Методические рекомендации «Организация и проведение осенней агродекады «Агропоезд» набирает ход…»

Автор: Яковлева Елена Владимировна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Подъеланская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Организация и проведение тематической осенней

агродекады «”Агропоезд” набирает ход…»

на дошкольной и начальной ступенях обучения

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Е.В. Яковлева,

 руководитель ШМО учителей начальных классов

и воспитателей детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Подъеланка, 2019г.

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………….……….3-4

Примерный план проведения осенней агродекады «”Агропоезд” набирает ход»…….4-5

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий декады

 

Модуль 1. «Овощной калейдоскоп»……………………………………………………….5-8

Модуль 2. «Труженикам села – честь и хвала» …………………………………………9-10

Модуль 3. Мастер-классы «Родители – детям»……………………….………………..…10

Модуль 4. «Ландшафтный дизайн» …………………………………………..………..10-11

Модуль 5. «Агрочтения»………………………………………………………………….11-12

 

ЗАКДЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………13

 

Литература……………………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Сегодня агробизнес является одной из наиболее перспективных и рентабельных отраслей в России. Сельская школа, являясь важным компонентом российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума.

Наше небольшое село Подъеланка находится в Усть-Илимском районе Иркутской области. Раньше совхоз «Подъеланский» имел в своей собственности 4183 га земли, из них 3823 – пашни. В совхозе работало более двухсот работников, из них 26 шоферов и 49 трактористов, 64 животновода. Хозяйство было высокомеханизированное – 42 трактора, 12 зерноуборочных комбайнов, 26 автомашин и много другой техники.

Изменилась жизнь в селе. Пустуют поля. Остовы кабин сельскохозяйственной техники стоят памятниками от прошлой жизни на гаражных дворах.  Не колосятся рожь, пшеница и ячмень. Покосились заброшенные фермы и складские помещения. Нет в Подъеланке больше крупного предприятия, где можно было продолжать работать. Осталась прежняя Подъеланка лишь на снимках фотографов, в книгах и документах истории.

Но жизнь продолжается. Жители ведут подсобное хозяйство: обрабатывают огороды, держат скот. Все желающие всегда находят занятия по интересам. Теплится надежда у подъеланцев, что нынешнее молодое поколение освоит аграрные профессии и вернётся в родное село. И вновь закипит работа на полях. И продолжится аграрная история нашего села.

Наша малокомплектная школа расположена в сельской местности, поэтому коллектив школы считает, что стержень образования в сельской школе – труд, который развивает положительные качества: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности.  Такова традиция села, таково завещание наших предков. Здесь труд ассоциируется со словом «земля». Жить на земле и быть нищим – неразумно, и чтобы прокормить себя, крепко стоять на ногах в финансовом плане необходимо уметь зарабатывать деньги, приучать подрастающее поколение работать на земле, любить эту землю. Проблема подготовки кадров для села остается наиболее острой и трудно решаемой. Решение проблемы в создании системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития села.

Агробизнес-образование – это раннее формирование у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.

На основании распоряжения Министерства образования Иркутской области № 459-мр от 06 июля 2016г.  «О внесении изменения в перечень пилотных площадок разработки и реализации модели агробизнес-школы» на базе МКОУ «Подъеланская средняя общеобразовательная школа» в с.Подъеланка открыта школьная опытно-экспериментальная площадка по апробации механизмов развития системы непрерывного агробизнес-образования.

Для осуществления непрерывного агробизнес-образования в школе разработана и успешно реализуется программа «Не стоит село без труженика». Реализуя модель непрерывного агробизнес-образования, мы не только формируем личность выпускника, способного к самореализации в современных социально-экономических условиях, но и профессионально развиваемся сами, способствуем устойчивому социально-экономическому развитию Иркутской области.

Методические рекомендации адресованы руководителям ШМО учителей начальных классов и воспитателей детского сада, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Целью данных рекомендаций является обмен опытом по организации и проведению тематической осенней агродекады, проводимой в рамках реализации агробизнес-образования. Предлагаемый план проведения декады окажет реальную помощь при планировании мероприятий.

Внеурочная деятельность в начальной школе и детском саду позволяет создать преемственность дошкольной и начальной ступени образования и объединить реализацию агробизнес-образования с такими формами работы, как создание проектов, самостоятельная работа, работа с родителями. Всё это ведёт к выполнению требований ФГОС.

