Развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка в системе ФГОС

Автор: Воронцова Ольга Николаевна

Развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка  в системе ФГОС

Воронцова Ольга Николаевна

МБОУ Школа № 168
г.о. Самара

 

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. В проекте Программы воспитания обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга акцентировано внимание на том,   что «…культура петербуржца складывается из самых различных проявлений: культуры устной публичной речи, культуры бытовых коммуникаций, культуры общения между всеми участниками образовательного процесса; культуры поведения в городе и обществе, медиакультуры…» Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний, владеющих коммуникативными способностями.

Перед учителем встаёт вопрос — как воспитать, заложить в своих учениках основы творческой личности, способной решать проблемы, находить решения в нестандартных ситуациях?

Поиск путей решения данной проблемы привёл к необходимости создания системы преподавания, ориентированной на развитие коммуникативных способностей. Это возможно, если в системе применять новые педагогические технологии: личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное обучение, технологию эффективной речевой деятельности, использовать разнообразные приёмы развития коммуникативных способностей личности обучающихся.

Современный урок — это прежде всего диалог. Диалог учителя и ученика.

Если раньше учитель-словесник пытался достичь двух наиболее важных целей: дать знания о языке как науке и научить грамотно писать и говорить, то сейчас этих умений явно недостаточно. Перед учителем на современном этапе поставлена более сложная задача — обучить ребёнка владению языком как средством общения и познания мира.

Современный урок обязательно должен иметь коммуникативную направленность, должен реализовать потребность обучающегося в навыках речевого поведения, то есть взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Учитель и ученик — субъекты одного процесса, поэтому их отношения необходимо строить на правах партнёрства. Задача учителя — направлять и организовывать ученический поиск, создавать условия для расширения и углубления объёма знаний и умений. Я убеждена, что эффективность урока определяется уровнем самостоятельного поиска: когда интеллектуальная энергия обучающихся находит выход в удовлетворении собственной познавательной активности, тогда никого не надо уговаривать или заставлять учиться.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом ( владение нормами русского литературного языка), лингвистическом ( знание языка), коммуникативном ( владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности обучающихся в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

В своей работе я опираюсь на УМК под редакцией С.И.Львова и В.В.Львовой, где  самое серьёзное внимание уделяется развитию коммуникативных способностей обучающихся. Речевой аспект обозначен как с помощью сквозных направлений, так и применительно к отдельным разделам или темам. Большое внимание уделяется в УМК стилистике. Овладевая навыками адекватного восприятия текстов разных стилей, обучающиеся вооружаются необходимыми приёмами осмысления содержания высказывания, громкого, осознанного чтения, развёрнутого, сжатого или выборочного пересказа, точного употребления слов, в частности терминов.

Развитие коммуникативных способностей можно существенно усилить на уроках русского языка, если учесть различия в их природных задатках и способностях. Каждый ребёнок уникален, один схватывает на лету, другому нужно достаточно много времени, третий воспринимает с трудом.

Ø На уроках русского языка я применяю разные приёмы и методы, помогающие обучающимся учиться правильно выражать свои мысли. Вместе с ребятами мы разработали требования к устному ответу. Этот приём используется на этапе закрепления материала, где ребёнок учится говорить правильно, кратко, выразительно.

Ø Использование тестов позволяет выявлять качества детей, которые необходимо учитывать для эффективного обучения каждого ребёнка в отдельности и класса в целом.

На основе полученных результатов создаётся портрет класса. При подготовке к уроку и при его проведении обязательно учитываются особенности учащихся, продумываются различные варианты индивидуальной, групповой, фронтальной работы на уроке.

Ø В своей работе я использую такие методы  как диспут и дисскусия. Данные методы развивают логическое мышление, формируют умение задавать вопросы, отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке, обучают уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения. В различных исследованиях установлено, что мышление в споре интенсивно развивается.

Ø На уроках русского языка я уделяю большое внимание творческой лингвистическойдеятельности обучающихся: создание нетрадиционных работ, выполнение творческих заданий; самостоятельный выбор форм при выполнении заданий; проявление инициативы при самостоятельном решении лингвистических задач.

На уроках развития речи, обучая детей правильному написанию сочинения, я использую приём свободной фантазии. Работа проводится как в группах, так и индивидуально. Обучающиеся, получив тему к сочинению, на отдельных небольших листках (это могут быть стикеры)  записывают по одному предложению по теме. Если работа в группе, то каждый из участников группы может записать на листках не более трёх предложений. Листки раскладываются на середине общего стола. Далее их можно распределить по подтемам. Идёт работа над композицией сочинения. Обучающиеся, выбранные в группе редакторами, заканчивают работу с полученным текстом. Текст полученного сочинения в тетрадь записывают все участники группы.

Ø Роль общения в жизни велика, поэтому очень важно научить обучающихся правильно вести диалог. Чтобы научиться вести диалог, чтобы он был успешным, приносил удовлетворение общающимся сторонам, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности. На своих уроках я как можно чаще использую коллективную, парную и групповую формы обучения, то есть такие формы ,при которых создаются условия диалога, условия коммуникации.

На своих уроках я использую проблемные ситуации разной природы. Подбираются такие задачи и вопросы, которые заинтересуют обучающихся и вызовут напряжённую мыслительную деятельность. Для создания проблемной ситуации используются жизненные явления, факты, их анализ с целью теоретического объяснения; задачи межпредметного характера; исторический или занимательный материал; организуется практическая работа исследовательского характера, в ходе которой обучающиеся приходят к выводам; исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

 

Ø Письмо по памяти — один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту предлагаются задания по развитию речи: определить тип и стиль текста, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

Ø В практику обучения и развития коммуникативных способностей  обучающихся прочно вошёл комплексный анализ текста, который я систематически использую на уроках русского языка.

Отправной точкой в моей работе в этом направлении стало выделение в тексте ключевых предложений, то есть предложений, на основе которых создаётся целостность, последовательность, связность текстов разных типов и стилей. Преимущество выделения ключевых предложений текста перед привычными пунктами плана-тезисами, в том ,что эти предложения не только выражают мысли, которые должны быть раскрыты в тексте, но и демонстрируют форму выражения, грамматическую структуру. Далее текст рассматривается с точки зрения всех разделов о языке (фонетика, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация). Такая форма работы помогает не только разбирать заданные тексты, но и правильно конструировать свои (сочинения, изложения). Ведущей целью данной работы можно назвать умение продумывать тему и основную мысль не только в письменной форме, но и в устном высказывании, отбор необходимого материала и систематизация его, использование соответствующих замыслу типа и стиля речи, наиболее подходящих языковых средств.

Текст всегда связан с актом коммуникации, общения. Следовательно, речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст, таким образом, выполняет только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

 

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. На своих уроках я ориентируюсь на новые стандарты и осуществляю системно-деятельностный подход к обучению.

×
×