Работа со сказками как основа формирования духовно-нравственных качеств дошкольников

Автор: Астахова Валентина Сергеевна

Работа со сказками как основа формирования духовно-нравственных качеств дошкольников

В.С. Астахова, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6 «Родничок»

 г. Мариинск Кемеровской обл.

  В настоящее время Россия переживает один из самых непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая российских граждан не в развале экономике, не в смене политической системе, а в разрушении личности. Специалисты стали говорить о наметившихся негативных тенденциях в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора,  с которого теперь в жизнь ребенка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые уделяют внимание познавательному развитию. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на  дополнительные занятия. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Следовательно, интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогам дошкольных учреждений выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

  Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира.  Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Как показывает практика, сказки очень любимы детьми, и воспользоваться этим необходимо.  Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными превращениями, приключениями, героями. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Ребенка привлекает невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо  трусливые герои. С их помощью  можно воспитывать такие положительные нравственные качества, как мудрость, мужество, справедливость, доброту, милосердие, долг, отзывчивость, смелость и щедрость, трудолюбие,  послушание на основе любви и уважения к родным и близким людям, терпение  и др.

  В восприятии и оценках литературных произведений дошкольниками преобладают «полярности», «белые» и «черные» тона. Вот почему сказки нужны детям, ведь в своих лучших образцах они, по словам В. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного впечатления».      

  Сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков. Русская педагогика более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о педагогическом средстве, методе. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям до  5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки взаимодействия животных и людей. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет» на себя роли человеческих персонажей: Принцев, Царевен, Солдат. Ребенок может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность  децентрироваться, вставать на другое место. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. 

  Работу со сказками в процессе общения с детьми можно проводить в различных формах: чтение, пересказ сказок, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализация сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок, сочинение сказок детьми. Очень нравится дошкольникам игра «Салат из сказок».  Суть этой игры заключается в следующем: в известную сказку «Колобок» добавляем  нового героя, например, лягушку-путешественницу. Задача воспитанников – рассказать сказку с новым героем.  Можно добавлять и неодушевленный предмет, например, автомобиль.

  На базе сказок и сказочных героев происходит моделирование реальных стрессовых и конфликтных ситуаций. Ребенку легче поверить в сказку, чем в реальные истории и примеры. Поэтому сказочные герои, которые несут добро и наказывают зло, являются хорошим воспитательным примером для ребенка, оставляющим в его душе неизгладимый след. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании оказывают психотерапевтические сказки.

  Психотерапевтические сказки – это особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и  смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько консультация для взрослого. Отличие в том, что от ребенка  не требуют вслух делать выводы и анализировать, работа идет на внутреннем, подсознательном  уровне.

  Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого, и наоборот, осознание своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что у них не одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов дошкольникам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веру в себя.

  Мониторинговые исследования показывают положительную динамику использования различных приемов работы со сказкой. За 2011-2012 г. качественный  показатель социально-нравственного развития воспитанников составлял 42%, в 2012-2013 году – 73%.

  Формирование нравственных понятий – очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий от педагога, систематичной и планомерной работы. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. В этом случае сказка никогда не уведет ребенка от реальности. Наоборот, поможет стать ему в реальной жизни активным созидателем.

Литература

1.     Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособия для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева.-М.: Сфера, 2001.-128с.

2.     Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа/О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПБ. : Детство – Пресс, 2001.

3.     Островская. Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л.Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987.

×
×