 

Примерный план проведения

 

Цель проведения декады: расширение представления детей о значении труда сельского жителя в жизни общества.

Задачи:

· воспитывать трудолюбие, уважение и любовь к труду и людям труда;

· воспитывать патриотические чувства к родной земле;

· развивать чувство гордости за работников сельского хозяйства;

· развивать творческий потенциал каждой личности, обогащать активный словарный запас.

Ожидаемый результат: готовность обучающихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского хозяйства.

 

Модуль 1. «Овощной калейдоскоп»

14.11 —  Открытие декады «Овощной винегрет» — школа.

15.11 — Классный час в 3 кл. «Азбука витаминов» — школа.

16.11 —  Подвижные игры в младшей группе «Мы играем — урожай собираем» -детский сад.

19.11 — Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Магазин овощей»- детский сад.

20.11 — Оформление фотоколлажа «Поделки из овощей» — ответственные: педагоги, воспитатели. Школа.

22.11 — 1 часть. Квест-игра «Хозяева Подъеланской земли». 2 часть. Закрытие декады «Отжинки», школа.

 

Модуль 2 «Труженикам села—честь и хвала»

16.11 —  Кл.час в 1 классе «О труде хлебороба все колосья поют»- школа.

20.11 — Кл.час во 2,4 классах «Доктор на скотном дворе»- школа.

20.11 — Оформление стенда «Ключи от аграрных профессий» — школа.

Детский сад — «Под весенний птичий свист землю пашет тракторист»; «Доярку все 

Бурёнки знают, мычанием её встречают»

1 класс — «Хороший урожай — награда хлеборобу»

2,4 классы — «Золотые руки токаря»

3 класс — «Хороший цветовод цветы выращивает круглый год».

 

Модуль 3. Мастер-классы «Родители—детям»

17.11 —  Экскурсия в пекарню — для учащихся 1-4 классов. Мастер-класс пекаря по выпечке хлеба.

15.11 — Экскурсия в гараж. Мастер-класс тракториста.

20.11 — Экскурсия в мастерскую токаря — для учащихся 1-4 классов. Мастер-класс «Моя профессия — токарь»

21.11 — Мастер-класс по уходу за комнатными растениями — для учащихся 1-4 классов.

19.11 — Мастер-класс по созданию макета фермы — детский сад.

 

Модуль 4. «Ландшафтный дизайн»

16.11 —  Конкурс рисунков в 1-4 классах «Школьный двор моей мечты». Оформление выставки. Школа.  Ответственные учителя нач. классов.

22.11 — Оформление буклетов по итогам проектной деятельности на территории детского сада и школы в рамках школьного смотра-конкурса «Лучший участок» — ответственные педагоги, воспитатели.

Модуль 5. «Агрочтения»

22.11— Встреча с победителями муниципальной и региональной НПК. Выступления с исследовательскими работами учеников начальной школы: «Придорожные лекари села Подъеланка Усть-Илимского района», «Агротехника выращивания моркови».

16.11 —  Оформление книжной выставки по аграрной направленности. Ответственный библиотекарь.

23.11 — Публикации в СМИ, на школьном сайте, в школьной газете по итогам проведения осенней агродекады.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методические рекомендации по организации

и проведению мероприятий осенней агродекады

Перед проведением осенней агродекады необходимо оформить красочный план, который привлечёт внимание ребят, учителей и родителей. В дальнейшем по данному плану ребята и педагоги будут ориентироваться в проводимых мероприятиях.

 

Модуль 1. «Овощной калейдоскоп»

Первый модуль «Овощной калейдоскоп» включает в себя комплекс мероприятий, ориентирующих детей как на совместную деятельность (открытие и закрытие декады), так и на деятельность внутри своего класса или группы.

 

1.                      Название мероприятия: «Овощной винегрет»

Вид учебного занятия: Торжественная линейка для начальной школы и средней и подготовительной группы.

Основная идея: Провести открытие декады, увлечь ребят данной идеей, познакомить с планом работы.

Предварительная работа: Организаторы готовят сценарий открытия, распределяют между собой слова для выступления. Педагоги заранее готовят детям костюмы овощей для винегрета и раздают стихи согласно выбранным ролям. Каждому классу и группе достаются по 1-2 овоща. Привлекают школьного повара для инсценировки.

Оборудование и материалы: Костюмы овощей, костюм повара, большая кастрюля, черпак, красочный рисунок большого поезда.

