Программа по дисциплине «Рисунок»

Автор: Смирнова Екатерина Владимировна

«Рисунок»

Рабочая программаучебной дисциплины– является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее — ППССЗ)в соответствии с ФГОС по специальностиСПО 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)(углубленнойподготовки).

   Рабочая программа учебной дисциплиныможет быть использованав дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

При реализации ППССЗ по специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям) в области культуры и искусства дополнительная работа над завершением программного задания (не более 6 академических часов в неделю) по дисциплинам «Рисунок», «Живопись» является особым видом самостоятельной работы обучающихся, проводится под руководством преподавателя, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя.

Уровень образования: основное общее.

 

2. результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения программы учебной дисциплиныявляется подготовка студентов к освоениюпрофессиональных модулей ППССЗ по специальности 54.02.01 «Дизайн»(по отраслям)и овладениюпрофессиональными и общими компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.2

Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях её восприятия.

ПК 1.3

Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.

ПК 1.7

Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность  и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивая риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

С целью овладения указанным видом деятельностии соответствующими профессиональными и общими компетенциями,обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен иметь умения и знания:

Результаты

(освоенные ПК и ОК)

Код и наименование умений

Код и наименование знаний

ПК 1.1

ОК 1, ОК 2, ОК 8, ОК 9

У 1. Уметьизображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка;

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

У2.Уметьиспользовать основные изобразительные техники и материалы

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

У3. Уметьприменять знания перспективы, пластической анатомии

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

ПК 1.2.

ОК 1, ОК 2, ОК 8, ОК 9.

У 1. Уметьизображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка;

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

У3. Уметьприменять знания перспективы, пластической анатомии

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

ПК 1.3.

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9

У 1. Уметьизображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка;

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

ПК 1.7.

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9

У 1. Уметьизображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка;

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

У 1. Уметьизображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка;

З1.Знатьспецифику выразительных средств различных видов изобразительного искусства


3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

 

3.1. Тематический план учебной дисциплины«Рисунок»

Коды профессиональныхкомпетенций

Наименования учебной дисциплины

 Всего часов

Макс. учебная нагрузка

в т. ч. вариативных часов

Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельнаяработа

обучающегося

Учебная,

часов

Произв.

(по профилю специальности),

часов

 

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

УД Рисунок

931

931

 

532

532

 

399

 

 

 

 

Всего:

931

931

 

532

532

 

399

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине«Рисунок»

Наименованиеразделов и тем

Содержание учебного материала

Лабораторные, практические и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Обязательная учебная нагрузка (час)

Умения, знания

Информационно-техническое обеспечение

Формы и виды контроля

Теоретические

Лабораторно-практические

Самостоятельная работа

У

З

Информационные источники

Средства обучения

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Iсеместр

 

68

51

 

 

 

 

 

Раздел 1. Введение в рисунок.

 

12

 

 

 

 

 

Тема 1.1.

 Введение в рисунок. Форма, объём, конструкция.

Материально-технические средства рисунка. Форма предмета, как геометрическая сущность. Связь формы и объёма. Анализ форм предметов. Понятие точек, линий и объёмных форм.

Работа 1. Зарисовки простейших предметов.

Работа 2. Проведение анализа формы предметов.

Работа 3. Разбор на конструктивное строение.

 

2

У 2

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 1.2.  Технология рисунка. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства.

Знакомство с техникой рисунка. Виды рисунка. Основные методы рисования. Особенности работы карандашом и другими графическими материалами. От точки к штриху. Теория и практика светотени. Светотеневая моделировка различных форм. Тональная градация. Способы создания иллюзии объема, расстояния и глубины.

Работа 4. Светотеневая моделировка различных форм.

 

2

У 2

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 1.3. Пропорции и их значение в рисовании.

Соизмерение тел и их частей друг другу по принципу пропорциональных отношений. Пропорции геометрических тел.

Работа 5. Упражнения соизмерение тел и их частей.

 

2

У 2

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 1.4. Композиция в рисунке.

Масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объём, конструкция,  пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, главное и второстепенное, единство и целостность, выразительность и гармония. Определение целей и задач (смыслового содержания постановки).

Работа 6. Композиционные упражнения.

 

2

У 2

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 1.5.

