Обучение плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения

Автор: Князева Елена Юрьевна

Оздоровительные технологии, используемые инструктором по физической культуре в работе с дошкольниками

К традиционным технологиям относятся:

·               Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, право-лево-стороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.

На занятиях используются следующие виды ходьбы:

v   ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;

v   ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;

v   ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;

v   ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному;

v   ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;

v   ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3-4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

v   ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5-6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2-3 круга);

v   ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.

Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

·               Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).

·               Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция — основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения — необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата —  основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

·               Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:

1.            упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2.            выработка продолжительного речевого выдоха,

3.            тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

·               Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

·               Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку — тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

·               Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

·               Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

·               Заключительные упражнения (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и др.

 

 

Инновационные технологии:

·               Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

·               Использование элементов массажа, самомассажа — (массажные коврики)

·               Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)

Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.).

×
×