Импровизация

Автор: Епанчинцева Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование импровизации в музыкальной деятельности»

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации разработала:

 

Епанчинцева Елена Евгеньевна,

 

музыкальный руководитель

 

МБДОУ №22 «Сказка»

 

 

 

 

 

Сургут 2018г.

 

         

 

«Поэт, художник, музыкант-

 

Такими сразу не родятся.

 

В любом из них зарыт талант.»

 

В. А. Сухомлинский

 

 

 

  Педагогическая деятельность музыкального руководителя должна способствовать процессу создания в детском коллективе ситуации успеха для каждого ребёнка.

 

Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда дети от процесса или результата своей деятельности чувствуют радость. А это может произойти тогда, когда каждый воспитанник будет уверенно чувствовать на протяжении всего занятия единственной и неповторимой полноценной личностью.

 

  Музыкальные занятия имеют большое значение для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. Чрезвычайно важно для дошкольников, каким способом эти знания были освоены. Формирование успешности и самореализации моих дошколят зависит от того, насколько будут интересны и насыщенны занятия. Ведь только успех поддерживает интерес детей к учению. Для многих из них, детский сад  – второй дом, где жизнь дошкольников должна быть наполнена яркими и запоминающими событиями.

 

  На мой взгляд, одной из основных задач занятий — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника дарованного природой. Игровые методы и формы обучения, способствуют развитию творческих и музыкальных способностей детей. Игровые приемы – это и средство психологической подготовки к саморазвитию и самовыражению. Они помогают преодолевать различные трудности в общении с окружающими в реальной жизненной ситуации. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенка самого себя, своих возможностей, способностей, а так же средство самовоспитания. Таким образом, игра – самый демократичный вид деятельности в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

 

  Каждый человек от рождения обладает своим ресурсом творческих способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Несомненно, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют простейшие виды музыкальной импровизации. Музыкально — импровизационными способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Данная методика отражает современное представление о целях, задачах, содержании, приемах музыкального образования детей, раскрывает педагогическую перспективность и особенность музыкальной импровизации на занятиях, потребность детей в самостоятельной деятельности; пробуждение любознательности, творческого интереса к музыке; развитие интуиции, музыкального воображения и фантазии; владение музыкальными возможностями и материалом в целостной творческой деятельности. С помощью импровизации, ребенок не получает готовые знания, а добывает их сам, под чутким руководством педагога, в результате собственной деятельности. Импровизационные игры с радостью открывают новый неизведанный мир детям.

 

  Известно, путь в воспитании и развитии полноценной личности – это обращение к художественно-творческим видам музыкальной деятельности. Наиболее живая и активная форма творчества — импровизация. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Они охотно фантазируют, любят петь и двигаться под музыку, играть. Вместе с тем, дети этого возраста не способны долго удерживать внимание, занимаясь одним видом деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, не в состоянии прослушать большое музыкальное произведение или многократно повторять песню, добиваясь идеального звучания. Именно игра должна занимать значительное место в музыкальной деятельности. Дошкольники не умеют планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы, поэтому им свойственно стремление к свободной организации. Поэтому, я пришла к выводу, что неотъемлемой частью музыкального занятия должна быть импровизация – вид художественного творчества, но только в её элементарной форме.

 

  Вызвать импровизацию – значит, обратить  у воспитанников  внимание на музыкальный материал – песню, танец, игру. Ребята, в процессе творческой деятельности овладевают различными видами музыкальной импровизации.

 

Музыкальная импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается в процессе исполнения.

 

На своих занятиях помогаю своим дошколятам почувствовать себя артистами, писателями, композиторами, режиссерами и т.д. Нужно только дать ребенку понять, что он в этом многогранном мире все сможет сам. На занятиях я использую следующие виды импровизации: речевую, вокальную, ритмическую, пластическую, театральную и др.