Виды штриховки

Моделирование формы предмета с помощью штриха. Подбор качества бумаги, карандашей, Различные виды штриха.

Работа 7. Упражнения на различные способы работы штрихом.

 

2

У 2

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3.

Просмотр выполненных работ

Тема 1.6.

Законы света и теней. Выполнение различных тоновых растяжек.

Закономерности светотени. Понятие тона. Сила источника света. Свет, полусвет,  собственная тень, падающая тень, тень, полутень, полутон, блик, рефлекс.

Работа 8. Выполнение тональной растяжки.

 

2

У 2

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3.

Просмотр выполненных работ

Раздел 2. Основы построения и рисования гипсовых геометрических тел и архитектурных деталей в академическом рисунке. 

54

51

 

 

 

 

 

 

Тема 2.5.  Рисунок куба.

 

Правильная компоновка и построение куба. Поиск композиции. Определение перспективы основных форм и пропорций. Уточнение перспективы основных форм. Определение легкой штриховкой светотеневых характеристик форм. Завершение детальной светотеневой моделировки куба.

Работа 9. Рисунок куба

 

10

 

 

 

 

 

 

Тема 2.6. 

Рисунок группы геометрических тел.

Правильная компоновка и построение натюрморта. Поиск композиции. Определение перспективы основных форм и пропорций. Уточнение перспективы основных форм. Определение легкой штриховкой светотеневых характеристик форм. Завершение детальной светотеневой моделировки всех объектов.

Работа 10. Наброски книг, коробок.

 

 

2

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.10., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 11. Наброски мебели.

 

 

2

Работа 12. Наброски фруктов шарообразных.

 

 

2

Работа 13. Рисунок группы геометрических тел.

 

16

14

Тема 2.7.

Рисунок полукапители.

Закрепление навыков компоновки и соблюдения методической последовательности ведения работы.  Построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям. Светотеневая моделировка формы. Грамотность построения, академическая строгость и завершенность исполнения, цельность изображения, согласованность и единство деталей и целого.

Работа 14. Рисунок полукапители.

 

16

15

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.12., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 2.8. Рисунок гипсового орнамента

Закрепление навыков компоновки и соблюдения методической последовательности ведения работы.  Построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям. Светотеневая моделировка формы. Грамотность построения, академическая строгость и завершенность исполнения, цельность изображения, согласованность и единство деталей и целого.

Работа 15. Рисунок гипсового орнамента

 

12

12

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.12., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 2.9. Просмотр работ за I семестр

 

 

 

2

 

У 1

У 2

У 3

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1.

Просмотр выполненных работ

II семестр

 

76

57

 

 

 

 

 

Раздел 3. Рисование объемных предметов сложной формы

 

52

39

 

 

 

 

 

Тема 3.1.

Рисунок драпировки.

Изображение сложного ограниченного объема. Зависимость формы складок от характера ткани. Правильная компоновка и построение складок драпировки. Поиск композиции. Определение формы, высоты и глубины складок. Объёмность, конструкция складок. Разбиение больших масс. Выявление объёма за счёт толщины линии. Определение штриховкой светотеневых характеристик формы складок. Завершение детальной светотеневой моделировки всех складок.

Работа 16. Зарисовка складок драпировки мягкими материалами

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1., 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 17. Рисунок драпировки.

 

14

6

Тема 3.2. Несложный натюрморт из предметов быта.

Предварительный анализ постановки. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Передача характера формы предметов и их пропорций. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости. Выявление объема предметов средствами светотени. Выявление объемности складок драпировки и её конструкции. Детальная прорисовка формы предметов.

Работа 18. Наброски предметов быта

 

 

5

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7.,  1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 19. Несложный натюрморт из предметов быта.

 

16

8

Тема 3.3.

Рисунок  тематического натюрморта мягкими материалами.

Различные виды мягких материалов. Знакомство с техникой рисунка мягкими материалами. Предварительный анализ постановки. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Передача характера формы предметов и их пропорций. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости. Выявление объема предметов средствами светотени. Выявление объемности складок драпировки и её конструкции. Передача фактуры (дерево, камень, ткань, металл и т.д.). Детальная прорисовка формы предметов.

Работа 21. Наброски, зарисовки предметов быта мягкими материалами

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 22. Рисунок  тематического натюрморта мягкими материалами.

