Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Байжаксина Мадина Динисламовна

«Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ »

Важная

задача,

которую

ставит

нынешняя

система

образования,- это охрана и укрепление физического и духовного

здоровья детей и их эмоционального состояния.

Полноценное физическое развитие ребенка и его здоровье

– это принцип развития личности. Физическое здоровье детей

неразделимо

связано

с

их

психическим

и

эмоциональным

благополучием.

Невозможно

решить

проблему

воспитания

социально адаптированной личности без осуществления системы

мероприятий

по

оздоровительной

работе

и

физическому

воспитанию

детей

согласно

принципу«Здоровый

ребёнок

успешный ребёнок».

Что такое технология ?Это инструмент профессиональной

деятельности

педагога,

характеризующаяся

качественным

прилагательным

педагогическая.

Педагогическая

технология

позволяет педагогу еще в процессе проектирования предвидеть

промежуточные

и

итоговые

результаты

соб ст венной

профессионально-педагогической

деятельности. Здоровьесберегающая

технология- это

система

взаимо связанных

и

взаимодействующих

 

ф акторов

образовательной среды, направленных на сохранение здоровья

ребенка

на

всех

этапах

его

обучения

и

развития.

По

моему

мнению, очень важно активно внедрять здоровьесберегающие

технологии для сохранения, поддержания и обогащения здоровья

субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении:

воспитанников, педагогов и родителей.

В

работе

с

детьми

применяются

 

следующие

здоровьесберегающие технологии:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

утренняя гимнастика; гимнастика после сна

непосредственно

образовательная

деятельность

(ОД)

по

физической культуре;

обучение детей основам культуры здоровья;

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

музыкотерапия

гимнастика для глаз;

логоритмика;

 

физминутки;

пальчиковая гимнастика;

дыхательные упражнения;

прогулки;

совместным мероприятиям родителей с детьми,

самомассаж.

Коррекционные технологии (частично):

логопедическая ритмика

коррекция плоскостопия.

В

процессе

воспитания

ребенка,

формирования

у

него

потребности

в

здоровом

образе

жизни

нужно

учитывать

его

возрастные

и

индивидуальные

особенности

для

того,

чтобы

получить

максимальный

эффект

от

в о с п и т ат е л ь н о й

деятельности.

От этого зависит комфортность ребенка в своем развитии.

Для

реализации

 

потребности

в

движении,

полноценного

ф и з и ч е с ко го

р а з в и т и я

д е т е й

н е о бход и м о

с о з д а т ь

здоровьесберегающее пространство: физкультурные уголки для

развития

физических

качеств,

формирования

двигательных

умений и навыков.

У

дошкольников

нарушения

осанки

зачастую

имеют

функциональный характер и обусловлены в основном слабостью

мышщ

и

связок.

Основной

причиной

является

недостаток

движения и адекватной возрасту физической нагрузки. Польза

утренней гимнастики заключается в том, что она способствует

умственному развитию ребенка, он получает заряд бодрости на

целый

день,

у

него

укрепляются

мышцы,

суставы

и

связки,

позвоночник

и

иммунная

система,

улучшается

аппетит,

сон,

ускоряется

кровообращение,

совершенствуются

нервные

процессы, ускоряется рост. Зарядка должна быть постепенной(от

простого

упражнения

к

сложному),разнообразной(каждые

10

дней

следует

заменять

1-2

упражнения,

чтобы

ребенку

было

интересно ею заниматься).По возможности включать в зарядку

разнообразные

предметы:

мячи,

скакалки,

флажки,

любимые

игрушки.

Также,

придумывать

названия

для

упражнений

(«самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).)

Регулярной. (Положительный эффект достигается только

с помощью систематического выполнения. Очень важно с малых

лет

формировать

у

детей

привычку

заниматься

физическими

 

упражнениями,

потому

что

она

соответствует

не

только

эстетическим

нормам,

но

и

сохраняет

ребенку

здоровье.

Тренируя крупные группы мышц каждый день, мы активизируем

обменные процессы, создаем хорошие условия для питания всех

клеток и тканей организма.)

Умеренной.( Комплекс упражнений необходимо выполнять

в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка)

Доступной. (Упражнения должны быть обыкновенными и

знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много сил для

их освоения. Зарядку следует начинать проводить с разминки,

которая может состоять из таких упражнений, как потягивания в

сторону

и

вверх.

