Цикл мероприятий клуба для родителей «Родительская школа», имеющими детей с задержкой психического развития

Автор: Скрипка Наталья Ивановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл мероприятий

клуба для родителей

«Родительская школа»,

имеющими детей с задержкой

психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Подготовила:

воспитатель

МБДОУ «Колокольчик»

Скрипка Н.И.

 


 

Клуб для родителей «Родительская школа»

  1. Развитие слухового и зрительного внимания у дошкольников с задержкой психического развития
  2. Двуязычие – диалог языков и культур
  3. О чем говорить с ребенком в семье: диалог или монолог?
  4.  Ребенок с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Что делать?

 


Родительский клуб № 1

 

«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

 

        На память часто жалуются, часто восхищаются ею. В древние времена люди делали зарубки «на память» на кустах дерева или камнях, вели счет, завязывали узелки на веревках.     

        Мы окружили себя записными книжками, дневниками, конспектами, диктофонами.… Сколько всего, чтобы не забыть что-либо нужное и ценное!

        Память – это запоминание и сохранение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и переживал, прочитал и понял.

        Память – это возможность узнать и вспомнить знакомые предметы и людей, воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию. Вот как о памяти говорят народные пословицы: «Доброму – память добрая»,  «По старой памяти – что по грамоте».

        С древних времен люди пытались развивать свою память, изобретали приемы, помогающие запомнить нужную информацию, получившие общее название «мнемотехника» (от греческого мнемо – «память»).

   Улучшение памяти по мере взросления связано с двумя факторами:

 -во – первых, взрослея, ребенок обучается более эффективным стратегиям запоминания (то есть действиям, улучшающим запоминание);

 -во – вторых, расширение знаний об окружающем мире позволяет ребенку организовать поступающую информацию более совершенным образом, а, следовательно, лучше ее запоминать.

                В раннем детстве наиболее развита двигательная и эмоциональная память. Чем интереснее предмет, которым манипулирует ребенок, тем лучше он запомнится.

               У детей 3-4 лет память носит непродуктивный характер: ребенок не делает активных попыток запоминания, а лишь усваивает то, что запоминается само собой. Именно с этого возраста необходимо ставить перед ребенком задачи по запоминанию имен взрослых, стихотворений, правил поведения.

               К 4 годам, с развитием восприятия «подключаются» и другие виды памяти. Нередко мы замечаем, как четырехлетний карапуз без труда цитирует рекламные блоки. Это связано с развитием слуховой памяти. Способность запоминать на слух легко развить, читая малышу детские стихи и рассказы. Слуховая память активно задействована и при обучении в этот период.

             Тренировка зрительной памяти у детей пяти лет – залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста.

            В этом возрасте не менее важно формирование моторной, двигательной памяти.

           Задача взрослых – проследить, чтобы у ребенка  закрепился правильный навык. Так от умения держать в руках карандаш, кисточку и ручку зависит точность воспроизведения, подвижность руки, сила нажима, продолжительность работы.

              «Чистые» виды памяти практически не встречаются – чаще работают смешанные типы с преобладанием того или иного вида памяти.

            Одной из особенностей детей с задержкой психического развития —  является недостаточность у них процессов восприятия, памяти и внимания.

             Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

             Недостаточность произвольной памяти у этих детей в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности. Дети с ЗПР не проявляют инициативы в общении, используют невербальные средства, пассивно ожидают помощи взрослого.

            Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, мы стремится вызвать у детей потребность в сотрудничестве, учим обращаться за помощью.

  Сегодня я вам  представлю практический материал по этой теме, который состоит из 3 этапов

Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:

Не начинать занятия в плохом настроении.

Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.

Не начинать занятия, если ребенок занят игрой.

Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.

Если ребенок устал;

Ребенку не интересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;

Следует учитывать, что ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

         На процессы памяти  очень влияет мотивация.  Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно. Если ребенок занимается , чтобы доставить удовольствие вам , то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

         Для повышения интереса к занятиям  есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

 

1 блок.

Игровые   задания

направленные,  на развитие   зрительной   памяти

«Фотоаппарат»

Инструкция: ребенку предлагается лист с готовыми рисунками (слайд) и рядом стоящими пустыми клеточками: «Посмотри на рисунок, в течении 8-10 секунд, закрой листком бумаги и нарисуй фигуру в пустой клетке».

