Духовно-нравственное воспитание как условие для формирования высших нравственных ценностей младшего школьника

Автор: ЯЯнина Любовь Георгиевнаа

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Духовно-нравственное воспитание как  условие для формирования

 высших нравственных ценностей младшего школьника

 

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества.

В современных условиях широко рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов. Духовно-нравственное воспитание – одно из основных направлений организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений.

Духовно-нравственное воспитание — структурированная педагогическая технология, которая имеет возможность целенаправленно и последовательно влиять на формирование личностных, моральных качеств учащихся и направлять их способности на духовную и творческую активность, которая, позитивно влияет на самоусовершенствование, самотворчество, самоактуализацию обучающихся, независимо от их возрастных особенностей. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. В этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Духовность, нравственность базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Как сформировать базовые ценности у российских школьников, включающих такие, как патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направить на развитие и воспитание компетентного гражданина России. Как сформировать базовые человеческие качества в младшем школьном возрасте?

Цель гимназии, как образовательного учреждения, присвоение каждым гимназистом системы ценностей, включающих общечеловеческие и национальные. Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в гимназии создана  обогащенная духовно-нравственная образовательная среда.

Пробуждать у школьников внутренние чувства патриотизма позволяет День России. Каждый понедельник на первом уроке в классе звучит государственный гимн Российской Федерации — один из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом.

Формирование у учащихся комплексного мировоззрения осуществляется через детское социально-ориентированное объединение «Капельки солнца». В течение четырех лет все учащиеся начальной школы – участники ДСОО «Капельки солнца». Каждый класс – солнечный экипаж, который имеет название, девиз, форму, свои традиции. Солнечные экипажи живут под девизом «Мы, как капельки солнца, несем свет, тепло и радость в наш светлый дом»  и путешествуют по 7 направлениям, включающим программы: «Я — гражданин», «Нравственность», «Интеллект», «Творчество», «Здоровье», «Экогармония», «Семья». В основу функционирования ДСОО «Капельки солнца» заложена идея воспитания активной, социально-адаптированной личности посредством включения в конкретную социально значимую и коллективно-творческую деятельность: портретная галерея «Герои Великой Отечественной войны», исторический турнир «Путешествие в прошлое», живой журнал «Ангарские рассветы».

Сильнейший источник духовности и нравственности – это русская литература. К этому нравственному началу мы, педагоги, всегда обращаемся за помощью. Идеи нравственности отражают проведенные литературно-музыкальные гостиные: «Уронили мишку на пол» (по творчеству А.Л. Барто),  «Чукоша» (по творчеству К. И. Чуковского), «Кто стучится в  дверь ко мне?» (по творчеству С.Я. Маршака), «Кошкин дом» (по творчеству С.Я. Маршака); поэтические часы при свечах  по временам года: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит», «Уж тает снег, бегут ручьи…», «Лето красное, росы студеные…»

Для повышения общей культуры учащихся в гимназии реализуется проект «Мобильная суббота» — инновационный механизм создания образовательного пространства, представляющий собой единство субъектов образовательного пространства, направленный на новое качество образования. В основе проекта «Мобильная суббота» лежит модульный подход с выделением в нем трех образовательных междисциплинарных модулей, которые формируют у обучающихся ценностные ориентиры, определяют их личностное развитие: «Маленькая дверь в большой мир» (познание окружающего мира),  «Прекрасное и удивительное в природе» (изучение тайн и загадок  природы), «Прекрасное и удивительное в человеке» (знакомство с известными и выдающимися людьми, их достижениями, открытиями, поступками). Технологическими картами  являются Маршрутные листы, темы которых отражают идеи духовно-нравственного воспитания: «Национальные символы России», «Моя малая Родина. Усть-Илимск вчера, сегодня, завтра», «Ангара – сибирская таежная река» «Байкал – жемчужина Сибири», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Подвигу народа жить в веках», «Я в гости к Пушкину спешу», «Сергей Есенин – великий русский поэт», «Юрий Гагарин – первый человек в космосе». Неотъемлемым компонентом общей культуры личности гимназистов при реализации проекта «Мобильная суббота» являются ресурсные центры города Усть-Илимска: детская библиотека «Родничок», картинная галерея, краеведческий музей, ДК им. И.И. Наймушина, школа искусств №1, конно-спортивная школа «ОлимБиКо», конный клуб «Мустанг», приют для бездомных животных «Хатико». Работа в ресурсных центрах города гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию и  содействует формированию у детей позитивных жизненных ориентиров. Проект «Мобильная суббота» получил признание – отмечен дипломом победителя Всероссийского проекта «Школа – лаборатория инноваций».

