«Игровые технологии на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС»

Автор: Надежда Николаевна Тишина

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития, учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.

 

Актуальность темы. Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит об их важности. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников.

Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Для успешного решения задач урока дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве его средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.

Игровая технология как уникальная форма обучения.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.

Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. Педагогическая игра имеет существенный признак — четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Г. К. Селевко отмечает: «Игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела;

— как элементы более обширной технологии;

— в качестве урока или его части;

— как технология внеклассной работы. 

Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.

Игра является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Кроме того, игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств, укреплению организма ребенка.

Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.

Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает мне повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным, (отзанимавшись урок, ребята просят: «Давайте еще поиграем», это способствует желанию заниматься даже у освобожденных).

Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физкультуры заключается в следующем.

Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами. Сюда же можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность.

С удовольствием мы играем в игру «Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени (игра длится всего 1 мин.).

Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательные опережения соперника. Такие игры, как «Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь».

В силу особенностей первоклассников не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень, трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому я следую принципу от простого к сложному. Для этого использую различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например, в 1 классе мы играем в игру «Охотники и утка», т. к. первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А потом мы усложняем игру, добавляя «уток» и переходим к игре «Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства мяча, точности движений. В этой игре проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Подчас если игра «не пошла» у сильного, даже нерешительные ребята ведут себя очень уверенно.

Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. И, еще, стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Требования к отбору игр следующие:

— игра должна давать новые понятия;

— в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

— дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

— степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

— простота и доступность;

— каждый ребенок должен быть активным участником игры;

— исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей, заблаговременно сообщать о правилах безопасности игры;

— безопасность используемого инвентаря;

— при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от легкого к сложному.

Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.

Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, насколько эффективно проведена игра. Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать ряд условий:

1. формирование мотива деятельности (для чего);

2. формирование системы знаний на основе игры (что развивает);

3. включение каждого школьника в процесс игры.

Формы внеклассной работы в рамках реализации игровых технологий:

1.    Беседы учителя на темы: «Чистота – залог здоровья», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» и «ЗОЖ».

2.    Праздники Здоровья.

3.    Соревнования («Осенний кросс», «Весёлые старты», «Малая Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья!») .

4.    Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».

Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.

Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. В соревновании школьники сравнивают свои знания, умения, личностные свойства. Во время соревнований ученики учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. — 94 с.

2.    Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

3.    Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

4.    Конради С. В. Игровые технологии. АСТ – Сталкер, 2006. — 124 с.

5.    Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

 

×
×