«Встреча весны по народным традициям»

Автор: Котова Любовь Макаровна

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр детского творчества Советского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект досугового мероприятия по теме                                   «Встреча весны по народным традициям»

 

 

Котова Любовь Макаровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

г. Новосибирск

2019 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Смыслом и целью современного образования является всестороннее развитие личности обучающегося, воспитание, поддержка становления нравственного, ответственного, компетентного гражданина своей Родины. Приоритетным направлением воспитательной работы является духовно-нравственное развитие обучающегося. Через участие в мероприятии «Встреча весны по народным традициям» дети и их родители приобщаются к ценностям отечественной национальной культуры, сохраняя преемственность поколений. При совместном участии детей и родителей, их эмоционально — положительном отношении к происходящему и идёт формирование таких качеств личности как доброта, человеколюбие, ценность семейных отношений. Народные праздники помогают в восстановлении связи времён и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви.

Цель: воспитание детей на духовно – нравственных традициях своего народа.

Задачи:

1.     Закрепить знания детей о весне как времени года;

2.     Познакомить детей с народными традициями встречи весны;

3.     Развивать познавательный интерес; способствовать формированию у детей любви к своему народу, его обычаям, традициям;

4.     Воспитывать интерес к народной культуре.

Участники: дети 8-10 лет объединения «Мой мир» и их родители.

Досуговое мероприятия «Встреча весны по народным традициям» реализует следующие функции:

— образовательную

— социально- адаптационную

— культурообразующую

Формы работы:

1.     Коллективная

2.     Групповая

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение социальной активности учащихся, интерес к народным традициям, готовность к их изучению и сохранению.
  2.  Положительные изменения в сознании учащихся, повышение уровня общей культуры.
  3. Наличие у учащихся сформированных навыков коллективной и групповой работы помогающих принять активное участие в подготовке и реализации данного проекта.
  4. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности этнографической и фольклорной направленности у учащихся ДО «Мой мир».
  5. Учащиеся будут знать понятия: смена времён года; наступление весны по календарю и в природе. А также народные названия марта, обряды встречи весны и др.
  6. Учащиеся будут уметь общаться с людьми разных возрастов и индивидуальных отличий. 
  7. Учащиеся смогут восстановить свои действия, увидеть, в чём было затруднение. Прогнозировать последствия своего поведения.

Необходимое материально-техническое обеспечение при подготовке к мероприятию:

·        литература 

·        принтер

·        иллюстрации и плакаты по теме «Встреча весны по народным традициям»

·        принтер

·        сканер

·        ламинатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. АникинаВ. Русский фольклор. – М.: Худ.Лит., 1986 – 367с. (Классики и современники).

2. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники / Художник В.Х.Янаев.- Ярославль: Академия развития:  Академия, К: Академия Холдинг, 2000.- 160с., ил.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей.- М.: Гном – Пресс, 2000.- 88 с.

4. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991.

5. Панкеев И.А. Русские праздники.- М.: Яуза, 1998. – 256с.

6. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. Изд-во Историческое наследие. Санкт – Петербург, 1994.

7. Новицкая М.Ю. Родной дом: Учебное пособие для подготовки детей к школе./ М.Ю. Новицкая, Е.В. Мартинкова. – М.: Просвещение, 2001.- 95с.: ил.- (Преемственность).- ISB N5-09-010123-x.

8. Соколова Л.В.,Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 208с.: ил. – (Первые шаги).

9. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составление, нотации и фотографии Г.М. Науменко. Рис. Г.А. Скотиной – М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Изд-во Беловодье,1998. – 390с.: ил.,нот.

 


 

Ход мероприятия:

Вступительная беседа

Весна – это смена времён года. Почему сменяются времена года? (Земля совершает путь вокруг Солнца в течение года. Земная ось имеет наклон 23,5 градуса, поэтому ежегодно в определённое время Северное и Южное полушария получают от Солнца то больше тепла и света, то меньше).

У нас Весна наступает и по календарю и в природе в марте.

Народные названия месяца очень точно передают его характер. На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель, тает снег, появляются проталины. Вот и зовут его протальником.

О предназначении марта написаны стихи.

Всю тяжесть вешнего труда

Себе на плечи март берёт-

Он побеждает холода,

И к нам тогда весна идёт.

 

Ручьи весенние гремят,

Бурлят, поют лишь той порой,

Когда им путь расчистит март,

Закончив свой победный бой.    

(Сайфи Кудаш)

 

А ещё этот прекрасный весенний месяц называют утром года.

Интересно почему? Как вы думаете? ( Ответы детей)

 

Загадки

 

Во все века и у всех народов приветствовали Весну особыми обрядами (веснянки, клички Весны)

Приход весны связывался с будущим урожаем. Не зря родились в народе пословицы:

Кто спит весною, тот плачет зимою.

Вешний день целый год кормит.

Весною день упустишь — годом не вернешь.

Осень говорит: Я поля уряжу! Весна говорит: Я еще погляжу!

Просьбы о будущем урожае звучали и в весенних закличках. Веснянки не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали)

 

Весна, весна, красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овес хороший!

 

Весна — красна!

На чём пришла?

На чём приехала?

На сошёчке,

На бороночке.

 

Ой, весна красна!

Тёпло летечко!

Что ты нам вынесла?

 

Короб житушка,

Два пшеничушки,

Малым детушкам по яичушку,

Красным девушкам под перстенёчку,

Старым старушкам по рублёвику.

 

 

Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и  встречи  весны — в честь Бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с 16 века стал называться Масленицей. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели , но христианского переосмысления не получила.