«Близнецы»

Инструкция: «Посмотри и постарайся запомнить подробно до мелочей. Закрой первую картинку бумагой и дорисуй вторую так, чтобы картинки не отличались»

«Перестановки»

Инструкция: «Запомни все детали, не спеши, что поможет тебе лучше запомнить. Закрой листком бумаги первый рисунок. Что изменилось на втором рисунке?»

«Узоры»

Инструкция: «Посмотри внимательно на первый узор. Постарайся его хорошо запомнить. Закрой листком бумаги  и нарисуй точно такой же».

«Пиктограммы»

Инструкция: знакомство: Пиктограмма – это символическое изображение, какого – либо слова, предложения, или даже текста. В ней отражается самое главное. Сейчас мы будем рисовать пиктограмму к предложению: «Ты должен мыть руки перед едой, так как они грязные и на них  могут быть микробы».

«Вспомни, что было»

Инструкция: Посмотри и запомни. Переверни лист, и найди предметы с предыдущей страницы.

«Числовые цепочки»

Инструкция: Тебе нужно вписать числа в цепочку из геометрических фигур, соблюдая определенные правила, например: если число помещается в круг, то оно должно увеличиться на «1», если в треугольник, то уменьшиться на «1».

2 блок.

Игровые   задания,

направленные  на развитие   слуховой  памяти

«Поиграем в мяч»

Инструкция: «Давай сыграем в мяч. Будем называть все живое и неживое, что может передвигаться по воде, все, что бывает зеленого цвета, все у чего есть колеса, и т. д».

«Бусы»

Инструкция: «Сейчас мы будем с тобой рисовать бусы. Давай для начала потренируемся. Слушай внимательно и постарайся все запомнить с первого раза. На нитке нарисуй пять бусинок. Все они должны быть квадратными. Нитка делит квадраты пополам, а средняя бусинка должна быть красная».

«Цепочка из слов»

«Давай сочиним цепочку из слов на тему «Лес». Можно говорить все слова, которые связаны с лесом, с тем, что там происходит зимой, весной, летом и осенью.

«Учим стихи»

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе короткое стихотворение. Внимательно слушай его и постарайся представить себе картинку(на внутреннем экране), которую можно нарисовать для этого стихотворения.  А сейчас посмотри на рисунки, которые сделал художник. Один из них правильный, а другие нет. Найди правильный рисунок и расскажи, что в других напутал художник. А теперь давай выучим это стихотворение.

«Счет предметов»

Инструкция: «Ты хорошо умеешь считать? Как ты думаешь, сможешь ли ты сосчитать, сколько львов и оленей. Считай по порядку сразу и тех и других. А теперь я буду показывать тебе карточки. Считать ты должен сразу и тех и других, нигде ничего не записывая и не загибая пальцев.

«Кто назовет больше»

Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков. Назови как можно больше имен девочек, мальчиков. Сказочных героев.

 

3 блок.

Игровые   задания,   направленные  на

развитие   двигательной и эмоциональной   памяти

 «Разные вещи»

Инструкция: Это хитрое задание. Вспомни, без чего человек не может обойтись в жизни, а без чего может. Обведи в кружок те предметы на картинках, которые необходимы. В квадрат – без чего можно обойтись. Подумай какие нужны для дела, а какие просто доставляют удовольствие и радость.

«Имитатор»

Инструкция: «А сейчас ты будешь изображать лошадку:

— ты маленький жеребенок: скачешь, высоко задирая ноги;

— ты укладываешься спать возле мамы – лошади;

— ты боишься , потому что остался один;

— ты смелый, гордый конь;

— ты старая дряхлая кляча;

— ты отдыхаешь, пасешься на лугу.

Теперь нарисуй историю про лошадь. Вспомни, на каких еще животных ездят люди»

 

«Профессии»

Инструкция: «Я покажу тебе, что умеет делать человек этой профессии, а ты угадай. Теперь твоя очередь. Какие профессии мы с тобой изображали, давай вспомним

«Какого цвета твоя радость»

Инструкция: «Вспомни, когда ты радовался, обижался, или грустил. Каким цветом ты мог бы нарисовать свою радость, грусть, удивление, страх, обиду» «Давай нарисуем ковер чувств, где каждое чувство будем рисовать тем цветом, которое ты только что выбрал. На ковре ты можешь уделить им столько места, сколько хочешь. Но не забудь, места должно хватить для всех чувств. А теперь изобрази, как, если бы грустила лиса, медведь, цветок, и т.д».