 

22

12

Раздел 4. Изображение пространства.

 

24

18

 

 

 

 

 

Тема 4.1.

Рисунок интерьера.

Воздушная перспектива и ее законы. Влияние воздушной перспективы на светотень. Этапы перспективного построения пространства. Предварительный анализ интерьера. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Передача характера формы предметов в интерьере и их пропорций. Конструктивный анализ формы предметов в интерьере и перспективное построение изображения на плоскости. Выявление объема предметов интерьера средствами светотени. Передача фактуры (дерево, камень, ткань, металл и т.д.). Детальная прорисовка формы предметов интерьера.

Работа 23. Зарисовка натюрморта в интерьере в различных графических техниках (карандаш, уголь, соус, сангина, сепия).

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3.

Просмотр выполненных работ

Работа 24. Рисунок  интерьера.

 

24

14

III IVсеместр

 

64/88

48/66

 

 

 

 

 

Раздел 5. Изображение головы человека.

 

152

114

 

 

 

 

 

Тема 5.1.

Рисунок  черепа.

Анатомическое строение черепа человека. Пропорционирование головы, деталей лица. Поиск композиционного решения размещения черепа в формате листа. Набросок яйцевидной формы черепа без уточнения деталей рисунка. Деление черепа условно на три части (основные пропорции). Членение черепа на плоскости и равно-долевые части. Конкретизация конструктивных особенностей черепа. Проработка объема черепа. Детальная проработка объема черепа. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 25. Рисунок  черепа.

 

12

10

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.13., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 5.2.

Рисунок  анатомической  головы  Гудона.

Поиск композиционного решения размещения головы Гудона в формате листа. Конструктивное построение головы Гудона. Нахождение правильных пропорций. Понятие характера динамики движения в зависимости от функций и взаимодействия отдельных мышц. Объемная моделировка анатомических формДетальная проработка объема головы Гудона. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 26. Наброски головы человека.

 

 

2

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.11., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 27. Рисунок  анатомической  головы  Гудона

 

16

10

Тема 5.3. Рисование деталей головы: рисование глаза.

Рисование с натуры гипсового слепка глаза Давида. Определение линии горизонта. Уточнение общего размера гипсового слепка по вертикали и горизонтали. Положение модели в пространстве. Линейно-конструктивные построения. Уточнение пропорций.  Определение размера и посадки формы глазного яблока. Форма разреза глаз. Построение верхнего и нижнего века, слезника. Тональная моделировка глаза. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 28. Рисунок глаза.

 

6

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.11., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 5.4.

Рисование деталей головы: рисование носа.

Рисование с натуры гипсового слепка носа  Давида. Анализ формы носа. Четыре основных поверхности носа: передняя, две боковые и нижняя. Определение основных пропорциональных величин.  Характерные конструктивные точки построения носа: на уровне переносицы и кончике носа, внутренние края слезников и уголки краёв крыльев носа. Характерные особенности формы носа. Тональная проработка. Детальная моделировка формы носа. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 29. Рисунок носа.

 

6

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.11., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 5.5. Рисование деталей головы: рисование губ.

Рисование с натуры гипсового слепка губ  Давида. Анализ формы губ. Компоновка в листе. Средняя профильная линия губ. Тесная связь губ с окружающими плоскостями. Линейно-конструктивные построения. Уточнение пропорций.  Тональная моделировка губ. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 30. Рисунок губ.

 

6

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.11., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 5.6.

Рисование деталей головы: рисование уха.

Рисование с натуры гипсового слепка уха  Давида. Анализ формы уха. Изображение общей формы. Конструктивная схема строения ушей. Конструктивные опорные точки: выступы и углубления. Определение осевой линии. Толщинка и характер завитка. Линейно-конструктивные построения. Уточнение пропорций.  Тональная моделировка уха. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 31. Рисунок уха.

 

6

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.11., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 5.7.

Рисунок гипсовой головы  человека.

Поиск композиционного решения размещения гипсовой головы в формате листа. Конструктивное построение головы. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей головы. Проработка объема головы. Детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 32.  Наброски головы человека.

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.11., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 33. Рисунок гипсовой головы  человека.

 

24

12

Тема 5.8.

Рисунок головы  человека в трёх поворотах.