Деятельность педагогов: Вступительное слово. Определяют понятие «агродекада». Представляют транспорт, на котором будет совершено путешествие по станциям; озвучивают мероприятия каждого модуля; инсценируют сценку с поваром; загадывают детям загадки.

Деятельность обучающихся и воспитанников: Настрой на работу. Знакомятся с планом декады. Отгадывают загадки. Демонстрируют костюмы овощей, читают стихи. Участвуют в инсценировке. Имитируют движение поезда при отправлении от станции («чух-чух-чух…»).

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

2.                      Название мероприятия: «Азбука витаминов»

Вид учебного занятия: Классный час в 3 классе

Основная идея: Познакомить ребят с понятием «витамины» и их значением для организма человека.

Предварительная работа: Вырезать или распечатать разные картинки с изображением овощей и любых продуктов, которые приносят пользу и вред человеку; подготовить презентацию, видеоролик по теме; купить свежие фрукты и овощи.

Деятельность педагога: Приветствует детей. Знакомит с понятиями «витамины», «витамины «А», «В», «С», «Д» и в каких продуктах питания они встречаются. Предлагает игры. Помогает детям в оформлении мини-проекта «Азбука витаминов».

Оборудование и материалы: Компьютер, экран, презентация, карточки с названиями полезной и вредной еды, рисунки фруктов, овощей и разной еды; клей, ножницы, фломастеры.

Деятельность обучающихся: Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Ставят цель на урок. Отвечают на вопросы учителя. Играют в игры. Выполняют мини-проект на тему «Азбука витаминов» и презентуют его. Подводят итог занятию.

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

 

3.                      Название мероприятия: «Мы играем урожай собираем»

Вид учебного занятия: Подвижные дидактические игры в младшей группе.

Основная идея: Систематизировать представления детей о растениях огорода через организацию игровой деятельности.

Предварительная работа: Изготовить карточки с изображением овощей, разрезать картинки овощей и фруктов; купить фрукты и овощи.

Оборудование и материалы: 2 корзинки; муляжи овощей и фруктов; мешочек: блюдца с нарезанными овощами и фруктами; влажные салфетки; ноутбук, колонки; песенка «Вот поезд наш едет…»

Деятельность педагога: Проводит подвижные дидактические игры: «Собери урожай», «Вершки-корешки», «Собери из частей целое», «Четвёртый лишний», «Волшебный мешочек». Водит детей «паровозиком» от одной игровой зоны до другой под песню «Вот поезд наш едет, колёса стучат…».

Деятельность воспитанников: Принимают игровую деятельность; в ходе игр классифицируют овощи и фрукты; закрепляют знания об овощах, растущих в нашем селе; собирают картинку с овощем из рассыпанных частей; находят четвёртый лишний овощ и объясняют свой выбор; стараются угадать овощи и фрукты по запаху и на ощупь.

Игровые действия: Проявляют инициативу и самостоятельность, активно взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, участвуют в совместных играх, обладают развитым воображением, которое проявляется в играх.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная.

 

4.                      Название мероприятия: «Магазин овощей»

Вид учебного занятия: Сюжетно-ролевая игра в средней группе

Основная идея: Познакомить детей с игрой «Магазин овощей» и научить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры.

Предварительная работа: Знакомство детей на занятии с обобщающим понятием «Овощи и фрукты»; беседа с детьми на тему «Как я ходил в магазин»; рассматривание иллюстраций на темы «Магазин игрушек», «Магазин продуктов»; д/игра «Магазин продуктов», «Чудесный мешочек»; беседа с детьми «Для чего нужны магазины, что в них продаётся?»; чтение рассказов, стихов, загадок.                                       

Оборудование и материалы: Муляжи овощей и фруктов; пакеты для покупок, мешочки для фасовки; головные уборы, халат; витрина для игры в магазин, ценники, кассовый аппарат.

Деятельность педагога: Проводит вступительную беседу, вызывает интерес к профессии продавца, формирует навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывает доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей. Распределяет главные и второстепенные роли: продавец, покупатели, кассир. Объясняет роли, развивает сюжет и учит действовать согласно роли. Обыгрывает разные ситуации.

Деятельность воспитанников: Рассказывают о пользе овощей, где их выращивают, где их можно купить. Каждую роль обыгрывают. Меняются ролями.

Игровые действия: Подготавливают товар к продаже, выкладывают товар на специальный прилавок, вывешивают ценники, упаковывают, продают, общаются.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная.