               Приемы, предложенные вам, помогут добиться успеха в учебе и обрести уверенность ребенка в своих способностях. Кроме того занимаясь с дошкольником окрепнет и ваша память.

Успехов вам в благородном деле!!!

 

 

 

 

 

 

 


 

Родительский клуб № 2

 

«ДВУЯЗЫЧИЕ – ДИАЛОГ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР»

 

 

Мир становится все разнообразнее и многоязычнее, и все больше детей попадают в среду, где используется более одного языка. Чего могут родители ожидать от детей? Должны ли родители способствовать процессу раннего языкового развития? Возникает ли в головах детей путаница, если они одновременно изучают два и более языка? Должны ли дети быть особо развитыми для того, чтобы справляться с несколькими языками? На эти вопросы мы постараемся найти ответы  в ходе обсуждения за нашим круглым столом.

Что же такое двуязычие, или, по научному, билингвизм? Билингвизм – это свободное владение двумя языками и попеременное использование их в зависимости от условий речевого общения. Билингвы не переводят мысленно текст с иностранного языка на родной, им не составляет труда думать на нужном в данный момент языке.

В маленькой головке вашего ребенка будут гармонично уживаться не только два языка: весь окружающий мир, который мы постигаем через язык, предстанет перед ним в двух измерениях, для него будут родными и близкими две культуры, ему откроются богатейшие возможности самовыражения. С легкостью общаясь с людьми различной ментальности, ребенок с раннего возраста научится толерантности, психологической гибкости. 

Очень распространен взгляд, согласно которому детям чрезвычайно легко дается изучение нового языка, и что для этого не нужно почти никаких усилий. Однако изучение даже одного языка – процесс, длящийся годы. Языки очень сложны. Для того, чтобы вникнуть во все их сложности, необходим большой жизненный опыт. Обучиться ведению простой беседы можно быстро (хотя у одноязычных детей примерно 3 года уходит на то, чтобы научиться внятно беседовать с незнакомым человеком), но развитие способности формальной речи занимает гораздо больше времени. В обучении речи важную роль играет среда. Дети учатся говорить только когда слышат, как к ним обращаются люди в многочисленных различных ситуациях. Речевое развитие на ранних стадиях в огромной мере зависит от словарного запаса. Чем больше слов знают дети, тем лучше они научатся говорить, и тем лучше будут учиться в школе. Отличным источником пополнения словарного запаса является чтение книг. Чтение книг на любом языке, даже когда ребенок еще только учится сидеть, является серьезной поддержкой не только в усвоении языка, но и в укреплении эмоциональной связи ребенка с родителем. Более того, этот род занятий во многих культурах считается подобающим как матери, так и отцу, и является отличным способом ознакомления детей с теми аспектами культуры, которые они могут не увидеть в своей местной среде. Языки осваиваются стихийно, только под влиянием общения в различных языковых группах. В этом случае можно наблюдать следующую закономерность — ребенок осваивает каждый язык лишь в том объеме, какой является необходимым для общения на этом языке. При этом может существовать значительная разница в уровне владения языками. Так, например, в семьях с разделением языков по принципу «одна персона – один язык», дети часто понимают оба языка, но говорят лишь на одном. С теоретической точки зрения важно, что автоматического развития второго языка, перехода от стадии понимания к говорению (как при одноязычном воспитании) не происходит. 

При любых сценариях освоения двух языков в раннем возрасте присутствует выраженная тенденция к одноязычию. При погружении в новую языковую среду ребенка, уже говорящего на одном языке, эта тенденция выражается в обеднении или полной потере первого языка. Чем позднее второй язык введен в общение с ребенком, тем более явно первый язык доминирует над вторым.

         Первый кризис в овладении речью наступает в 6 лет или при переходе в школу, когда авторитет учителя и язык школьного обучения начинают играть существенную роль, а речь получает письменную форму. Второй кризис — в 12-14 лет, когда происходит осознание своей независимости, и подросток решает, что в данный момент ему в жизни важнее. И третий кризис — при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь, когда профессиональные интересы начинают определять языковые приоритеты. В каждый из этих моментов может измениться и внутреннее отношение индивида к своему двуязычию.

