Автор: Дулзынова Мыдыгма Добчиновна
Урок математики во 2 «б» классе
Тема: Приём вычисления для случаев вида 36-2, 36-20.
Цель: Создать условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36-2, 36-20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников.
Ход и содержание урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||
I этап. Организационный момент (1мин) Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
||||||||||||
Чтение стихотворения, как настрой на работу: (Слайд №1) Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. — Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам в успешной работе: «Умеешь сам — научи другого» Чистоминутка — запись чисел 23,45 Что вы можете сказать о числе 23? 45? • Устный счет. с.59 № 5 Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные — пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20— 13 = 7.) • В первом ряду сидели 18 человек, а во втором — на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (18—3 = 15.)
|
Выполняют действия, предложенные учителем; хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу. Чистоминутка — запись чисел 23,45 (Это двузначное число, в нём 2 дес. и 3 единицы, разложите на сумму разрядных слагаемых 20+3.)
|
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные: желание учиться. |
||||||||||
II этап. Актуализация знаний и умений (6мин) Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений. |
||||||||||||
-Какое было дом задание? (Повторить +в пределах 20,+_круглых чисел в пред100) Повторение приёмов вычитания (Дифференцированная самостоятельная работа) — лист достижений (Приложение №1) Предлагаю выполнить тот уровень, с которым вы сможете справиться. Проверка: (Слайд №4)
-Проверка со слайда. поставьте себе баллы в лист самоконтроля — Какие приёмы вычитания вы повторили? -Те, кто выполнил 1(2,3) уровень, оцените себя с помощью критериев, которые вы видите на слайде, поставьте отметку в листе самоконтроля. -Мы повторили различные приемы вычитания. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить тему урока. А тема урока какая? (…) Открываю доску, на доске выражения: 36 — 2 и 36 — 20 Сможете ли вы сформулировать тему урока, глядя на эти выражения. — Кто может выполнить такие вычисления? Покажите мне с помощью светофора. Не все ребята могут выполнить данное задание. |
Работают самостоятельно, каждый выбирая себе свой уровень.
При проверке называют ответы по уровням. Обобщают, какие приёмы использовали при работе:
1.Приёмы вычитания в пределах 10. 2. Приёмы вычитания круглых чисел. 3. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.
|
Познавательные: переработка полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках. Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания. Коммуникативные: высказывать свое мнение при проверке задания. |
||||||||||
III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (3мин) Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания. |
||||||||||||
— Какую цель мы поставим на урок? (Научиться решать примеры данного вида) Фиксирую на доске 36-2,36-20 -Что поможет достичь цели урока? (План) Расставьте этапы в нужной последовательности. 1.Повторяем 2.Исследуем и наблюдаем, открываем новые знания 3. Применяем на практике 4. Контролируем 5. Оцениваем себя -На каком этапе мы находимся? |
Высказывания детей: будем учиться решать примеры вида: 36 — 2, 36 — 20. Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока. |
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной цели. |
||||||||||
IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия (дифференцированная работа в парах) (15мин) Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы. |
||||||||||||
-Переходим ко второму этапу. Основываясь на знания, которые у вас имеются, работая в группах, найдите и объясните способ решения данных выражений: 36 — 2 и 36 — 20? Если возникнут затруднения куда вы можете обратиться ? (с.59) 1.Практическая работа. 1группа «Умники» Покажите как с помощью палочек, решить выражения вида 36-2 2группа «Умники» Покажите как с помощью палочек, решить выражения вида 36-20 . 3группа «Знайки» — Объясните с помощью карточек как записать решение выражения вида 36-2
(карточки) 36-2=, (30+6)-2=, 30+(6-2)=, 30+4=34
4 группа «Знайки» — Объясните с помощью карточек как записать решение выражения вида 36-20 .
(карточки) 36-20=, (30+6)-20=, (30-20)+6=, 10+6=16 5 группа« Мыслители» Проанализируйте запись новой темы в учебнике на с.59, и объясните как решить выражения 36 – 2 используя удобную запись. как решить выражения 36 -20 используя удобную запись. Предлагаю приступить к проверке вашего исследования, а значит, мы переходим на следующий этап. 2.Выступление групп -Почему вы из 6 палочек вычли именно 2 палочки? — Какой разряд не изменился? — Какой вывод вы сделали?