С целью формирования у гимназистов мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений  учащиеся 4-х классов изучают учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий два модуля: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

Духовно-нравственные ценности рассматриваются на тематических занятиях «Русские полководцы», «Русский национальный костюм», «Памятники культуры»,  «Древнее оружие», «Моя семья», «Рождество», «Зарождение жизни» через реализацию комплексной программы клуба юных исследователей «Мир моих интересов» для обучающихся 1-4 классов в рамках Федеральной экспертной площадки сетевой программы «Мир моих интересов» по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (решение Ученого совета ФГБНУ «Институт развития образовательных систем РАО» протокол  №112 от 07.05.2015 г.; приказ  №09 от 19.05.2015 г. НОУ «Открытый молодежный университет»).

Одним из эффективных средств формирования духовной культуры является реализация программ  внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов: «Кругосветное путешествие» (научное общество),  «Я — гражданин России» (патриотический клуб), «Мой город» (научное общество), «Буду настоящим читателем» (дискуссионный клуб), «Все цвета, кроме черного» (игра-тренинг).

Духовно-нравственный аспект прослеживается через выставки «Семейные реликвии», проведенные под девизом «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним». Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми: военная полевая сумка (1943 год, 76 лет), платочек (1939 год, 80 лет), ридикюль (ручная женская сумочка, 1956 год, 63 года), альбом стереоскопических чертежей (1939 год, 80 лет), иконы, библия, награды. Это лицо семьи или целого рода. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Формировать духовно-нравственные ценности позволяет Всероссийский интеллектуально-личностный марафон, который проводится на базе гимназии 13 раз для учащихся 3-6 классов города Усть-Илимска и гимназии № 1 имени А.А. Иноземцева г. Братска. Темы марафона формируют уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и страны:  «Олимпийское движение», «Университеты бывают разные», «Недетские вопросы в детской литературе», «Космос в науке, литературе и искусстве», «Географические открытия русских путешественников».

Активная жизненная позиция формируется через проведение городского фестиваля «Радуга детства». В течение 13 лет фестиваль проходит на базе гимназии для выпускников начальной школы города Усть-Илимска и гимназии г. Братска. Фестиваль «Радуга детства» проводится  для поддержки одаренных детей и проходит под девизом «Одаренные дети – «золотой» фонд России». Темы фестиваля отражают позитивные жизненные ориентиры: «Прекрасный мир – открытое окно», посвященный году российского кино, «Как прекрасен этот мир», посвященный году экологии в России.  

Уважительное отношение к традициям, к культуре и языку других народов России осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности через общение со сверстниками, которые проживают рядом: армяне, чеченцы, корейцы. Являясь одноклассниками, дети изучают их традиции и обычаи.

Почитание старших, субординация и взаимоотношения в семье, широта соседской и родственной взаимопомощи, гостеприимство – основа повседневного бытия армян. Приходя к армянам в дом, необходимо отведать кушанья и выпить коньяка или вина. Отказ присесть к столу будет расценен как серьезная обида. Гостеприимство в армянском доме – ярко-выраженная черта нации. Гость всегда желанный, с ним поделятся последним и не отпустят, не накормив и не напоив, ему застилают кровать в самой красивой комнате и заботятся о нем, как о родном. 

Тема гостеприимства проходит красной линией во всем чеченском народе. Обычай, связанный с гостем: если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость. Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично. Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям. Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой. При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват. Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине. Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться. Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

 Корейцы придают большое значение приветствиям и словам благодарности. Они всегда произносятся с легким поклоном. Глубина поклона зависит от относительного положения говорящих. Корейцы не любят чрезмерного проявления эмоций и обычно ограничивают прямые физические контакты вежливым рукопожатием. Однако по мере того, как ваши отношения становятся более тесными, возможны проявления большей фамильярности.

Процесс формирования нравственных ценностей длится всю жизнь, невозможно сделать детей нравственными за 2-3 мероприятия. Организация системной работы в гимназии помогает формировать у учащихся понимание значимости доброты, патриотизма, нравственности. Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России является ключевым фактором в деятельности гимназии. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания гимназистов.

Таким образом, воспитание человека, воспитание гимназиста, формирование свойств духовного развития личности, любви к своей стране осуществляется через обогащенную духовно-нравственную среду, насыщенную конкретными видами деятельности и направленную на формирование высших нравственных ценностей,  качеств патриота и защитника Родины.

 

×
×