванием письменно в тетрадях и у доски

2)Работа с задачей  №2, с.59

Прочитайте

-О ком говорится в задаче?

Сколько  мальчиков  занимаются в кружке? Сколько девочек? Что нужно узнать?

Самостоятельное решение задачи

Если правильно решена и записан полный ответ – 2 балла, если есть недочёты – 1 б

  поставьте себе баллы в лист самоконтроля

3) Самостоятельная работа

№ ?, с. 59 учебника

Письменно в тетрадях . Если все выражения решены правильно – 3 балла, если три – 2б, если два  – 1 б. поставьте себе баллы в лист самоконтроля

Какое правило использовали?

4) Работа в  паре с. 59 № 6. Взаимопроверка

Игра « Закрась листики»

 

 

Устно проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы вычитают из  единиц, а десятки из десятков.

 

М. – 5 чел.

Д. – на 4 больше  ?      

 

 

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике.

Личностные: формируют  умение работать в паре в процессе проверки работы.

Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы;

рассуждают, высказывают своё мнение.

Личностные: оценивание  результатов выполнения работы  в паре.

Познавательные: анализируют условие задачи.

Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия.

 VII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности

Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

— Добились ли вы цели?

-Почему вы так думаете?

— Оцените  своё настроение на уроке, выбрав соответствующий смайлик:

Мне понятно и я могу  объяснить другому! 

— Я не всё понял!!!

— Мне было трудно! 

Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться.

Ответы учеников.

Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах, в группах. Свободные высказывания учащихся.

Приём вычитания вида 36-2 и 36-20

Показывают свое настроение.

 

 

Личностные: формулируют собственную позицию и мнение

 

 

 

 

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке.

Личностные действия.

Оценивание  результатов выполнения работы на уроке.

Личностные: самооценка.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

VIII этап . Домашнее задание (Слайд №16) с 59 №3, № 4

Записывают домашнее задание в дневнике. Выставляют оценки.

Урок окончен.

       

 

 

×
×