Психологические особенности и личностные качества выпускников медицинских колледжей, необходимые для успешной адаптации при трудоустройстве

Автор: Антонова Ольга Александровна

Психологические особенности и личностные качества выпускников медицинских колледжей, необходимые для успешной адаптации при трудоустройстве

 

С каждым годом профессия медицинского работника привлекает к себе все больше молодежи, несмотря на то, что всем известно, что подготовка к ней длительная, трудная и требует от студентов гораздо больше самоотречения и настойчивости, чем от студентов других учебных заведений. Также все знают, что и сама работа медицинских работников сложна, чрезвычайно ответственна, связана с тяжелыми душевными переживаниями. Поэтому, для того, чтобы стать настоящим медицинским работником по призванию нельзя ограничиваться только лишь медицинским образованием, каким бы оно ни было глубоким и обширным. Необходимо еще самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы над собой, путь самовоспитания, развития своей личности, для того, чтобы добиться успеха и прогресса в работе медицинского работника, так как он должен обладать определенными личностными качествами.

В структуре личности к моменту профессионального самоопределения уже сформированы те или иные особенности, которые подсознательно или сознательно диктуют человеку выбор той или иной специальности и затем развиваются в определенные свойства уже под влиянием профессии.

Можно предположить, что похожие профессиональные личностные особенности присутствуют у всех студентов медицинских образовательных учреждений, т.к. они влияют уже на сам выбор будущей профессии.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально-значимых качеств.

Под профессионально значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально значимым качествам относят и способности, но они, не исчерпывают всего объема значимых качеств.

Каждая профессия и специальность предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности.

Профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам.

Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельность требует от медицинского работника не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными.

Человечность – это качество должно быть основным достоинством и абитуриента и студента медицинского колледжа и медицинского работника. Для медицинского работника, в первую очередь, очень важно умение установить контакт с больным, завоевать его доверие. Это достигается правильным индивидуальным подходом к разным по характеру, полу, возрасту, состоянию и другим признакам больным. Здесь немалую роль играет манера общения с больными, и даже внешний вид специалиста. Любой медицинский работник, от медсестры до врача, должен уметь завоевать симпатию больного. Он должен проявлять мягкость и душевность по отношению к больным, внимание и сочувствие к каждому из них. Убежденность больного в опытности медицинского персонала в значительной степени обеспечивает благополучный исход лечения.

Очень важна для медицинского работника такая особенность, его личности, как состояние постоянной готовности оказать помощь, умение при первой необходимости мобилизовать все свои силы. В таких ситуациях он забывает об усталости, недомогании и делает то, что требует его долг. Что же дает силы медицинским работникам в подобной ситуации? Высокое чувство профессионального долга, сознание невозможности оставить нуждающихся пациентов без врачебной помощи.

Говоря о личности каждого медицинского работника, следует иметь в виду и такую сторону, как сострадание к больному. Иногда высказывается мнение о «привыкании» медицинских работников к страданиям больных, о том, что, постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, сердце их грубеет и черствеет. Это, конечно, встречается иногда, но чаще это не так. Медицинский работник не бывает равнодушным к больному, но его чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его воли и разума на задаче: что и как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемый результат. Он должен быть всегда собранным, хладнокровным, не «терять головы», уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи.

Необходимо назвать еще одну сторону направленности личности медицинского работника – самосознание. Самосознание – это осознание человеком самого себя в своих отношениях к внешнему миру и другим людям. Оно проявляется в разных формах. Одни из них – самоощущение, самоанализ, самооценка, самокритика и др. – связаны больше с познавательной стороной психической деятельности личности. Другие – самочувствие, самолюбие, самовосхваление, самоуверенность, скромность, чувство ответственности, обязанности, собственного достоинства – связаны с эмоциональной стороной психической деятельности человека. Наконец, такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, инициатива, самодисциплина, связаны с волевой стороной психической деятельности человека.

Как правило, человек способен разбираться в своих физических и психических состояниях, правильно оценивать свои силы и способности, контролировать свои действия и поступки, критически относиться к себе, проявлять чувство ответственности. Но встречаются люди, которые не умеют разобраться в себе, правильно оценить свои возможности, сознательно регулировать свое поведение и свою деятельность, проявляют безответственность, не критичность к себе, самовлюбленность. Эти личности характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной). Значение самосознания очень велико в профессиях медицинского профиля, т.к. это может приводить к серьезным последствиям.

Одним из наиважнейших качеств медицинского работника является эмоциональная устойчивость. Одним из проявлений эмоционального состояния человека является настроение. Отмечая значение настроения, как фактора социальной ориентации и деятельности человека и называя настроение «чувствованием», К.Д. Ушинский писал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Поэтому психологи под настроением понимают более или менее длительное эмоциональное состояние, создаваемое внешними воздействиями на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей и, прежде всего, от темперамента. Настроение – это эмоциональный тонус человека, который создастся положительными или отрицательными переживаниями.

Неустойчивость настроения медицинского работника может быть связана не только непосредственно с той или иной конкретной медицинской ситуацией, но и с комплексом самых разнообразных впечатлений от внешних факторов, раздумий и переживаний. На настроение любого человека влияют те или иные жизненные заботы, беспокойство, вызванные каким-либо чрезвычайным обстоятельством, ущемленное самолюбие, угрызения совести и т.п. Любая из этих эмоций или сочетание их могут быть заметны больным и мешать нормальной деятельности специалиста. И если он не в состоянии преодолеть такое настроение, он может принять неправильное решение и совершить ошибочные действия.

Исходя из вышеизложенного понятно, что вопрос о профессиональных личностных особенностях студентов медицинского колледжа не вызывает сомнения, так как золотое правило психологии труда гласит, что труд эффективен, если личностные особенности субъекта, соответствуют требованиям, предъявляемым к ним самой профессией как системой функций. В процессе профессионального обучения студентам медицинского колледжа важно не только приобрести знания и умения, необходимые для профессиональной самореализации, но и развить в себе профессиональные личностные качества, которые являются залогом будущей успешной профессиональной деятельности.

 

×
×