Проект по экспериментальной деятельности » Воздух — прозрачный невидимка».

Автор: Вишнякова Юлия Александровна

Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух — прозрачный невидимка».

Вишнякова Юлия Александровна, МДОУ «Детский сад №17», г. Саратов.

 

Тип проекта: информационно-познавательно- исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).

Количество участников: воспитатель, дети 6-7 лет.

Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

·         Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

·         Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

·         Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

·         Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

·         Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Актуальность.В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Ожидаемые результаты. Приобретение детьми знаний о свойствах воздуха, о его роли в жизни человека и природы в целом.

Этапы проекта.

Подготовительный.

— подбор демонстрационного материала по данной теме;

— подбор художественной и научной литературы;

— подготовка атрибутов для проведения опытов;

— подготовка презентаций для детей;

— беседы.

Основной.

 — Беседы: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,   « В мире интересного»; «Живая и неживая природа»

 — Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,

 — Рассматривание иллюстраций в энциклопедии с научным содержанием;

 — Наблюдения на прогулке за ветром;

 — Просмотр презентаций « Воздушное пространство», « Как воздух помогает нам в жизни»;

  — Просмотр видео — ролика «Работа стеклодува»;

  — Экспериментальная деятельность:

1 эксперимент — предложить надуть шарики.

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. Воздух не имеет формы.

2 эксперимент — Перед каждым на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Предложить подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотреть, что произойдет с водой.

Вывод: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.  Воздух легче воды.

3 эксперимент «Увидим воздух» — Предложить набрать воздух в полиэтиленовый пакет. Посмотреть через пакет на руку. Потом предложить детям проткнуть пакет острой палочкой и почувствовать как из него выходит воздух.

Вывод: Пакет изменил форму – он полон воздуха. Воздух прозрачный. Воздух вокруг нас и он движется.

4 эксперимент – «Игрушечный парашют». Из пакета вырезать круг и прикрепить к нему верёвки и игрушечного человечка. Сложить парашют и бросить его как можно выше(на прогулке). При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.

Вывод: сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения парашюта с человечком.

5 эксперимент – «Почему гаснет свеча».Взяли две свечи , поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча , накрытая банкой, погасла. Почему она погасла? Потому, что в банке закончился кислород и образовался углекислый газ.

Вывод: огонь гаснет без доступа кислорода.

 6 эксперимент – «Имеет ли воздух вес?». Делаем весы из верёвочки и палочки, с двух сторон вешаем воздушные одинаковые шары, весы уравновешаны. Протыкаем один из шаров острой палочкой. Шар с воздухом опустился вниз.

Вывод: шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит воздух имеет вес.

7 эксперимент – «Почувствуй воздух».

Предложить сделать веера и помахать на себя.

Вывод: мы чувствуем ветерок – это и есть воздух. Воздух можно почувствовать.

8 эксперимент – на дно стакана приклеить кусочек бумаги. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Предложить посмотреть намокнет ли полоска бумаги. Предложить слегка наклонить стакан, чтобы в него попала вода.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

9 эксперимент — берём обыкновенную сырую картофелину и пробуем проткнуть коктейльной трубочкой, не получается, трубочка гнётся; потом закрываем пальцем верхнее отверстие трубочки и пробуем проткнуть снова — ура! трубочка без труда протыкает сырую картофелину.

Вывод: запечатанный воздух придал трубочке дополнительную жёсткость.

— Рисование в технике кляксография.

Заключение. Итоговое занятие «Невидимка воздух».

С помощью данного проекта достигнуты следующие результаты:

У детей сформировали представление о воздухе, а именно, что (1.Воздух не имеет цвета;

2. Воздух легче воды;

3. Воздух не имеет запаха;

4. Воздух имеет вес;

5. Воздух движется;

6. Мы дышим воздухом;

7. Воздух – часть природы;)

 о его свойствах, у детей появился интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, научились делать выводы в процессе эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

×
×