Они

помогают

пробудиться

и

оказывают

положительное влияние на позвоночник, т.е его растягивают.)

Следующая стадия зарядки – разогрев, например, ходьба

на

месте

или вокруг

комнаты.

Также

сюда

можно

добавить

ходьбу

на

носочках,

пятках,

внешней

и

внутренней

стороне

стопы. Это оказывает благотворное влияние на развитие ножных

мышц(т.е.сформирует их нормальное развитие) и предотвратит

появление плоскостопия.

 

Главная

часть

зарядки

должна

состоять

из

упражнений,

выполняемых

с

постепенным

усилием,

которые

делают крепкими мышцы, суставы и сухожилия. В их число

входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны

вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса,

наклоны

в

стороны,

способствующие

укреплению

боковых

мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам

эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и

спину.

Завершающим

этапом

зарядки

должна

быть

ходьба

на

месте, сопровождающаяся подниманием и опусканием обеих рук

через стороны. Это нормализует пульс и дыхание.

Плавный длительный выдох , четкая артикуляция являются

главными условиями правильной речи. Дыхание способствует

хорошему расслаблению организма после физических нагрузок,

хорошему снабжению кислородом внутренних органов, а также

влияет на звукопроизношение и развитие голоса. Для этого с

детьми

нужно

заниматься

дыхательной

гимнастикой,

которая

будет

способствовать

увеличению

объема

дыхания,

улучшать

качество дыхательной мускулатуры и регулировать дыхательным

ритм. Очень важно для детского организма, чтобы в сердце и

мозг поступал кислород. Дефицит кислорода служит источником

головных болей, прерывистой работы сердца и может вызвать

 

трудности

с

пищеварением

и

нарушение

зрения.

Хорошо

насыщенная кислородом кровь усиленно сочится по венам и

способствует

нормализации

обмена

веществ

в

организме

ребенка.

Также,

дыхательные

упражнения

полезны

при

заболеваниях органов дыхательной системы: бронхит, астма.

Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев

одновременно с активизирующим влиянием на развитие речи

являются

сильным

средством

повышения

работоспособности

головного мозга, оказывает влияние на центры развития речи,

развивает

ручное

мастерство

и

помогает

снять

усталость.

Существуют разнообразные игры и упражнения с пальчиками:

пальчиковые игры с мелкими предметами ,со скороговорками, со

стихами

,самомассаж кистей и пальцев рук с использованием

популярного игрового оборудования- «сухого бассейна».

Целью

самомассажа

являются

активизация

ощущений

мышц, улучшение координаций движений. В ДОУ существует 3

вида самомассажа: самомассаж лица, грудной клетки, верхних и

нижних конечностей. Дети любят занятия с массажными мячами,

так как эти предметы вызывают у ребят положительные эмоции:

радость, оживление, желание играть. Использование массажных

мячей

оптимизирует

рост

и

развитие

опорно-двигательного

аппарата, помогает сформировать правильную осанку, развивает

мышечную

силу,

гибкость.

Правильная

осанка

выглядит

так:

вертикальное

положение

головы

,грудная

клетка

развернута,

плечи

находятся

 

на

одном

уровне,

живот

подтянут,

ноги

разогнуты

в

коленных

и

тазобедренных

суставах.

Осанка

человека сказывается не только на красоте его фигуры, всем

облике,но и оказывает непосредственное влияние на ее здоровье.

С

каждым

годом

увеличивается

число

детей,

которые

имеют

плоскостопия

и

нарушения

развития

опорно-

двигательного аппарата. Очень важно родителям и педагогам

предупреждать, вовремя выявлять и устранять эти нарушения.

Среди причин плоскостопия у детей самыми основными

являются-недостаток

или

избыток

нагрузки

на

ноги.

Второстепенными причинами являются малоподвижный образ

жизни, избыточная физическая нагрузка, плохая или неудачно

подобранная

обувь,

увеличение

массы

тела,наследственная

предрасположенность,

различные

травмы,

специфические

заболевания

(например,

рахит,

в

результате

которого

кости

ослабевают

и

становятся

мягкими,

поэтому

могут

легко

деформироваться).В

дошкольном

возрасте

очень

важно

проводить

профилактику

плоскостопия.

