Инновационная деятельность педагога дополнительного образования»

Автор: керн Ирина Юсуповна

Тема: Инновационная деятельность
педагога дополнительного образования»

Еврейская притча: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но
мир такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой
город. Но город такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил
изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так
Зуси добрался до того единственного, кого он в силе изменить, будучи таким
маленьким — до самого себя…»

Профессиональная деятельность педагога неполноценна,
если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы,
если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения
более высоких результатов образования, если она не способствует развитию
личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что
необходимо постоянно расти  в профессиональном плане.

Особое значение в процессе профессионального
самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность –
целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего
собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и
развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов,
получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
В связи
с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его
профессионального развития.

Современный словарь по педагогике так трактует этот
термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую
деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания,
имеющие целью повышение их эффективности».

Инновационная деятельность педагога зависит от уровня
личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств
педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной
педагогической деятельности:

•  личностных (работоспособность, готовность
к творчеству, высокий эмоциональный статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение
новыми методами обучения, умение анализировать и  выявлять причины
недостатков, находить актуальные проблемы  образования и реализовывать
эффективные способы их решения). 

Инновации педагога учреждения могут быть представлены
в виде:

—  абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере
аналогов и прототипов), 

— относительной новизны (внесение некоторых изменений
в имеющуюся практику).

Содержание и формы инновационной деятельности педагога
дополнительного образования:

1. Внедрение, использование новых методов, методик,
средств, технологий в образовательном процессе:

  • проектные
    технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую
    деятельность (работа над творческими проектами);
  • личностно-ориентированные
    технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации.
    Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько
    субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный
    подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
  • исследовательские
    и практические работы предполагают в получении учебной информации из
    первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами,
    книгами, энциклопедиями, периодической печатью;
  • информационно-коммуникативные
    технологии: компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для
    иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного
    творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным
    выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет помогают
    участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;
  • учение
    через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью
    педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);
  • технология
    парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором
    один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в
    форме диалога;
  • работа
    в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает
    всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в
    работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
  • Интернет-технологии
    – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал
    (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий,
проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

К инновационным формам учебных занятий можно отнести:

  • интегрированные
    занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной темы
    объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного
    занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая
    взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая
    информативная емкость материала, проходит в форме занимательной,
    увлекательной игры.);
  • мастер-классы;
  • занятия-соревнования:
    конкурсы, турниры, викторины и так далее;
  • занятия,
    основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью,
    изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол,
    газета и так далее;
  • занятия-фантазии:
    сказка, сюрприз, приключение и другие.

4. Проведение мастер-классов для педагогов.

5. Участие в проектно-исследовательской или
опытно-экспериментальной деятельности.

6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового.
Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры,
использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение
и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли
педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов
и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

— учебные пособия;

— методические разработки;

— Интернет-выставки и экскурсии;

— интерактивные модели;

— мультимедийные продукты;

— художественные и творческие работы;

— участие в конференциях, семинара, матер-классах;

— работа Web-сайтов педагогов.

Педагог,
использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным
уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен
творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации
учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного
развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество
собственной работы.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе
дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности
педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим,
более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и
самообразование личности.

×
×