ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Автор: Новикова Наталья Юрьевна

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Предметно-пространственная среда включает в себя планировку помещений детского сада; элементы интерьера; содержание и размещение игр и игрушек, дидактических материалов и оборудования, компонентов информационно- коммуникационной среды. Предметно-пространственная среда – это совокупность предметов, представляющая собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которой запечатлены опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений [4].

 В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда является условием успешной реализации Программы дошкольного образования. Качественно разработанная среда позволяет формировать и развивать игровую, коммуникативно-личностную, познавательно-исследовательскую, речевую,  двигательную, художественно-эстетическую активность детей  [3].  В 2016-2017 учебном году в детском саду была создана творческая группа педагогов по созданию развивающего предметного пространства и организации смотров, конкурсов, тематических недель, выставок. В этой группе были разработаны диагностические критерии  среды, соответствующие ее основным характеристикам; проведен анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды и влияния предметно-игровой среды на психологическое здоровье детей. Приступая к проектированию развивающей предметно-пространственной среды, адекватной современным требованиям, педагогический коллектив нашего детского сада основывался на существующем положении о том, что окружающая ребенка предметная среда оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние.

Педагоги совместно с родителями условно разделили территорию группы на несколько центров активности: рабочая зона, активная зона, спокойная зона [2]. Стабильная учебная зона была превращена в полифункциональное, трансформируемое пространство. В этом пространстве  мы организовали  «мастерские» (для занятий продуктивной деятельностью), «лаборатории» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью), свободную  деятельность детей по интересам – вне занятий со взрослыми. Участки для шумных и спокойных занятий разделены так, чтобы дети не мешали друг другу. Границы центров четко обозначены (с помощью шкафов, полок,  ширм, напольных модулей, двухсторонних мольбертов, столов). Организованы непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри предметно-пространственной среды: интеллектуальной, театрализованной, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, двигательной, что позволило детям одновременно организовывать разные виды занятий и игр в соответствии со своими замыслами, не мешая друг другу.  Мебель и оборудование мы разместили таким образом, чтобы обеспечить детям свободное перемещение. Планировка помещений стала более удобной как для индивидуальных игр, так и для занятий детей в малых и больших группах. В местах для чтения, отдыха и слушания музыки были размещены  подушки, мягкие кресла и трансформеры. Материалы, пособия были сгруппированы, удобно размещены в прозрачных контейнерах и обозначены соответствующими символами. Пространство групп было освобождено от оборудования, не выполняющего развивающую функцию, либо несоответствующего возрасту детей. Детям была предоставлена возможность самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их игровыми интересами – с помощью ширм, модулей.

 Дети не только осваивали готовую предметно-пространственную среду, созданную взрослыми, но и сами вместе со своими родителями участвовали в ее создании, а также в проводимых в детском саду смотрах-конкурсах. 

В каждой возрастной группе был оснащен психологический уголок, включающий в себя уголок уединения, а также оборудование и пособия:

— для обучения детей сотрудничеству и бесконфликтному общению («Азбука настроений», «Коврик дружбы», «Коробка добрых дел», «Дерево добрых дел», «Подушка примирения», «Доска настроения»);

— для снятия эмоционального напряжения (мешочки для крика и обидных слов, боксерские груши, трубки-кричалки, подушки для битья, воздушные шарики и т.д.;

— уголки уединения (палатка, домик, шатер, ширма);

— для повышения самооценки неуверенных детей («Волшебный стульчик», «Волшебный плащ», шляпа, башмачки).

Результаты диагностики эмоциональной и коммуникативной сфер развития детей показали положительную динамику в развитии у дошкольников:

— позитивного эмоционального отношения к себе и одновременно развития их интереса к окружающим;

 —  коммуникативных способностей (умения договориться, разрешать конфликты «мирным путем»; проявить гибкость в общении);

— психологической наблюдательности, рефлексии своих качеств, деятельности и поведения;

—  активного творческого отношения к действительности.

Воспитатель должен не только создавать развивающую предметно-пространственную среду, но и научить детей жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. Очень важно, чтобы  воспитатель сумел заинтересовать, вовлечь детей в различные игры и занятия; устанавливал партнерские отношения с детьми; постоянно отслеживал эффективность использования предметной среды в развитии детей, в том числе ее влияние на эмоциональное благополучие детей. Коллегами — педагогами и специалистами отмечались масштабность, трудоемкость и качество проведенной работы.

Библиографический список

1.  Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. Екатеринберг, 2000. С.33-37.

2.   Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.,2010. С. 14-22.

3.   Материалы и оборудование для детского сада. / Под ред Дороновой Т.Н.,Коротковой Н.А..М.,2003. Новоселова С.Л.Развивающая предметная среда, 1995. С. 9-12.

4.  Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/под ред. Н.В.Микляевой, М,2013. С.21-23.

5.  Хухлаева О.В.Школьная психологическая служба.М.,2007. С.4-9.

 

 

 

×
×