Поиск композиционного решения размещения изображения в формате листа. Конструктивное построение головы. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей головы. Проработка объема головы. Детализация объёма. Уточнение индивидуальных особенностей лица модели. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 32.  Наброски головы человека

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа  34. Рисунок головы  человека в трёх поворотах

 

30

14

Тема 5.8.

Рисунок  головы человека с плечевым поясом.

Поиск композиционного решения размещения головы в формате листа. Конструктивное построение головы. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей головы. Проработка объема головы. Детализация объёма. Уточнение индивидуальных особенностей лица модели. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа  32.Наброски головы человека

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа  35. Рисунок  головы человека с плечевым поясом.

 

24

14

Тема 5.10. Тематический портерет модели.

Поиск композиционного решения размещения головы в формате листа. Конструктивное построение головы. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей головы. Проработка объема головы. Детализация объёма. Уточнение индивидуальных особенностей лица модели. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа  32. Наброски головы человека

 

 

6

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа  36. Тематический портрет модели

 

22

18

V семестр

 

80

48

 

 

 

 

 

Раздел 6. Изображение полуфигуры человека.

 

110

66

 

 

 

 

 

Тема 6.1.

Рисунок кистирук человека с анатомическим разбором.

Повторение основ пластической анатомии скелета и мышц кисти человека. Поиск композиционного решения размещения руки в формате листа. Конструктивное построение кисти человека. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей руки. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей руки. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа  37. Зарисовки кистей рук человека

 

 

4

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа  38. Рисунок кистирук человека с анатомическим разбором.

 

20

8

Тема 6.2.

Рисунок рук человека с анатомическим разбором.

Повторение основ пластической анатомии скелета и мышц руки человека. Поиск композиционного решения размещения руки в формате листа. Конструктивное построение руки человека. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей руки. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей руки. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа  39. Зарисовки рук человека

 

 

8

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа  40. Рисунок рук человека с анатомическим разбором.

 

24

10

Тема 6.3.

Рисунок полуфигуры человека.

Компоновке полуфигуры в формате листа бумаги. Определение масштаба полуфигуры. Нахождение правильных пропорций. Конструктивное построение полуфигуры. Конкретизация конструктивных особенностей полуфигуры. Проработка и.детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей

полуфигуры модели. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа  41. Наброски полуфигуры человека

 

 

8

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа  42. Рисунок полуфигуры человека.

 

36

10

VIсеместр

 

80

60

 

 

 

 

 

Тема 6.4.

Тематическая постановка полуфигуры человека мягкими материалами.

Компоновке полуфигуры в формате листа бумаги. Определение масштаба полуфигуры. Нахождение правильных пропорций. Конструктивное построение полуфигуры. Конкретизация конструктивных особенностей полуфигуры. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей полуфигуры модели. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 41. Наброски полуфигуры человека

 

 

8

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 43. Тематическая постановка полуфигуры человека мягкими материалами.

 

36

14

Раздел 7. Изображение фигуры человека.

 

126

111

 

 

 

 

 

Тема 7.1.

Рисунок стопы человека с анатомическим разбором.

Повторение основ пластической анатомии скелета и мышц ноги человека.Поиск композиционного решения размещения стопы в формате листа. Конструктивное построение стопы человека. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей стопы. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей стопы. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 44. Наброски стопы человека.

 

 

8

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 45. Рисунок стопы человека с анатомическим разбором.

 

20

10

Тема 7.2.

Рисунок ноги человека с анатомическим разбором.

Повторение основ пластической анатомии скелета и мышц ноги человека.Поиск композиционного решения размещения стопы в формате листа. Конструктивное построение стопы человека. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей стопы. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей стопы. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 46. Наброски ноги человека.

 

 

8

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Работа 47. Рисунок ноги человека с анатомическим разбором.

 

24

12

VIIсеместр

 

48

48

 

 

 

 

 

Тема 7.3.

Копия рисунка обнажённой фигуры.

 

Компоновке фигуры в формате листа бумаги. Определение масштаба фигуры. Определение положения следков по отношению к плоскости пола или подиума и положение их по отношению ко всей массе фигуры. Нахождение правильных пропорций. Конструктивное построение фигуры. Конкретизация конструктивных особенностей фигуры. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей фигуры модели. Приведение рисунка к гармоничному целому. Приёмы графической стилизации.

