ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Автор: Удалая Елена Владимировна

В процессе эколого — краеведческой работы у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность , творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

 Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Любой край неповторим. Марийский край – это сказочные пейзажи, множество рек, озёр и заповедных лесов, место, где богатый растительный мир, а так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и богатством.

Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является формирование у детей  эколого-краеведческого  миропонимания, является в течение ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Труд детей в природе дает реальные результаты, вызывает у них радость и желание ухаживать за растениями и животными. 

Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

  Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываем своё название: «Поле в детском саду, «В гости к клёну и рябине», «Дышим свежим воздухом», «Мы вам рады, снегири», «Следы на снегу», «По дорогам весенних проталин», «Лесная больница». «Кто живет в траве», «День рождения Земли», «Встреча с удивительным». Вместе с нами гуляют сказочные герои: Лесовичок Лутошка, Шуршунчик, Капитошка, Гриб-Боровик.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами — путешествий и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями  организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей,  составили  карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Путяша. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники, травы, ведь на территории нашего детского сада произрастает более 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, насекомые. Все объекты на маршруте описаны в специальном паспорте экологической тропы. Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

С помощью дидактических игр у детей развиваем наблюдательность, речь, внимание и память, формируем  мыслительную деятельность. Большое место в жизни занимают такие игры как: «Вершки и корешки» (что едят), «Живая – неживая природа » (живая – растения, животные , насекомые, неживая–вода, воздух, камни, солнце, почва),  «Кто–где живет» (место обитания), «Узнай, какой зверь» (знания животных, внешний вид, повадки), «Назови травы» (закрепить название растений: мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка).

 С целью повышения заинтересованности детей, используем аудиоаппаратуру для слушания музыкальных произведений о Родной земле, мультимедийные презентации – «Национальный парк «Марий Чодра», «Природа Марий Эл», «Животный мир Марий Эл».

  Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины марийских художников, С.Подмарёва, Б.Пушкова, Н.Карпова, П.Горбунцова, изображающих пейзажи, мы приучаем детей видеть красоту родной природы. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают рассказы по картине

Значимым в работе методом по ознакомлению с природой является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тематика проектов, над которыми работают воспитатели, разнообразны: «Дорог мне мой край родниковый», «Весёлый огород», «Важность чистого воздуха», «Всё о медведях», «Такие разные камни», «Что такое вода», «Озёра Республики Марий Эл». В рамках межгруппового проекта «Театральные ладушки» каждая группа подготовила экологическую сказку: старшие группы – «Морковкин и его друзья», «Под грибком», подготовительные – «Весёлая Огородия», «В одной сказочной стране», целью , экологических сказок стало воспитание любви к природе через музыкальные образы.

Мы считаем, что произведения детского литературного творчества способны обогатить детей впечатлениями, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость. Мы читаем детям произведения  таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого ,  а также классиков  марийской литературы С. Чавайна, В. Колумба, М.Казакова.

Углубленная краеведческая работа по изучению природы ведется в кружке «Незабудка» с детьми старших групп. Мир природы родного края чрезвычайно интересен и разнообразен, поэтому дети с большим интересом посещают кружок.

Не остаются без внимания и родители. В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому родители принимают непосредственное и достаточно активное участие в нашей деятельности,  для них организовываются родительские собрания, выпускается информационная газета для пап и мам «Незабудка» с рекомендациями, опытами, играми по развитию экологически грамотного ребенка. Ежегодно родители активно участвуют в проведении акций «Спаси дерево», «День Плюшкина», «Чистый город», «Пластиковым бутылкам — новую жизнь».

Таким образом, эколого – краеведческая работа в ДОУ ведется систематически, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Местный материал доступен ребенку для освоения, именно на нем он понимает свою связь с окружающим миром, осознает значимость наследия родного края, учится разбираться в проблемах окружающего мира.

Библиографический список

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду/ О.М.Масленникова, А.А.Филипенко,Воронеж,2015,-156 с.
  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно — методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. — Минск: «Асар» — 1995. — 128с.
×
×