Декабристы герои или преступники?

Автор: Чубарова Надежда Вячеславовна

Декабристы герои или преступники?

Декабристов часто изображают героями. Но заслуживают ли они славы? Или  это было только начало темного периода революций и попыток на дестабилизацию ситуации в стране?

Декабристами мы называем тех, кто 14 декабря 1825 года вышел на Сенатскую площадь Петербурга, и открыто выступили против крепостного права, потребовав кардинальных изменений в политической системы России. Их требование оказались вполне уместны, в  условиях  необходимости смены феодально-крепостнической системы.  В начале ХIХ, в Европе прошли революционны движения, связанные с просветительскими идеями, с идеей свержения самодержавия и установления монархии, разделения властей на три части – законодательную, исполнительную и судебную, на реализацию естественных прав человека. В Российской империи остро стоял экономический вопрос – вопрос об отмене крепостного права, в отличие от западноевропейских стран, где уже господствовала система капитализма. Крепостное право  было причиной экономической отсталости России от соседних стран.  Император Александр также в первый, либеральный, период своего правления делал попытки ликвидировать либо ослабить крепостное право. Но все эти попытки «сверху» провести такие важные реформы остались без результатов.

Декабристы называли себя «детьми 1812 г.» и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Опыт Отечественной войны 1812 года, характеризовавшейся огромным патриотическим подъемом, и заграничный поход русской армии 1813–1814 годов,  когда множество молодых  людей впервые увидело  другую жизнь. В Европе они чувствовали наличие гражданских свобод, просвещения, в России же, по возвращении из заграничных походов, они окунулись в душный смрад аракчеевщины с ее неограниченным произволом и насилием над личностью. Будущие декабристы  понимали требования нового исторического развития. Но реальной  возможности кардинально изменить положение в России через парламент, в отличие от Европы у них не было, и разочарованная дворянская молодёжь избирает тактику военного  государственного переворота с целью изменения институтов власти. Их было не много – несколько десятков офицеров, организовавших солдат в декабрьский холодный день выступить против самодержавия.   Молодые по возрасту, хорошо образованные,  свободолюбивые люди, выходцы из разных слоев дворянского класса, принадлежащих к высшему обществу, героически защитившие свое отечество в  войне 1812 года,    решили  бросить вызов сильной и  непоколебимой власти. Они шли на это сознательно, и каждый из них сделал свой нравственный выбор сторону  общего блага для Отечества. Они не побоялись потерять свои личные блага, вполне обеспеченную жизнь и  ради осуществления назревших реформ: изменения институтов власти и отмены крепостного права.  Да их действия будут противозаконными  ведь,  они покушались на государственный строй и хотели сделать переворот с цареубийством.  Но много поспорив по вопросу о средствах достижения своих целей, пришли к выводу, что хороши не все средства, и отдали предпочтения мирным формам борьбы, отказавшись  от убийства царя  и привлечения  народные массы, что бы избежать русского бунта. Поэтому выступление на Сенатской площади в основном было мирной формой протеста, хотя в руках они имели оружие. Да были серьезные просчеты в этом протесте. В ходе противостояния с правительственными войсками пролилась кровь. Первыми не выдержали нервы у Оболенского и Каховского, бал застрелен генерал-губернатор Милорадовича. Далее обе стороны стреляли с заметной неохотой, по возможности поверх голов. О количестве жертв историки спорят до сих пор. Противостояние закончилось поражением декабристов.    Им  не удалось  сделать благое дело — превратить Россию в конституционную монархию и осуществить назревшие реформы. И кто знает, что бы они  осуществили, с   такими разными   проектам «Конституцией» Н.Муравьева или «Русской правды» Пестеля, если бы их переворот удался? Последствия могли быть печальными, но возможно не такие трагические как в 1917 году. У каждой реформы своё время и место в истории и в 1825 году их выступление  не сильно   искалечило страну. А вот наказание за свои действия декабристы   понесли очень суровые:  К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьева-Апостол, П.И. Пестель, М.П. Бестужева-Рюмин и П.Г. Каховский приговорены к смертной казни  и   121 участник  сосланы на каторжные работы в Сибирь. Они с честью прошли все испытания на каторге и доказали верность своей Родине. Я думаю,    тем самым искупили свою вину за противоправные деяния на Сенатской площади.         Пройдет время и власть осуществит    реформы задуманные декабристами, но уже под действием другой волны революционных движений.

Да их выступление против самодержавия, можно считать началом революционного движения в России в борьбе с царским режимом. Советские исто­рики привычно начинали ими цепочку революционеров, которая продолжалась Герценом, петрашев­цами, народниками, народовольцами и, наконец, большевиками. В 1912 году в статье  «Памяти Герцена» В.И.Ленин напишет: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен начал революционную агитацию». Возможно, декабристы разбудили новое поколение революционеров — выходцев из разночинцев. Однако декабристов от них отличало, прежде всего, то, что они не были одержимы идеей революции как таковой, не заяв­ляли, что любые преобразования бессмысленны, пока не свергнут старый порядок вещей и не провоз­глашено какое-то утопическое идеальное будущее. Они не противо­поставляли себя государству, а слу­жили ему и к тому же были важной частью российской элиты. Они не были профессиональными революционе­рами, живущими в рамках очень специ­фической и во многом марги­нальной субкультуры — как все, кто позднее пришел им на смену. Они мыслили себя возможными помощни­ками Александра I в деле проведения реформ, и если бы император продолжил ту линию, которую он на их глазах так смело начал, даровав конституцию Польше в 1815-м, то они были бы счастливы, помочь ему в этом.

Движение декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях воспитывалось целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей. Вся их деятельность  в Сибири была направлена  на ускорение социально-экономического, общественно-политического и культурного развития края. Союз декабристов  начал  создавать в школы, детские сады. Открылись женские школы, они фактически первыми в России положили начало вовлечения женщин в сферу умственного труда. Декабристы первыми приступили к созданию публичных библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало. Декабристы внесли свой вклад не только  в искусство, просвещение, но и в науку.         Николай Тургенев  — ученый-экономист, автор большой работы «Опыт теории налогов»,  подробно рассмотрел налоговую систему, ознакомившись с западноевропейской теоретической мыслью. Также много  географических работ, в частности посвященных Америке, Канаде, оставил декабрист  Д. И. Завалишин. Автором работы о Сибири был  Батеньков. Декабрист  Н. А.Чижов, участник полярной экспедиции под начальством  Литке, составил и опубликовал  обстоятельное описание Новой Земли. Муравьев, Муханов, Штейнгель оставили ряд работ по военному делу и военной истории. Это были высокообразованные люди, они делали все возможное для процветания России. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Я считаю  очень важным сочетанием у представителей декабристского движения таких качеств как служение Отечеству и благородство. Личное благородство делает служение интересам Родины высоким и чистым, незамутненным корыстью и меркантильными интересами. Нашим современным российским политикам и общественным деятелям не хватает именно этого. На протяжении 150 лет декабристы оставались героями почти для всех слоев российского общества. Я считаю, что и сегодня их положительный образ должен остаться в нашей истории, как пример бескорыстного служения Отечеству. Поэтому декабристы – это благородные герои, достойный  нашей памяти и уважения.

           

 

×
×