Работа 50. Копия рисунка обнажённой фигуры.

 

 

24

24

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Тема 7.4. Рисунок стоящей фигуры в опоре на одну ногу.

Компоновке фигуры в формате листа бумаги. Определение масштаба фигуры. Определение положения следков по отношению к плоскости пола или подиума и положение их по отношению ко всей массе фигуры. Нахождение правильных пропорций. Конструктивное построение фигуры. Конкретизация конструктивных особенностей фигуры. Проработка и. детализация объёма. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей.  Уточнение индивидуальных особенностей фигуры модели. Приведение рисунка к гармоничному целому. Приёмы графической стилизации.

Работа 51. Рисунок стоящей фигуры в опоре на одну ногу.

 

24

24

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.14.

Просмотр выполненных работ

VIIIсеместр

 

28

21

 

 

 

 

 

Тема 7.4.

Тематический портрет фигуры в интерьере.

Поиск композиционного решения размещения фигуры в формате листа. Конструктивное построение фигуры. Передача характера формы предметов в интерьере и их пропорций. Нахождение правильных пропорций. Конкретизация конструктивных особенностей фигуры. Проработка объема фигуры. Детализация объёма. Уточнение индивидуальных особенностей лица модели. Уточнения и сопоставления тона отдельных поверхностей. Приведение рисунка к гармоничному целому.

Работа 52. Тематический портретфигуры в интерьере.

 

28

21

У 1

У 2

У 3

 

З 1

1.1., 2.1., 2.2., 2.3.

1.1, 1.2., 1.3., 1.5., 1.7., 1.8., 1.9., 1.14.

Просмотр выполненных работ

Промежуточная аттестация

Экзамен


4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплиныпредполагает наличие учебного кабинета «Живописи, рисунка и цветоведения».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета.

1. Кабинет «Живописи, рисунка и цветоведения»:

1.1.         УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, наглядные пособия)

1.2.         Мольберты

1.3.         Стулья,

1.4.         Рабочее место преподавателя

1.5.         Столы для натюрмортов

1.6.         Парты

1.7.         Драпировки

1.8.         Предметы быта для натюрмортов

1.9.         Муляжи фруктов

1.10.     Гипсовые геометрические тела

1.11.     Гипсовые слепки частей лица и тела человека, фигуры человека

1.12.     Гипсовые слепки архитектурных деталей

1.13.     Скелет человека

1.14.     Софиты

 

4.2. Информационное обеспечение обучения[1]

 

1. Основные источники:

1.1.     Беляева С. Е., Розанов Е. А., Спецрисунок и художественная графика: Учебник. СПО. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 240 с.

2. Дополнительные источники: 

2.1.     В. И. Жабинский, А. В. Винтова,Рисунок: учебник, Серия: Среднее профессиональное образование,  Издательство: Инфра-М, 2009. – 272 с.

2.2.     Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись: Учеб. Пособие; М: Высшая школа, , 2007, — 272 с.

2.3.     Ли Н. Г. Рисунок. Основы Академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 480 с., ил.

2.4.     Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом /. Под ред. Б. С. Угарова; Авт.- сост. Д. А. Сафралиева. — М.: Изобразительное искусство, 1990 (IV). – 160 с, ил.

2.5.     Барчаи Е. Анатомия для художников / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 344 с. (Серия «Классическая библиотека художника»).

2.6.     Норлинг Н. Объёмный рисунок и перспектива. / Пер. М. Авдониной – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 160 с., ил.

2.7.     Браун Д. Учитесь рисовать перспективу / Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 48с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).

2.8.     GottfriedBammes. SehenundVerstehen, VolkandWissen, 1985/ — 261 c. (Наглядное пособие, анатомия для художников).

2.9.     Барчаи Е. Анатомия для художников / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 344 с. (Серия «Классическая библиотека художника»).

3.    Интернет-ресурсы:     

 

3.1.     http://masterclub.at.ua

3.2.     http://www.grafik.org.ru

3.3.     http://hudozhnikam.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению учебной дисциплины«Рисунок». Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине:

        наличие высшего образования, соответствующего профилю учебнойдисциплины «Рисунок»;

        до 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почётные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет;

        опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;

        преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

 

 


[1]После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России. Дается ссылка при использовании ЭБС, электронного УМК на портале колледжа

×
×