 

  «Речевая» — знакомит с рифмой, характером и настроением поэтической фразы, дает элементарные сведения о способах пользования голосом для создания выразительного художественного образа, о передаче смыслового значения песни, посредством выразительного тона.

 

  Музыкальные игры и задания с использованием речевой импровизации:

 

·       «Составим речевую лесенку»

 

·       «Придумаем начало к четверостишию»

 

·       «Продолжим ряд имен»

 

·       «Продолжим сказку»

 

·       «Сочиним сказку – диалог»

 

·       «Из сказки найдем для каждого персонажа свою интонацию ( высокую, среднюю, низкую ), придумаем новый текст»

 

·       «Позовем друг друга в разной высотности и разным тембром»

 

·       «Сочиним собственный вариант ответа»

 

·       «Оживим зверей в лесу или зоопарке»

 

·       «Озвучим рассказ по картинке» и др.

 

  «Вокальная» — знакомит с понятиями «музыкальная интонация», «выразительные средства музыкального языка», повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, дает элементарные сведения о импровизационности песенного фольклора, развивает певческий аппарат, музыкально – слуховые представления.

 

  Музыкальные игры и задания с использованием вокальной импровизации:

 

·       «Исполним звуки времен года»

 

·       «Изобразим звуки своей улицы»

 

·       «Сочиним мелодию к загадке»

 

·       «Выразим характер музыки посредством голоса»

 

·       «На слог баю сочиним колыбельную кукле»

 

·       «Пропоем свое имя или другие имена, передавая разные интонации»

 

·       «На вопрос «Ау, где ты?» и ответ «Я здесь!» исполним музыкальный разговор с разными интонациями»

 

·       «Заставим картину запеть»

 

·       «Передадим в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций»

 

·       «Придумаем собственный вариант песни на предлагаемый текст»

 

·       «Споем песенку – приветствие от имени сказочного героя»

 

·       «Изобразим художественный образ при помощи голоса»

 

·       «Исполним «зимний», «весенний», «летний», «осенний» напевы, со словами или без слов, аккомпанируя себе, щелкая пальцами, хлопая в ладоши, притопывая, отстукивая на ударном инструменте»

 

·       «Покажем, кто как поет»

 

·       «Придумаем песенки музыкальных инструментов на разные слоги, с разной интонацией, в разных регистрах»

 

·       «Придумаем попевку, вопросы — ответы на слоги»

 

·       «Сочиним музыкальное письмо другу» и др.

 

  «Ритмическая» — знакомит с ритмом, как отражением характера музыки, с элементарными сведениями о различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности, о единстве ритма и музыкального образа.

 

 Музыкальные игры и задания с использованием ритмической импровизации:

 

·       «Сочиним окончание ритмического мотива»

 

·       «Завершим ритм, используя музыкальные инструменты»

 

·       «Придумаем к нотам имена»

 

·       «Сочиним ритмический разговор»

 

·       «Исполним музыкальный портрет любимой игрушке»

 

·       «Сочиним ритмический аккомпанемент»

 

·       «Озвучим природные звуки»

 

·       «Сочиним мелодию в заданном жанре»

 

·       «Сочиним мелодию, передавая настроение и характер музыки»

 

·       «Сочиним несложный мотив в разном темпе и ритме»

 

·       «Сочиним различные интонации, передающие настроение заданного образа»

 

·       «Продолжим ряд имен с одинаковым ритмом»

 

·       «Придумаем музыкальный сюрприз для друга»

 

·       «Музыкальный вопрос – ответ»

 

·       «Завершим прослушанную мелодию»

 

·       «Инсценируем песню с ритмическим сопровождением» и др.

 

  «Пластическая» — знакомит с понятием «пластическое интонирование» музыки, дает элементарные сведения о единстве пластического движения и музыкального образа.

