Автор: Скрипка Наталья Ивановна
Статья «Система взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ по реализации основной образовательной программы»
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитатель своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к своему ребенку, думать над решением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу.
Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сравнительно недавно стала объектом изучения и социального действия. Процесс гуманизации отношения общества к детям с отклонениями в развитии побуждает искать новые, наиболее эффективные формы реализации социальной помощи таким семьям. К числу таких форм относится социально – педагогическая, психологическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, в частности, и в рамках образовательного учреждения.
Реальным шагом к созданию и внедрению системы взаимодействия между детским садом и семьей стала разработка и реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Программа), «На пути к успеху» для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель Программы:
Расширение и систематизация знаний и представлений детей с задержкой психического развития об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка.
Задачи Программы:
Повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Создание ребенку данной категории возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (продуктивной, познавательной, игровой, трудовой).
Профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этап.
Оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого воспитанника.
Программа основана на взаимодействии всех участников образовательного процесса: учителя-дефектолога, учителя- логопеда, педагога- психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи и социализация ребенка в общество. Проработав с данной категорией семей мы выяснили, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников, имеющих детей с задержкой психического развития, очень непросто:
— некоторые родители остаются убежденными в том, что развитие ребенка не отстает от «нормы» что у него нет особых проблем, и не так все критично;
— у других снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам, зачастую не выполняя рекомендации специалистов;
— третьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с более «успешными».
Все вышеперечисленные проблемы решаются в нашем коллективе с учетом следующих принципов работы с родителями:
целенаправленность, систематичность, плановость;
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
дифференцированный подход в работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
возрастной характер работы с родителями;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
доброжелательность.
Совместная работа с семьями воспитанников строится на основных принципах, которые определяют её содержание, организацию и методику. К ним относятся:
— принцип единства, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания для создания активной развивающей среды;
— принцип систематичности и последовательности работы ( в соответствии с конкретным планом) в течении всего года и всего пребывания ребёнка в группе коррекционно – развивающего обучения;
— принцип учёта интересов семьи и индивидуального подхода к каждой семье;
— принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога. Информация личного характера не может быть разглашена и использована во вред семье или самому ребёнку. Соблюдение принципа позволяет создать взаимное доверие, что в свою очередь, положительно влияет как на достоверность результатов диагностики, так и на динамику последующих коррекционных мероприятий;
— принцип доброжелательности и открытости.
Работа с родителями имеющих детей с задержкой психического развития требует новых подходов и методов работы с семьей, в том числе и групповых.
Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты) мы используем интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации), которые помогают нам организовать взаимодействие специалистов и родителей на основе сотрудничества, доверия друг к другу, дают возможность в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.
Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями, на наш взгляд, является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», спортивных досугов и другое. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, а ребёнку позволяет проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность.
Серьёзной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно – развивающей работы с детьми с особенностями в развитии. Хорошо, если родители просто любят ребёнка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации коррекционной работы с ребёнком. Но гораздо чаще встречаются родители, старающиеся перепоручить своего ребёнка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результаты коррекционной работы. Зачастую родители такого типа бывают довольно агрессивны и свою позицию отстаивают настойчиво, неадекватно воспринимая обращённые к ним требования. Естественно, в этих случаях становится довольно проблематично добиться успешного продвижения ребёнка.
Мы считаем, что первоочередная задача для каждого педагога состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему.
Работа с семьями строится целенаправленно, учитывая результаты проведённого обследования. Комплексный подход в работе с родителями реализуется всеми специалистами через различные формы на каждом этапе этой работы.
Первый этап – это первичное знакомство с семьёй.
Детей к нам в группу зачисляют по решению комиссии ТПМПК на два года (старший, подготовительный возраст). После зачисления ребёнка в группу для детей с задержкой развития проводится встреча с родителями вновь прибывших детей с администрацией, педагогами и специалистами цель, которой – познакомить родителей с правилами данной группы и требованиями специалистов. Родители должны чётко представлять свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и детским садом.
На первом этапе используются такие формы работы, как анкетирование, соцопрос, «Встречи за круглым столом», групповые собрания, индивидуальные беседы.
Второй этап
На данном этапе встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, определяются задачи по работе с каждой семьёй и составляется комплексный план. На данном этапе учитель — логопед и учитель — дефектолог приглашают родителей на индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, семинары – практикумы, проводят открытые занятия, организуют информационные выставки. Для родителей проводятся консультативные дни, тематика которых составляется на основе предварительного опроса родителей с учётом их пожеланий, а также на основе результатов обследования. В группе может быть организована игротека для родителей, где родители всегда могут получить интересную развивающую игру для занятий с детьми дома и информацию по применению любого развивающего пособия. Кроме выше перечисленных форм работы важным видом взаимосвязи учителя — логопеда и учителя — дефектолога и родителей является индивидуальная тетрадь ребёнка для занятий дома.
Третий этап – итоговый,
Включает в себя показ детских спектаклей, развлечении, праздников. Родители на этих праздниках являются не просто зрителями, а активными участниками. Проводятся итоговые открытые занятия с последующим обсуждением результатов развития ребёнка за квартал, за год. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведения с ними работы в течение года.
На основании полученных результатов нами была разработана схема:
«Содержание и способы оказания детским садом педагогической помощи семьям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития»
Консалтинги
|
Круглыестолы ,деловые игры
|
Совместные детко-родительские мероприятия
|
Наглядная
|
Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми
|
Консалтинги
1. «Развитие слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста детей с задержкой психического развития»
2. «Играя, развиваем речь»
3. «К какому типу относится ваш ребенок»
4. «Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника»
Совместные детско-родительские мероприятия
1. Играя, развиваем речь
2. «Мир, в котором я живу» — художественно-творческий семейный проект
3. «Новогодний детектив» — творческая мастерская
Круглые столы, деловые игры.
1. Давайте играть.
2. «Коли семья вместе, так и душа на месте»
3. Дружная семья
Наглядная информация
1. Папки-передвижки
2. «Пробуждение» — журнал для родителей
3. Дружная семья
Вывод:
Таким образом, мы понимаем, что родители – это первые педагоги. И воспитание детей с задержкой психического развития является их обязанностью. Однако педагоги дошкольного учреждения должны помочь им в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми. И эта помощь должна носить системный характер, быть разносторонней и подвижной по содержанию, лишь тогда она будет эффективной.