— Почему вы из 3 пучков вычли 2 пучка? — Какой разряд не изменился? — А какой вывод вы сделали? — Какой вывод вы сделали? — Какой вывод вы сделали? оценка
— Ребята удобно так подробно расписывать примеры? Дадим слово 5 группе. Они познакомят с записью решения данного вида примеров коротким способом. — А теперь сравните свой вывод с выводом в учебнике. Хоровое проговаривание.
|
1группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Вычли из 6 палочек 2 палочки, получилось 4 палочки. К 3 десяткам прибавили 4 единицы получилось 34. Делают вывод. 2 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Из 3 десятков вычли 2 десятка, получилось 1 десяток. К 1 десятку прибавили 6 единиц, получилось 16. Делают вывод. 3 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму: Заменяю … Удобнее Получаю… Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 — 2 = 6 — 2 +30 = 30 + 4 = 34. Вычислим удобным способом, единицы вычитаем из единиц, затем прибавляем десятки. Делают вывод. 4 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму: Заменяю … Удобнее Получаю… Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 — 20 = 30 — 20 + 6 = 10 + 6 =16. Вычислим удобным способом, десятки вычитаем из десятков, затем прибавляем единицы. Делают вывод. 5 группа. Объясняют решение примеров в сокращенной форме. У всех групп вывод звучит одинаково. Работают с информацией, представленной в учебнике. Вывод: единицы вычитаем из единиц, десятки из десятков. |
Регулятивные: работать по предложенному плану. Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе. Регулятивные: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме. Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности. Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы в группе. Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Регулятивные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу, самостоятельно оценивают правильность выполнения задания. |
||||||||||
V этап. Физкультминутка двигательная Цель: снятие умственного и физического перенапряжения. |
||||||||||||
|
Повторяют движения. |
|
||||||||||
VI этап. Первичное закрепление изученного материала Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков. |
||||||||||||
Следующий этап — Применяем Знания на практике 1) Работа по учебнику №1, с. 59 – выполняется с проговариванием письменно в тетрадях и у доски 2)Работа с задачей №2, с.59 Прочитайте -О ком говорится в задаче? Сколько мальчиков занимаются в кружке? Сколько девочек? Что нужно узнать? Самостоятельное решение задачи Если правильно решена и записан полный ответ – 2 балла, если есть недочёты – 1 б поставьте себе баллы в лист самоконтроля 3) Самостоятельная работа № ?, с. 59 учебника Письменно в тетрадях . Если все выражения решены правильно – 3 балла, если три – 2б, если два – 1 б. поставьте себе баллы в лист самоконтроля Какое правило использовали? 4) Работа в паре с. 59 № 6. Взаимопроверка Игра « Закрась листики»
|
Устно проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы вычитают из единиц, а десятки из десятков.
М. – 5 чел. Д. – на 4 больше ?
|
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике. Личностные: формируют умение работать в паре в процессе проверки работы. Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы; рассуждают, высказывают своё мнение. Личностные: оценивание результатов выполнения работы в паре. Познавательные: анализируют условие задачи. Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. |
||||||||||
VII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности. |
||||||||||||
— Добились ли вы цели? -Почему вы так думаете? — Оцените своё настроение на уроке, выбрав соответствующий смайлик: — Мне понятно и я могу объяснить другому! — Я не всё понял!!! — Мне было трудно! Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться. |
Ответы учеников. Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах, в группах. Свободные высказывания учащихся. Приём вычитания вида 36-2 и 36-20 Показывают свое настроение.
|
Личностные: формулируют собственную позицию и мнение
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. Личностные действия. Оценивание результатов выполнения работы на уроке. Личностные: самооценка. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
||||||||||
VIII этап . Домашнее задание (Слайд №16) с 59 №3, № 4 |
Записывают домашнее задание в дневнике. Выставляют оценки. Урок окончен. |
|||||||||||