Любили на Руси Масленицу — праздник веселый озорной:  последний раз катались с гор,  устраивали битвы снежками, разжигали костры, прыгали через них, сжигалось чучело Зимы, ели блины. В Сибири на масленицу вместо блинов готовили хворост.

Игра  «Кандалы»

 21 марта наступает астрономическая весна — день весеннего равноденствия — день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь.

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока  мучеников, из тёплых стран прилетают сорок  разных птиц, и первая из них —  жаворонок. Сколько проталинок —  столько и жаворонков.  

Стихотворение «Жаворонок»  

Этот день имеет несколько названий – Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. Весеннее равноденствие. Вторая встреча весны (первая на Сретенье)

  

На Сороки день с ночью мерится, равняется.

Зима кончается — весна зачинается.

С Сорока  мучеников — сорок  утренников.

На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.

 

Информатор1: «Бывает, что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смёрзнуть может. А уж тот жаворонок,  который на Сороки прилетит,  тот настоящий, он не сдохнет».

Утром по старинному русскому обычаю пекут жаворонки — булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз.  В этот день развешивают скворечники,  синичники, дуплянки, кормят птиц. Еще в начале 20 века в Сибири Сороки считались праздником «баб» и «девок».  Только мужики и взрослые парни работали в этот день.  Захватив с собой печёных «жаварёнков», представительницы женского пола отправлялись  на гумно «кормить жаворёнков»:  крошат  печенье  на мелкие кусочки и разбрасывают по сторонам,  припевая: «Жаворёнки прилетели на завалинку, на проталинку!» Поют и в «игры играют». Матери возвещают радостную весть о весне своим детям в такой форме: «Жаворёнки прилетели,  на головку малым деткам сели!»

С печеньем – «птичками» дети,  как правило,  выходили играть на улицу,  где подбрасывали их вверх или насаживали  на длинные палки и выбегали с ними на пригорки. Могли насаживать «птичек»  на шесты, на палки плетня.  Прикрепляли к крыше,  крыльцу на нитке, чтобы они «летали» по ветру. Часто птичек после совершения обрядов съедали.

Были специальные заклички, с обращением к жаворонкам.

Мы сейчас с вами разделимся на группы и попробуем представить, как это проходило.

 1.Жаворонки, прилетите,

 Студёную зиму унесите,

 Тёплую весну принесите:

 Зима нам надоела,

 Весь хлеб у нас поела!

2. Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам – лето!

 На тебе сани, а нам – телегу!

3. Жаворонушки!

 Прилетите к нам да принесите нам,

 Жаворонушки!

 Нам весну красну да красно  летеце.

 Нам зима- то надоела,

 Много хлебушка поела,

 А воды- то попила

Да три колодезя.

4.Всю куделью перепряли,

 На мотушки пермотали,

На базарик  пертаскали,

 За копейки продавали.

5.За копейки продавали,

 Детям хлеба покупали,

 Жаворонушки. 

Стихотворение «Звонче жаворонка пенье»

Днём начала Весны считалось Благовещение.  Это один из главных праздников Православия, установленного еще в четвертом веке.  Это день «открытия земли», пробуждения её ото сна, выхода из земли змей,  лягушек,  насекомых, пора прилёта птиц, пробуждения  пчёл, медведей.  Весна зиму поборола.

Стихотворение  «Деньки стоят погожие»

Во многих местах именно в этот день «закликали» весну — разжигали костры, водили вокруг них хороводы,  пели веснянки.  Считалось, что весну приносят с собой птицы. Они прилетают с ключами, замыкают зиму  и отпирают весну.

 Выпекали из пресного, обычно ржаного, теста фигурки жаворонков и куликов и отдавали их детям. С ними дети забирались на какое-нибудь возвышенное место, на крыши,  деревья, заборы. Фигурки  нитками привязывали к шестам и ставили их в огороды. Ветер раскачивал их, так что они представлялись как-бы летящими. При этом дети пели веснянки.

 Летел кулик

Из — за моря,

 Принес кулик

 Девять замков,

«Кулик, кулик,

 Замыкай  зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну-

 Тёплое лето.

Обычно «птиц» тут же и съедали.  Но если берегли до будущего года, то расставляли в садах, домах и других местах, веря, что от них будет всякое благополучие.

Игра — хоровод  «Селезень»

Приготовление птиц из теста связано с обрядами встречи весны, на что указывают не только тексты закличек, но и рассказы так называемых информаторов: «Жаворонки тут стряпали до Пасхи. Ко крылечку весна приходит. Подкинешь эту  стряпеньку: «Лети, весну принеси»,- говорили».  Мне тоже хочется, чтобы вы загадали желания, поэтому я дарю вам по испеченной птичке. А вы сами решите, что с ней делать. 

Прежде в России в  день Благовещенья соблюдали обряд «отпущения птиц на волю» После весенних тёплых дней марта случались и настоящие морозы. Ослабевшие от далёкого перелёта птицы  валялись на полях и дорогах. Ребятишки заботливо разыскивали озябших птиц, приносили домой, отогревали, кормили, а в Благовещение отпускали. Многие горожане специально покупали у ловцов птиц, чтобы тут же выпустить их.  Всякий считал своим долгом дать волю в этот день хоть одной птичке. Целые стаи освобождённых пернатых пленников поднимались в небо. Недаром была сложена поговорка: « Благовещение — птиц на волю отпущение. Благовещение без ласточек — холодная весна».

Игра « Гори, гори ясно» 

Стихотворение  «Подснежник» 

Подведение итогов

Варианты: стихотворения можно раздать детям для заучивания заранее. Может читать педагог сам. Вместо предложенных игр можно провести другие народные игры.

 

 

×
×