Врачи-ортопеды

для

этой

цели

разработали

массажный

коврик.

Его

рельефная

 

п о в е р х н о с т ь

о ка з ы ва е т

ма кс и ма л ь н о

э ф ф е к т и в н о е

оздоравливающее

воздействие

на

организм

ребенка

благодаря

своим «шипам» разной плотности и высоты, повторяющим свод

стопы.

На

стопе

есть

действующие

точки,

связанные

с

внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя

их, ребенок стимулирует кровообращение, снимает напряжение и

боль в ногах.

В

состав

музыкального

занятия

входит

логопедическая

ритмика,

так

как

почти

все

логоритмические

упражнения

сопровождаются

музыкой

или

пением.

Музыка

оказывает

сильное эмоциональное влияние на психику детей и помогает

сделать

упражнения

разнообразными.

Она

впервые

была

включена

в

занятия

по

преодолению

заикания.

В

настоящее

время она применяется не только для детей с нарушениями речи,

но и в группах общей направленности. Логоритмика направлена

на

развитие

чувства

ритма,

коррекцию

речевых

нарушений

,формированию межполушарного взаимодействия.

Изменение душевного и физического состояния человека

возможно

с

помощью

музыкотерапии.

Слушание

верно

подобранной

музыки

укрепляет

иммунную

систему

ребенка,

снижает

напряжение

 

и

раздражительность,

головную

и

мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка

действует выборочно, в зависимости от характера произведения,

от инструмента, на котором она исполняется. Например, скрипка

и фортепиано оказывают успокаивающее влияние на нервную

систему, а флейта расслабляет ее.

 

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательном процессе позволяет воспитанникам как можно

лучше приспособиться в социуме, раскрыть свои способности к

творчеству, а воспитателю качественно проводить профилактику

антиобщественного

поведения, активнее

приобщать

родителей

воспитанников к работе по укреплению здоровья детей и его

сохранения. Освоившему эти технологии воспитателю легче и

интереснее

работать,

происходит

раскрепощение

педагога,

открывается простор для его профессионального творчества.

Проанализировав

работу

детского

сада

№3

«Ивушка»

города

Пятигорска

 

,

хочу

отметить

,

что

там

активно

применяются

здоровьесберегающие

технологии:

сохранения

и

стимулирования

здоровья,

обучения

ЗОЖ,

коррекционные

технологии. Воспитатели уделяют особое внимание сохранению

и поддержанию здоровья воспитанников ,а также формированию

у них ответственности за свое здоровье.

 

А в пятигорском детском саду №8 «Теремок» проводятся

оздоровительные мероприятия: беседы и занятия на темы: «Быть

здоровыми

хотим!»,

«Полезные

и

вредные

привычки»,

«Что

значит

быть

здоровым?»,

развлекательный

досуг

«Веселые

старты»!».

это

увлекательные

соревнования

для

всех

участников.

Состязания

 

продуманы

таким

образом,

чтобы

каждый участник смог проявить свою силу, ловкость, быстроту,

меткость и смекалку.

Анализ

сайтов

показал

,что

в

указанных

ДОУ

и с п о л ь з у ю т с я

т р е б у е м ы е

п о д х о д ы

о р г а н и з а ц и и

здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Необходимо

создать

систему

воспитательной

работы,

в

которой

будут

включены

современные

здоровьесберегающие

технологии

для

использования

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста:

здоровьесберегающие

проекты,

интегрированные

занятия,

с о в м е с т н ы й

п р а зд н и к

 

с

р од и т е л я м и

« З д о р о в ь е

детей»,использование консультаций для родителей по проблемам

здоровьесбережения.

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные виды

здоровьесберегающих

технологий,

указано

их

положительное

влияние

на

здоровье

детей,проанализирована

работа

детских

садов

на

предмет

использования

здоровьесберегающих

технологий.

Annotation: this article discusses the main types of health-

saving

technologies,

indicates

their

positive

impact

on

children’s

health, analyzes the work of kindergartens for the use of health-saving

technologies.

Ключевые

слова:

педагогическая

технология,

зарядка,

самомассаж, музыкотерапия, ритмика, здоровый образ жизни.

Keywords:

pedagogical

technology,

charging,

self-massage,

music therapy, rhythmics, healthy lifestyle.

×
×