 

5.                      Название мероприятия: «Поделки из овощей»

Вид учебного занятия: Фотоколлаж. Оформление стенда с фотографиями.

Основная идея: Организовать совместную деятельность детей и родителей в домашних условиях по изготовлению необычных поделок из овощей.

Предварительная работа: Провести с ребятами беседу про овощи, загадывать загадки, показать иллюстрации необычных форм овощей; побеседовать с родителями об идеи создания поделок из овощей.

Оборудование и материалы: Компьютер, бумага, цветной принтер; ножницы, клей, ватманы; фотоаппарат при необходимости (если дома нет фотоаппарата, можно ребёнка с поделкой сфотографировать педагогам).

Деятельность педагогов: Заранее детям дают домашнее задание: изготовить поделку с родителями из овощей, придумать название. Затем фотографируют ребёнка с поделкой. Все фотографии обрабатывают и изготавливают фотоколлаж, вывешивают для общего обозрения.

Деятельность обучающихся и воспитанников: Готовят с родителями дома поделки из овощей, придумывают им названия.  По ходу просмотра фотоколлажа ребята высказывают свое мнение, задают вопросы и отвечают на вопросы друг друга. Делятся впечатлениями. Обсуждают поделки.

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

6.                      Название мероприятия: Закрытие декады.

Вид учебного занятия: 1 часть. Квест-игра «Хозяева Подъеланской земли».

Основная идея: Провести закрытие декады в форме активной деятельности всех сторон: детей, родителей, педагогов. Закрытие состоит из двух частей: квест-игра и праздничный вечер.

Предварительная работа: Ведущий готовит сценарий закрытия. Эмблемы для двух команд, капитанам колпачки, пословицы про урожай; праздничное оформление для зала; пригласить артистов (хор); родительскому комитету помочь поварам в приготовлении и оформлении необычных овощных блюд для праздничного стола (салаты, выпечка, морсы и т.д.).

Оборудование и материалы:

· Для киоска «Семена»: яркую вывеску оформить; подготовить стеллаж, пакеты с семенами разных овощных культур; лунный календарь; разные формы семян на блюдцах; отрывок из пословицы.

· Для станции «Юный агроном»: яркую вывеску оформить; изготовить макет теплицы или парника; макеты 2-3 грядок с землёй; заранее посеять семена томатов для пикировки рассады; замочить семена гороха, бобов; 2-3 головки чеснока; 2-3 детские лейки, ведро с водой; бумажные полотенца; палочки деревянные для рыхления; отрывок из пословицы.

· Для станции «Витаминная кладовая»: яркую вывеску оформить; блюдца с нарезанными овощами и фруктами; салфетки; платок для игры; загадки-шутки про овощи; отрывок из пословицы.

· Для станции «Овощные чудо-блюда»: яркую вывеску оформить; приготовить витаминные напитки (морсы, компоты) для «Фитобара»; на каждого ребёнка фартук и одноразовые чепчики; сварить овощи для винегрета и подготовить необходимую посуду и столовые приборы для приготовления салата; приготовить все необходимые ингредиенты для приготовления борща и необходимую посуду, столовые приборы для варки супа; отрывок из пословицы.

 

Деятельность педагогов: Накануне закрытия оформляют станции: «Киоск «Семена», «Юный агроном», «Витаминная кладовая», «Овощные чудо-блюда». Перед началом мероприятия организатор объясняет детям правила квест-игры. Раздаёт маршрутные листы. Делит детей на 2 команды: 1) дошколята и первоклассники; 2) ученики 2-4 классов. Остальные педагоги —  ведущие на станциях.

Деятельность обучающихся и воспитанников: Выбирают капитана команды. Путешествуют по станциям согласно маршрутному листу, получая отрывок из пословицы, собрать которую надо будет в конце квеста. Деятельность детей на станциях:

1) Киоск «Семена»: рассматривают семена, знакомятся с сортами овощных культур, узнают о лунном календаре.

2) «Юный агроном»: учатся правильно пикировать рассаду, сеять горох и чеснок, пробуют ухаживать за овощными культурами: поливать, рыхлить, удобрять.

3) «Витаминная кладовая»: разгадывают загадки про овощи, угадывают с закрытыми глазами на вкус и запах.

4) «Овощные чудо-блюда»: одна команда (младшая) во главе с поваром готовит салат «Винегрет», другая команда (старшая) во главе со вторым поваром готовит на кухне суп «Борщ».

