СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Автор: Наумова Аня Анатольевна

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

В статье представлены результаты исследования, посвященные проблеме коррекции навыков пересказа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова:навыки формирования пересказа, общее недоразвитие речи.

Постановка проблемы. Дошкольное образовательное учреждение готовит детей к школе, и не только. Именно, в этом возрасте мощным новообразованием является развитие речи. Ребенок сначала учится выговаривать слова, потом строить фразы и предложения, то есть формируется связная речь. Как нам уже известно, умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Чем выше уровень владения языком, тем легче ребенку общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир. Поэтомунеобходимо формировать у дошкольника правильную речь и предупреждать об отклонениях речевого развития.

Из-за того, что постоянно растет число детей с общим недоразвитием речи, проблема формирования у них навыков пересказа занимает важное место в логопедии, а вопрос о методике их развития становится более актуальным.

Актуальность. Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи.

Темп развития речи детей с общим недоразвитием речи замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств, что не дает возможности ребенку полноценно общатьсяи социализироваться. Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения их пересказу приобретают особую актуальность.

Связь между особенностями речевого развития и уровня сформированности пересказа у дошкольников 5-6 лет раскрыта в исследованиях Л.И. Беляковой, В.К Воробьевой., Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. П. Глухова, Г. И. Жаренковой, Н. И. Жинкина, М. Зееман, Л.В. Зиндер, А.А. Леонтьева, Е. В. Новиковой, Ж. Пиаже.

Для углубленного изучения вопросов, связанных с использованием различных методов развития навыков пересказа мы поставили вопрос: какие педагогические условия формирования навыков пересказа у детей 5-6 лет с ОНР?

Цель статьи – выявить и обосновать педагогические условия формирования навыков пересказа у детей 6-7 лет с ОНР.

Изложение основного материала.Наши предположения сходятся на том, что процесс формирования навыков пересказа у детей 6-7  лет с ОНР будет эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:

1)    использование опорных схем

2)    организация совместной деятельности детей и взрослых

3)    создание специальной коррекционно развивающей предметной среды

4)    учет индивидуальных способностей в силу дефекта

     В ходе организации и проведения экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:

-определение уровня формирования навыков пересказа у детей 6-7 лет с ОНР.

-изучение особенностей формирования  навыков пересказа у детей 6-7 лет с ОНР.

   Исходя из задач,  были подобраны  методики для обследования связной речи, предложенные В. П. Глуховым[1] и Т.Б. Филичевой[4].Нами былообследовано связная речь, а в частностивозможность ребенка с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

     Результатам обследования навыков пересказа дошкольников 6-7 лет с ОНР по методике В. П. Глухова [1], так же и Т. Б. Филичевой [4]показал, что большинство испытуемых находились на среднем и низком уровнях развития навыков пересказ.Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить содержание и направления коррекционной работы по формированию навыков пересказа у детей экспериментальной группы. Нами была разработана программа формирования навыков пересказа для детей с ОНР на основе работ Л. В. Лебедевой [2], Г. Е. Сычёвой[3],  которая распределилась на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

  На подготовительном этапе ведется формирование целенаправленного восприятия текста, активизация и обогащение словаря, закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний у дошкольников с ОНР по определенному алгоритму на основе серии усложняющихся рассказов.

 Целью основного этапа является формирование навыка планирования связного развернутого высказывания, воспитание внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи, так же даем некоторые художественные приемы и средства, имеющиеся в литературном языке, развиваем диалогическую речь – самостоятельные ответы. Для этого используем 10 рассказов разного уровня сложностипо алгоритму подготовительного этапа, так же используем конспекты Л. В. Лебедевой по пересказу рассказов: «Пингвиний пляж», «Пчелки на разведках», «Как медведь сам себя напугал», «Поющий букет».        

На Заключительном этапе мы проводим:

Формирование связной монологической речи с использова­нием мнемосхем.

Формирование грамматических обобщений и усвоение нор­мативного использования средств языка.Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.Активизация и обогащение словарного запаса. Для проведения работы на третьем этапе по алгоритму подготовительного и основного этапа давались 6 текстов для пересказа, так же были подобраны конспекты по рассказам, как «Лесной голосок», «Белки», «Осень под водой», «Пушок», «Барашек». В конце пересказа задавались вопросы к каждому тексту.

По нашим предположениям, использование данной программы повысит уровень формирования навыков пересказа у детей 6-7 лет с ОНР экспериментальной группы. И с целью выявления результативности проведенных мероприятий был проведен контрольный срез знаний.

Выводы:Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по данным методикам показывает, что у детей произошла динамика: увеличилось количество детей со средним уровнем, за счет уменьшения количества детей с низким уровнем. Качественный анализ показал, что после проведения коррекционной работысодержание текстов было переданы правильно с помощью наводящих вопросов. Предложения и слова достаточно грамматически правильно оформленные. Сюжет шел последовательно, однако наблюдались запинки и остановки при подборе слов и описания дальнейших действий в тексте, но они были реже, чем на констатирующем этапе эксперимента. Занятия, которые мы проводили в ходе нашего исследования помогли нам значительно повысить уровень сформированности навыков пересказа у детей 6-7 лет с ОНР. Можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы – решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Перспектива исследования. Выполненная работа не исчерпывает многоаспектную проблему развития связной речи у старших дошкольников с нарушениями речи. Разработанные нами подходы могут служить основанием для дальнейших исследований по проблеме формирования навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

 

×
×