Существуют доказательства того, что дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, более медленно овладевают произносительной стороной речи и медленно учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка. Как быстро ребенок овладеет языками, определяется не только возрастом ребенка и условиями, в которых ребенок осваивает языки, но и особенностью языков. Если языки имеют больше сходных правил при организации грамматических конструкций, чем различий, то они осваиваются быстрее.

        Следовательно, чем меньше сходных правил, а больше различий, тем они осваиваются с большим трудом.

        Чем раньше ребенок погружается в двуязычную среду, тем успешнее он овладевает двумя языками. Очень хочется отметить то, что если малыш начинает осваивать второй язык до трехлетнего возраста, он не путает языки, а овладевает ими параллельно. То есть можно сказать о том, что в период активного освоения речи у малышей в возрасте от года до трех проявляется повышенная чувствительность к освоению языков. Хочется сразу внести некоторую ясность для родителей. Ребенок будет хорошо осваивать языки, если у него нет отставания в психофизическом развитии.

Речевое развитие ребенка-билингва имеет свои особенности. Такие дети в среднем начинают говорить позже. Больше всего описана ситуация, когда один из родителей говорит на одном языке, а другой — на другом. Считается, что раннее двуязычие, если соблюдается принцип «один язык — одно лицо», должно складываться внешне относительно благополучно, что на практике не всегда оказывается правдой. Но и эта ситуация не симметрична: поскольку обычно с ребенком чаще находится мама, чем папа, то язык матери, скорее всего, будет доминировать. Если в семье не выдерживается принцип «одно лицо — один язык», то дети не могут выделить принцип употребления слов того и другого языка. У некоторых двуязычных детей развивается заикание (в очень небольшом проценте случаев, обычно в сочетании с какими-то другими факторами развития). 

Словарный запас на каждом из языков, как правило, меньше, чем у сверстников-монолингвов, но сумма словарей больше, чем у них. Представления, стоящие за понятиями на каждом из языков, различны. Например, предметы, которыми пользуется мама, имеют названия на ее языке, а папины — на папином. Соответственно, с куклой, подаренной маминой подругой, надо будет говорить на мамином языке, а в комнате, где работает папа, — только по-папиному. Дети расстраиваются, если установленные принципы нарушаются. 

Некоторые дети при недостаточном доступе к изучаемому языку не усваивают некоторых грамматических явлений. Например, если на одном из языков с ребенком говорит только мама, то он долго не будет употреблять глагольных окончаний или междометий, свойственных мужской речи. Единственный ребенок, вырастающий среди взрослых, говорящих на языке, не совпадающем с языком окружения, будет думать, что на его языке дети не говорят. Бывает, что ребенок понимает обращенную к нему на одном из языков речь, но отвечает всегда на другом. 

Другие типы поведения связаны с психологическими особенностями развития двуязычного ребенка. Например, ребенок перестает отвечать родителям на одном из языков, хотя понимает обращенную к нему речь. Или ребенок отказывается говорить с незнакомыми людьми на каком-то из языков. Многие дети сами выступают поборниками разделения языков и запрещают взрослым смешивать языки либо говорить на языке друг друга. Ребенок может идентифицировать себя со взрослым своего пола и говорить, соответственно, на языке «мужчин» или на языке «женщин». Иногда ребенок принимает решение пробовать говорить со всеми незнакомыми людьми на одном из языков; или выбирает себе собеседников по каким-то внешним признакам (по цвету волос, одежде). Эти стратегии действуют, как правило, короткий период времени и меняются с возрастом. Так, дети 3-4 лет различают, кто на каком языке говорит, способны на слух выделить особенности произношения говорящего, отличающие его речь. 4-5- летние билингвы по опыту знают, на каком языке как следует организовать игру, интуитивно правильно выбирают, что в какой ситуации нужно сказать. Дети старшего дошкольного возраста задают вопросы, свидетельствующие о развитии их металингвистических способностей: сравнивают языковые явления, выделяют общее и особенное, рассуждают о том, кто и где на каком языке говорит. Как правило, их также интересует, какие еще есть в мире языки, и они заявляют о том, что хотят их выучить. 