Повара заранее готовят салат и суп для праздничного стола, дети на станции готовят лишь малую часть.

Подкрепляются в Фитобаре полезными напитками. Собирают пословицы и объясняют их смысл. Помогают родителям накрыть праздничные столы.

Вид учебного занятия: 2 часть. «Отжинки»

Деятельность педагогов: Празднично украшают зал в столовой. Приглашают гостей.

Подводят итоги Агродекады, награждают грамотами и ценными подарками каждый класс и группу.

Деятельность обучающихся и воспитанников: Усаживаются за столы, кушают. Отвечают на вопросы. Узнают о главном празднике аграриев на Руси «Отжинках», а по-новому «Дне работника сельского хозяйства», обычаях и приметах праздника. Слушают хор с житными песнями по случаю уборки урожая, играют в игры, получают благодарности и грамоты, овощные сюрпризы.

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Познавательные: умение структурировать знания.

 

 

 

Модуль 2.  «Труженикам села—честь и хвала»

 

Второй модуль «Труженикам села – честь и хвала» включает в себя мероприятия, в ходе которых обучающиеся и воспитанники смогут познакомиться с тружениками нашего села, узнать о их профессиях.

 

1.                      Название мероприятия: «О труде хлебороба все колосья поют»

Вид учебного занятия: Классный час в 1 классе

Основная идея: Познакомить ребят с собирательной профессией хлебороба, организовать встречу с механизатором КФХ «Ефимов», сформировать уважительное отношение к хлебу и людям, его производящим.

Предварительная работа: Договориться о встрече с механизатором, снять видеофрагменты о работе хлеборобов в нашем селе; подготовить презентацию и видеоролик; оформить в классе «Картинную галерею» с репродукциями по теме мероприятия; родители готовят инсценировку по сказке Ирис Ревю «Как труд человека меняет».

Оборудование и материалы: Буханка горячего хлеба на мотивацию; салфетки; компьютер, презентация, интерактивная доска; колосья пшеницы, ржи, овса; пословицы по теме; блюдца с зерном и картинки домашних животных для игры.

Деятельность педагога: Мотивирует детей на работу, рассказывает о важной и почётной профессии, формирует представление об основных ценностях, обогащает словарный запас, предлагает собрать пословицы и объяснить их смысл, проводит рефлексию.

Деятельность обучающихся: Рассказывают о своём выборе профессии, работают с учителем у доски с презентацией, посещают «Картинную галерею», отвечают на вопросы, работают в парах, играют, делятся впечатлениями, смотрят инсценировку, помогают «работать в поле», слушают рассказ гостя, задают вопросы, помогают учителю вывести заповеди на тему «Как беречь хлеб».

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

2.                      Название мероприятия: «Доктор на скотном дворе»

Вид учебного занятия: Классный час во 2,4 классах (малочисленный класс-комплект).

Основная идея: Познакомить детей с профессией ветеринара и расширить представления о разнообразии специальностей этой профессии.

Предварительная работа: Пригласить на встречу местного ветеринара, подготовить инсценировку по произведению К.И. Чуковского «Айболит».

Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, карточки, презентация, колпачки с изображением животных для игры, карточки с изображением людей разных профессий для гадания.

Деятельность педагога: Проводит мотивацию, заранее приглашает на урок ветеринара; загадывает загадки о профессиях человека, готовит с ребятами инсценировку «Доктор Айболит», готовит видеоролик о ветеринаре, завершает классный час рефлексией.

Деятельность обучающихся: Отгадывают загадки, слушают гостя, задают вопросы, играют в игру-гадание, распределяют профессии по группам.

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

3.                      Название мероприятия: «Ключи от аграрных профессий на селе»

Вид учебного занятия: Тематическая выставка

Основная идея: Повысить культурный уровень детей, познакомить с профессиями наших односельчан, приобщить к творческому и познавательному досугу.

Предварительная работа: Каждый классный руководитель и воспитатель выбирает аграрную профессию и представителя села этой профессии. Организуют встречи детей с людьми аграрных профессий, берут интервью, продумывают дизайн своего раздела. Выпускают цветные листы и заголовок для оформления. Оформляют красочное название. Стену можно задрапировать цветной тканью для целостности восприятия выставки.

Оборудование и материалы: Цветной принтер, компьютер, фотобумага, красочное название, цветная ткань.

