Умножение 9 и на 9 и соответствующие случаи деления на 9.

Автор: Диваева Любовь Тахировна

Тема:  Умножение 9 и на 9 и соответствующие случаи  деления на 9.

Цель: закреплять таблицу умножения 9 и на 9, соответствующие  случаи деления;

            закреплять умение решать задачи и вычислительные навыки;

различными  способами вычислять соответствующие случаи частного;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

 

Раздаточный материал:  геометрические фигуры  на всех детей (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), карточки с индивидуальными заданиями, смайлики.

 

Ход урока:

1.     Орг. момент.

Учитель: Начинаем наш урок

Надеюсь, он пойдет вам впрок.

Постарайтесь все понять

Ответы полные давать.

2.     Запись числа.

  Характеристика числа.

3.     Математическая разминка.

1.     Сколько ушей у 5 малышей?

2.     На березе 5 веток. На каждой ветке по 8 яблок. Сколько всего яблок на березе?

3.     Я еду к бабушке 1 час и 20 минут. А обратно еду всего  80 минут. Чем можно объяснить такую разницу?

4.     Классная доска имеет 4 угла. Если отпилить правый нижний угол, сколько станет углов?

5.     ( Учитель берет  в руки резиновый мяч)

Ребята, проследите за мячом.  Я передала его Идару, он – Алихану, он – Фатиме, а Фатиме обратно мне.  Какую линию вам напомнил путь мяча.  Почему?  (Замкнутую, потому, что мяч вернулся в исходную точку.

 

Прошу вас ещё раз отследить путь мяча. Я передаю его Салиму, Салим  Даяне, она — Дамиру. Мяч остался в руках Дамира. Какую линию вам напомнил путь мяча и почему?

(Разомкнутую, потому что мяч не вернулся в исходную точку).

 

4.     Математический диктант.

Я буду диктовать числа, вы записываете только те, которые делятся на 8 без остатка.  9, 18, 19, 25, 32, 40, 45, 56, 80, 90.

Я диктую числа, вы записываете только те, которые не являются результатом умножения, т.е. те, которые мы не встретим в таблице умножения.

6, 17, 18, 20, 22, 30, 25, 41.            

      

5.     Работа с раздаточным материалом – геометрическими фигурами.

Я называю свойства фигур, вы поднимаете карточку с этой фигурой.

1.     У него все стороны равны. (квадрат)

2.     Он имеет три  острых угла (треугольник)

3.     Она состоит из нескольких отрезков. (ломаная)

4.     Не имеет ни начала, ни конца  прямая)

5.     У них общие свойства.  (квадрат и прямоугольник).

Назовите их общие свойства: 4 угла,4 стороны.

6.     Как можно назвать все эти фигуры одним словом ? Геометрические.

 

7.     Опрос домашнего задания.

Творческие задания:

Сообщения «Интересные факты об истории таблицы умножения».

Презентация «История таблицы умножения»

Презентация «Современные игры для закрепления таблицы умножения»

Стишки-потешки о табличных примерах.

Собираем книжку-малышку «Веселая таблица умножения» из стихотворений учеников 3 «А» и рисунков к ним.

Выборочный опрос таблицы умножения на 8.

 

7. Музыкальна физминутка  «Если весело тебе, то делай так».

(Дети повторяют и слова, и движения за персонажами на интерактивной доске)

8.     Новая тема.

Мы с восьмеркою в расчете,

Цифра 9 на подходе!

 На доске учитель записал таблицу умножения на 9 без ответов.

9*1=

9*2=

9*3=

9*4=

9*5=

9*6=

9*7=

9*8=

9*9=

Ребята, несмотря на то, что это новая тема, вы уже давно встречались с примерами умножения на 9.  И сейчас, чтобы вспомнить это мы воспользуемся одним свойством. Вот, к примеру, 9*2  можно записать по другому, поменяв числа местами 2*9. Вспомним, как называется это свойство, когда числа меняются местами?

Переместительное. Верно. 

Вспомнили сколько будет 2*9? Значит, и 9*2 будет  18.

И таким образом,  воспользовавшись переместительным свойством, решают все примеры до 9*9.

Чтобы решить этот пример, необходимо вернуться к примеру 9*8 = 72 и прибавить к 72 ещё одну – девятую 9. Ответ 81. Значит, 9*9=81.

 

9.           Использование интерактивной доски.

Давайте, закрепим наши знания и прочитаем примеры умножения на 9  из учебник. Правда, вместо цифр, нам даются точки .

  А сейчас, к нам на помощь придут наши любимый сказочные герои – фиксики. 

На интерактивной доске демонстрируется мультфильм о таблице умножения на 9 из сериала «Фиксики».

Ну, что, запомнили все. С такими друзьями вы не пропадете и теперь с легкостью решите все задания из учебника. Начнем.

10.             Работа по учебнику. «Математика» Моро, 1часть, стр. 64-65.

№1 устно.  (В это время у доски 3 ученика решают уравнения)

№2 письменно.

№4 письменно.

№6 письменно.

Итоги.

Вопросы по содержанию урока.

 

Рефлексия. У вас на столах три смайлика с разным выражением лица: веселый, задумчивый и грустный. Поднимите тот, выражение лица и настроение которого соответствуют вашему. Если урок вам понравился и все было понятно, то зеленый смайлик, если не все было понятно и интересно, поднимите желтый, а если вам совсем было скучно и неинтересно – красный.

Кто хочет докончить фразу,  у меня сейчас хорошее настроение потому, что на уроке ….

Кто продолжит предложение, мне сегодня  на уроке было …         , потому что….

И ещё одно предложение, я хотел бы чтобы у нас на уроках……

 

 

×
×