 

  Музыкальные игры и задания с использованием пластической импровизации:

 

·       «Изобразим образ фантастического животного»

 

·       «Изобразим зверей зоопарка»

 

·       «Изобразим характер музыки посредством пластических движений и жестов»

 

·       «Изобразим поющие руки»

 

·       «Изобразим море»

 

·       «Изобразим клоунов»

 

·       «Изобразим порхание птички»

 

·       «Оживим куклы»

 

·       «Передадим характер персонажей несложными движениями»

 

·       «Передадим повадки зверей»

 

·       «Изобразим танцы заводных игрушек»

 

·       «Озвучим рисунок»

 

·       «Изобразим подводный мир» и др.

 

  «Театральная» — знакомит с элементарными сведениями о единстве голоса, мимики, жеста, движения и художественного образа, с театрализацией народных попевок, закличек, потешек, песен, сказок; учит анализировать характер и настроение художественного образа, развивает фантазию, артистизм.

 

Музыкальные игры и задания с использованием театральной импровизации:

 

·       «Расскажем содержание сказки, изображая героев на фортепиано»

 

·       «Изобразим характер музыки посредством мимики»

 

·       «Изобразим жестами разговор двух друзей»

 

·       «Разыграем русскую народную попевку»

 

·       «Разыграем по ролям русскую народную песню»

 

·       «Выполним постановку музыкального спектакля»

 

·       «Изобразим сказочных персонажей, посредством жестов и движений» и др.

 

  Творческие задания, такие как, сочинить конец музыкальной фразы,      способствуют формированию чувства уверенности, самостоятельности, эмоционального комфорта. Через звуки, образы, краски развивается наблюдательность, внимание, воображение, мышление, а также расширяются возможности одаренного ребенка. Умело поставленные вопросы педагогом, заставляют воспитанников думать, а иногда и анализировать, делать выводы и обобщение.

 

  Нетрадиционные занятия проходят в необычной обстановке. Здесь можно окунуться в морские глубины, заглянуть в царство мыльных пузырей, познакомиться с НЛО, совершить путешествие в прекрасное далеко…

 

  Немаловажную роль в работе с детьми играет методическое и дидактическое обеспечение. На своих занятиях использую шумовые музыкальные инструменты, азбуку музыки в играх, стихах и загадках, слайды и репродукции иллюстраций, картины о природе, DVD звуков природы, русский народный фольклор, сказки композиторов — классиков: «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков, «Клоуны» Д. Кабалевский, «Птички» Э. Григ и др.

 

  Таким образом, импровизационная деятельность дает почву для воспитания креативной личности, повышает мотивацию к обучению.

 

  Импровизация лежит в основе человеческого существования, она более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Внедрение в учебную программу импровизационного вида деятельности ведет одновременно к обучению и освоению всего комплекса музыкальных знаний, умений и навыков, а также, развитию творческих способностей детей.

 

  Творчество – главный двигатель учебно-воспитательного процесса. Когда ребенок научится творчески импровизировать, у педагога появится уверенность, что для детей в будущем музыка станет не просто сопровождением в жизни, а главным источником вдохновения, будущей профессией или еще чем-то большим! Дети научатся по — настоящему ценить и любить музыку!

 

  В конце своих занятий, замечаю у каждого милого дошколенка улыбку на устах, значит, я проторила еще одну тропинку для каждого из них в «светлое будущее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Педагогическая деятельность музыкального руководителя должна способствовать процессу создания в детском коллективе ситуации успеха для каждого ребёнка.

 

Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда дети от процесса или результата своей деятельности чувствуют радость. А это может произойти тогда, когда каждый воспитанник будет уверенно чувствовать на протяжении всего занятия единственной и неповторимой полноценной личностью.

 

  Музыкальные занятия имеют большое значение для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. Чрезвычайно важно для дошкольников, каким способом эти знания были освоены. Формирование успешности и самореализации моих дошколят зависит от того, насколько будут интересны и насыщенны занятия. Ведь только успех поддерживает интерес детей к учению. Для многих из них, детский сад  – второй дом, где жизнь дошкольников должна быть наполнена яркими и запоминающими событиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×