 

И мы можем существенно помочь ребенку преодолеть грядущие трудности, заранее развивая в нем те качества и способности, которые облегчат освоение второго языка: слуховую и зрительную память, логику, абстрактное мышление. У детей исключительно емкая память: ребенок дошкольного возраста с легкостью запоминает длинные стихотворения и безошибочно их воспроизводит. Это, конечно, замечательно, но учтем, что тут проявляется непроизвольная память (информация откладывается в памяти стихийно), а наша основная задача — развивать произвольную память, т.е. способности к целенаправленному запоминанию. 

С ребенком можно играть в простые и увлекательные игры на развитие произвольной памяти: назвать несколько (от трех и более) слов и попросить его повторить их в той же последовательности, показать несколько картинок, потом убрать их и попросить назвать изображенные предметы. Игру можно варьировать: повторить слова еще раз, пропустив одно из них, и предложить ребенку назвать пропущенное слово, то же проделать с картинками. 

Среди логических операций, которые предстоит освоить ребенку, наиболее важными для наших целей представляются: умение классифицировать предметы и явления, называть группы предметов одним словом (овощи, фрукты, игрушки, инструменты, мебель), определять принадлежность предмета к определенной группе (кровать – мебель, мячик – игрушка), способность сравнивать предметы и явления. 

Дети с большим удовольствием решают задачки по логике, а придумывать задания самостоятельно для вас не составит труда. Очень полезна, к примеру, игра «какой предмет лишний» (дерево среди нескольких цветов, рыба среди птиц, фрукт среди овощей и т.п.). Умение обобщать, классифицировать, сравнивать не только поможет ребенку в овладении немецким языком, но и сделает для него более понятными ваши объяснения: что и почему должно измениться в его жизни? Однако даже хорошо развитому трехлетнему ребенку еще сложно осознать такие абстрактные понятия, как «язык», «страна», поэтому надо постараться сделать свой рассказ как можно более наглядным.

           Общение родителей с ребенком должно быть постоянным, разнообразным, с богатой интонацией, при этом необходимо постепенно расширять словарный запас и усложнять свою речь. Говорить надо, повторяя одни и те же конструкции в разных ситуациях, варьируя их заполнение словами. Одно и то же слово следует использовать в разных контекстах, в разных сочетаниях. Всегда следует описывать словами то, что происходит, передавая в речи максимальное количество интересных ребенку деталей, подчеркивая их голосом. По мере развития малыша взрослые должны затрагивать новые темы, объяснять незнакомые слова. Полезно играть в словообразование (например, придумывать суффиксы к корням, «увеличивая» или «уменьшая» предмет), подбирать глаголы на одну и ту же букву, изменять формулировку предложений, описывающих одну и ту же картинку, соревноваться, кто придумает больше вопросов к одному и тому же персонажу, сокращать и расширять описания и т.п.

Ситуации для обсуждения

Ситуация первая

Две семьи занимались с детьми развитием их речи и навыков общения, но делали это по-разному: первая семья просила детей то рассказать известную сказку, то описать предмет, который видят дети, то составить рассказ на тему коллективного опыта, постоянно требуя полного ответа.

Вторая семья предлагала детям то поиграть в сказку, театрализованное представление, то загадать загадку, то поделиться впечатлениями из собственного опыта.

Вопрос: дети какой из семей овладеют языком лучше и быстрее?

 Решение: Во второй семье дети будут более активно работать, т.к.  каждое обращение к детям было приглашением к диалогу, мотивированно творческим подходом и поэтому было интересно. Дети  и родители общались на «живом» языке.

Ситуация вторая

Кериму еще трудно даются слова русского языка, и он часто прибегает к жестам. Родитель, поняв, что он хочет, выполняет его желания.

Вопрос: Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?

Решение: Быстрое удовлетворение потребности быть понятым без произнесения слов может затормозить развитие ребенка. Взрослый должен побуждать ребенка оречевлять свои желания. Это необходимо для развития активной речи ребенка.

 

 

 


Родительский клуб № 3

 

«О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ  В СЕМЬЕ:

ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ?»

 

 

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопроса­ми к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему не­обходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогиче­ской и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, сквор­цы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делить­ся своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети по­степенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в са­дике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и он замыка­ется в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчени­ями или же предпочитает иногда говорить с отдельными чле­нами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавли­вает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не об­щаются, молча играющие в куклы, машинки и другие иг­рушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тема­тика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: кос­мос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ре­бенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слу­шать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Теле­фон». Можно использовать игрушечный телефон или вооб­ражаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрос­лый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знаком­ство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам стара­ется рассказывать сказки, передать содержание просмотрен­ных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог — речь одного человека, последовательное изло­Ание мыслей, описание действий, связность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладе­вают связной речью, умеют последовательно описать увиден­ное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у не­которых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыс­лей. До школы ребенок должен научиться описывать знако­мый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь срав­нивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по кар­тинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку пред­меты, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полос­ку. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего ну­жен?»

Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопо­ставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самосто­ятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребен­ку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сде­лать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ре­бенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает вооб­ражаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители долж­ны отгадывать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному расска­зу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, по­могут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно снача­ла рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребен­А о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6—7-летнего возраста необходимо предложить са­мостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а так­же составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего  лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. На­пример, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «На­стала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весе­лые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки може­те придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хо­телось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зай­чиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послу­шал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

 


Родительский клуб № 4

 

«РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ»

 

 

Среди педагогов и родителей все еще бытует мнение, что гиперактивность – это  всего лишь поведенческая проблема или просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе дошкольного учреждения излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист.

    В основе изменения поведения дошкольника в сторону гиперактивности лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте. Основные признаки синдрома гиперактивности — чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. Надо помнить, что это не результат плохого характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность развития, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами. Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.

    При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, заострять внимание на деталях. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других, поэтому включать таких детей в коллективную игру целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

    Необходимо приучать детей к усидчивости также постепенно. Чаще предлагать им игры, требующие терпения. Полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников, также в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре.

    Беда лишь в одном — приохотить гиперактивного ребенка к подобным играм непросто. Желательно участие в них взрослого: для переключения интереса, его поддержания, увлечения собственным примером. Пусть   рисунок ребенка раскрашен небрежно и неаккуратно, цель в данном случае — не получить  прекрасное изображение, а довести до конца предложенное задание, удержание на нем внимания.

    Так же хорошо использовать пальчиковые игры с целью направить избыточную активность в нужное русло или игры, подобранные для данной категории детей.     

 

ИГРАЕМ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

«Клубочек»

(обучение ребенка одному из приемов саморегуляции)

Ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, так сразу успокаивается.

 

 

«Бездомный заяц»

( игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми)

В игре принимают участие 3-10 детей. Каждый игрок-заяц — чертит вокруг себя круг диаметром 50 см. Один из зайцев- бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно для него (взглядами, жестами) договориться об обмене жильем и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового?»

(развитие умения концентрировать внимание на деталях)

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.

«Разговор с руками»

(научить детей контролировать свои действия)

Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Предложите ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключился к беседе, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они много умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (или другого времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и др. И через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова проиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Археология»

(развитие мышечного контроля)

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями с взрослым.

«Послушай тишину»

(развивать внимание и умение владеть собой) 

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, топать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть  и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

«Сделай так»

(игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой)

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих разные действия. Взрослый показывает карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д. На счет  «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или берут новые у педагога.

«Маленькая птичка»  

(развивать мышечный контроль)

Ребенку в ладошку дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку

(или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Поддержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, успокаивает, гладит ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно просто напомнить ребенку: «Помнишь, как надо успокоить птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится, складывает ладошки и успокаивается.

«Веселая игра с колокольчиком»

(игра развивает слуховое восприятие)

Все садятся в круг, по желанию выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится взрослому. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

При всей сложности ситуации гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью некоторых мер, например, таких:

Ø  Старайтесь избегать крайностей: вседозволенности, с одной стороны, и чрезмерной пунктуальности, с другой.

Ø  Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте его успехи.

Ø  Избегайте запретительных слов, все запреты обязательно объясняйте.

Говорите спокойным, мягким голосом.

Ø  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Поддерживайте четкий распорядок дня.

Ø  Для подкрепления устных объяснений используйте наглядные зрительные примеры.

Ø  Избегайте, по возможности, мест скопления людей.

Ø  Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, оберегайте вашего «непоседу» от общения с шумными, беспокойными детьми.

Ø  Оберегайте ребенка от утомления, так как оно ведет к снижению самоконтроля.

Ø  Давайте возможность ребенку расходовать избыточную энергию: полезна физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.

 

И в заключение: всегда помните об индивидуальных особенностях ребенка!

Придумывайте свои игры. Творческих вам успехов!

×
×