Деятельность педагогов: Готовят материал для оформления, подбирают фотографии, берут интервью у жителей села, работают в сельском музее по сбору информации (по необходимости).

Деятельность обучающихся: По ходу просмотра стенда ребята высказывают свое мнение, задают вопросы учителям и друг другу. Делятся впечатлениями. Знакомятся с пословицами о труде и сельских профессиях». На переменах ребята играют в игру-пантомима «Покажи агропрофессию». 

Формирование УУД: Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Модуль 3. Мастер-классы: «Родители—детям»

 

Мастер-классы родителей – одна из современных форм вовлечения родителей в образовательный процесс, которая является необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы ДОО и НОО.

Мастер-классы – это путь к гармонии отношений родителей и детей, где расширяется багаж приятных воспоминаний и общений, что служит неотъемлемым преимуществом пред другими формами работы с семьёй.

В каждой школе и детском саду очень много талантливых родителей, бабушек и дедушек, которых можно подключить к проведению мастер-классов для ребят. Все взрослые трудятся или трудились на благо своего села. Они, как никто, нагляднее и интереснее могут рассказать о секретах своего мастерства и показать это на деле.

Все организованные мастер-классы желательно провести вне школы и детского сада. Экскурсии можно организовать в пекарню, гараж, мастерскую токаря, магазин, ФАП, отделение связи и т. д.  Они оставят у детей яркие впечатления.

 

Модуль 4. «Ландшафтный дизайн»

 

Данный модуль подразумевает совместную творческую деятельность детей, педагогов, родителей.

1.                       Выставка рисунков «Школьный двор моей мечты».

Основная идея: Повысить культурный уровень детей, приобщить к творческому и познавательному досугу.

Предварительная работа: классным руководителям накануне побеседовать на классных часах о визитной карточке каждой школы – её территории. Пусть ребята пофантазируют, помечтают о том, какой школьный двор хотели бы они увидеть.

Оборудование и материалы: красочное название выставки. Выставку детских тематических рисунков можно выполнить как «передвижную». Пусть она сначала украсит школьный коридор, затем отправится в детский сад. Можно разместить её в сельском доме культуры или в сельской библиотеке (по договорённости) для жителей села.

Для участия в конкурсе принимаются рисунки, выполненные в любой технике. Творческие работы должны рассказывать о том, какой, по мнению участника конкурса, должна быть школьная территория, которая в его представлении помогает реализации самых смелых идей, позволяет чувствовать себя в пространстве комфортно и самодостаточно.

Ученики начальной школы не останутся в стороне и выразят своё мнение. О чём же могут мечтать наши школьники? О качелях, каруселях, фонтанах, о железной детской дороге вокруг школы, о колесе обозрения, о песочницах и беседках — в общем, о чём угодно.

 Рисунки наглядно покажут, что многие ребята имеют свой уникальный взгляд и с помощью изобразительного искусства могут наглядно передать идеи, каким, по их мнению, должен быть школьный двор. И кто знает, может, в будущем фантазии ребят станут реальностью!

Такая выставка может заинтересовать не только обучающихся, но и работников школы, на переменах возле неё будет шумно и многолюдно.

Как показывает практика, выставки детских рисунков всегда дарят радость и восторг. Сами дети испытывают истинное удовлетворение от созданного ими и выражают желание к творению новых интересных работ. Каждый раз посетители подобных выставок убеждаются в том, что детская фантазия не имеет границ!

 

2.Оформление буклетов по итогам проектной деятельности на территории школы и детского сада в рамках школьного смотра-конкурса «Лучший участок».

Школьный двор – это визитная карточка школы. Эпизодическое привлечение школьников к уборке территории школьного двора не дает желаемого результата. Необходима постоянная целенаправленная работа по благоустройству территории школьного двора. В школе может быть объявлен конкурс «Лучший участок».

Цель конкурса: привлечение учащихся, педагогический коллектив, родителей к решению проблем по очистке, озеленению, эстетическому оформлению и благоустройству школьной территории.

В конкурсе могут принимать участие все классные и дошкольные коллективы. Оформление участка должно представлять собой целостную картину, допускается украшение имеющихся построек, изготовление новых. При оформлении участка необходимо учитывать нормы СанПина и соблюдать условия техники безопасности.

У каждого класса и группы должно быть своё место, которое они должны обихаживать, украшать, делать лучше. Чтобы задумки получились интересными, красочными, яркими, должно быть предусмотрено денежное вознаграждение.

Результаты проектной деятельности педагоги оформляют в буклеты и сдают в методически кабинет.

 

Модуль 5. «Агрочтения»

 

На протяжении всей агродекады необходимо запланировать в урочной деятельности и занятиях такие этапы, где будут включены произведения аграрной направленности.  Важно стремиться, чтобы знакомство с миром села проходило постепенно и вызывало у учеников и воспитанников познавательный интерес, а не было для них в тягость.

Так, на уроках русского языка есть возможность заострить внимание на этом при проведении словарной работы. Таких слов достаточное количество, например: деревня, картофель, корова, лопата, молоко, работа, пшеница, овёс, солома, трактор, хлебороб, урожай и другие. Знакомство с новым словарным словом необходимо проводить через отгадывание загадки или ребуса. Далее пусть дети объясняют значение этого слова (при необходимости использовать Толковый словарь), определяют место орфограммы, которую необходимо запомнить.

На уроках литературного чтения элементы агробизнес-образования возможно использовать на этапе речевой разминки, включив произведения УНТ. Можно использовать различные чистоговорки, скороговорки, связанные с сельским хозяйством и сельскохозяйственными профессиями. Например, скороговорки:

Вервила Вавила весело ворочал с сеном вилы.

Дом в деревне делал Даня: «Подрасту и жить в нем стану».

За деревней с утра тарахтят трактора.

Поле полное полыни выпало полоть Полине.

Косарь Касьян косой косит косо,

Не скосит косарь Касьян покоса.

Чистоговорки:

Шин – шин – шин – раньше не было машин.

Леге – леге – леге – люди ездили на телеге.

Узы – узы – узы – на телегах возили грузы.

Дей – дей –дей – в телегу запрягали лошадей.

Ра – ра – ра – землю пашут трактора.

Можно запланировать чтение и анализ художественной литературы, например: К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; Н. Носов «Огурцы»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» и т. д..

На уроках математики на этапе актуализации знаний: считать количество зерен, мешков с мукой и другое. На этапе первичного закрепления: решить задачи, связанные с сельским хозяйством, например:

·  От зернохранилища до поля, расстояние между которыми 30 км, трактор проехал за 2 часа. Сколько времени понадобится трактору на обратную дорогу, если его скорость увеличится в 2 раза?

·  Первый механизатор за 3 часа засеял поле площадью 48 га, а второй – за это же время засеял 36 га. На сколько га производительность первого механизатора больше производительности второго?  

В деском саду можно организовать чтение и инсценирование сказок «Репка», «Мужик и медведь».

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к результатам образования: формирование не только предметных, но и метапредметных умений.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо заниматься с детьми исследовательской деятельностью, которая позволит школьникам учиться   приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные навыки и умения, овладевать практическими умениями исследовательской деятельности.

Целесообразно будет организовать встречу с ребятами, чьи исследовательские работы содержат аграрную направленность. Пусть ребята представят юной публике свои работы, поделятся секретами научной деятельности.

Библиотекарю школы необходимо оформить книжную выставку, включив в неё разные разделы, например: «Сельскохозяйственная экология и история села», «Растениеводство и овощеводство», «Художественная литература» и т. д.

По итогам проведения агродекады рекомендуется разместить материал в СМИ: на школьном сайте, на страницах школьной газеты.

 

 

 

 

Заключение

Чтобы агробизнес-образование в начальной школе и детском саду не выглядело для ребенка и родителей занудным навязыванием, необходимо отобрать такие формы и методы работы, которые для детей станут интересны и доступны для их восприятия, будут соответствовать возрасту.

Проводимые мероприятия в рамках декады не должны нести академический оттенок, все теоретические знания должны подтверждаться практикой, должны носить не эпизодический характер, а каждодневный труд как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Грамотно спланированная и систематически выстроенная    работа по агробизнес-образованию на начальной и дошкольной ступенях образования позволяет надеяться, что наши обучающиеся будут бережно относиться к земле и станут настоящими её хозяевами, а работа в аграрной сфере станет для них делом всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.          Реальные возможности агрошколы. Кондратьев П.П. Сидоров Е.С. Як., ИПКРО, 2000г.

2.          Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования. Методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова./– Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

3.          Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. Просвеение, 2011. – 159 с.

Интернет-ресурс:

http://priilimie.ru/historys/historyilim/material/node/107 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×