Использование потенциала развивающих педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Автор: Кучерова Елена Владимировна

     В современной школе акцент переносится на формирование  свободной личности, способности детей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для конструктивного общения. Это требование времени, которое определило появление новых образовательных стандартов. Школа и каждый педагог пребывают в состоянии непрерывного поиска методов, приёмов, технологий, отвечающих целям современного образования.

     По мнению многих отечественных педагогов происходит замена   «накопительного» образование, на образование «проблемно-постановочное», когда в процессе поиска решения проблем дети учатся критически мыслить. При этом активная мыслительная деятельность неизбежно сопрягается с творческим мышлением.

     Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством призвана превратить ученика из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса.

     Это двуединство лежит в основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая по праву признана одной из передовых технологий в современной методике преподавания.

     ТРКМЧП, разработанная американскими учёными и педагогами, основана на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности, деятельностного подхода к обучению, принципах личностно-ориентированного образования, а также идее эвристического обучения. Она привлекает своей универсальностью (надпредметностью), открытостью к диалогу с другими технологиями, простотой своей базовой модели, которая включает три стадии: вызов, осмысление, рефлексию.

     Немаловажно и то,  что ТРКМЧП адаптирована к разным возрастным категориям и использоваться уже в начальной школе.

     Мой личный педагогический опыт, как и опыт многих педагогов, показывает, что на стадии перехода школьников из начального звена в среднее применение методов, приёмов, форм ТРКМЧП становится как нельзя более  оправданным. Обоснованное использование ТРКМЧП в обучении пятиклассников определяется многими психо-физиологическими особенностями этого возраста, получившего название младшего подросткового возраста.

      Этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, стремлением к противостоянию взрослым. В это время происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Характерна повышенная критичность к себе и окружающим, шаткость самооценки, связанной с оценкой своих учебных способностей, с налаженностью общения со сверстниками, педагогами, родителями. Начинают проявляться такие качества, как упрямство, ранимость, замкнутость, тревожность. Обостряется чувство собственного достоинства. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью тормозит обучение и развитие.     По мнению психологов, ситуация адаптации вызывает у многих  пятиклассников повышенную тревожность, а зачастую и появление страхов.

     Возникают затруднения в усвоении учебного материала. Младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Его умственная активность велика, но способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияет на мотивацию учения. Всё это еще более обостряется началом физиологической перестройки организма.

          Итак, необходимость применения ТРКМЧП обусловливают следующие факторы:

-как способность младших подростков  развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции.

-Ориентация ТРКМЧП на решение актуальных образовательных задач.

-Универсальный характер и открытость технологии.

-Возможность вызвать интерес к чтению, что является  проблемой современного общества.

      Инструментарий ТРКМЧП довольно широк и позволяет педагогу, в силу особенностей технологии, привносить свои новшества. Опишу некоторые освоенные мною приёмы данной технологии, соотнеся их с тремя основными стадиями: вызов, осмысление, рефлексия.

      На стадии вызова необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, заставить ум школьников работать, актуализировать имеющиеся знания, сформировать запрос на получение новой информации. Обращение к личному опыту детей позволяет сформировать личную заинтересованность. Начало урока, безусловно, должно быть ярким, живым, пробуждающим.

      Выбор методов, приёмов, форм будет зависеть от типа урока, его темы. Так, на уроках литературы, посвящённых биографии писателя, поэта, использую такой приём, как составление таблицы «Знаю- Хочу узнать-Узнал». Например, знакомясь с биографией Пушкина, дети работали в парах, вспоминая материал начальной школы по теме, заполняли колонку «Хочу узнать», поместив туда вопросы о семье поэта, о его материальном положении, об истории создания произведений и другие. Два вопроса остались без ответа, и дети продолжили  поисковую работу дома. А беседа, в итоге, получилась оживлённой и интересной.

Привожу пример фрагмента таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал» по теме «А. С. Пушкин. Страницы жизи».       

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.      Годы жизни-1799-1837гг.

2.      Погиб на дуэли с Дантесом.

3.      Его жена Н.Н. Гончарова была одной из самых красивых женщин в светском обществе.

4.      Большую роль в жизни поэта сыграла няня Арина  Родионовна.

 

1.      О детях поэта.

2.      О судьбе его жены Натальи после гибели поэта.

3.      Как проходили дни жизни поэта в лицее.

 

1.            У поэта было две дочери (Мария и Наталья) и два сына (Григорий и Александр). Дольше всех прожила Мария(до 1919 года)

2.      Через семь лет после смерти мужа в 1844 г. Вышла замуж за генерала П.П. Ланского. В этом браке родилось три дочери. Умерла Наталья Николаевна в 1863 г. от воспаления лёгких.

3.           Все лицеисты жили по строгому расписанию. День начинался с шести утра и заканчивался в десять часов вечера. В расписание входили утренняя и вечерняя молитвы. На развлечения отводилось лишь полтора часа.

 

 

 

       Уроки по теории литературы начинаю иногда с предложения выбрать верные и неверные утверждения, что позволяет очень быстро включить детей в урочную деятельность. Часто использую приём «Составление списка известной информации по теме» и обсуждение этого списка в парах. При этом нужно терпимо относиться к ошибочным суждениям.

     Теорию на уроках русского языка можно ввести с помощью приёма  «Ключевых слов», по которым дети самостоятельно формулируют тему и цель урока, приёма «Верите ли вы?» Учащиеся обсуждают утверждения в группах или парах, обосновывают ответ;

Приём «Верно ли, что…» к уроку по теме «Морфологический разбор имени существительного»:

Верно ли, что…

1.Определяя имя существительное, можно задать вопросы обстоятельства?

(Неверно, так как существительное отвечает на вопросы падежей.)

2.Выполняя морфологический разбор существительного с предлогом,

предлог можно «упустить»? (Неверно. Иначе сложно

определить падеж существительного.)

3.Определяя синтаксическую роль существительного,

можно задать к нему вопрос обстоятельства. (Например, (где?) в лесу).(Верно,

в предложении существительное может быть обстоятельством)

   Часто ввожу тему урока с помощью лингвистической сказки, загадки, герои которых не названы, но являются вполне узнаваемыми теоритическими понятиями. Дети должны назвать героев, сформулировав тему, предполагаемую цель урока.

     На уроках, посвящённых анализу художественного текста, целесообразно использовать такой  метод, как «Мозговой штурм»-своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Например, читаю фрагмент из сказки Погорельского  «Чёрная курица» о наказании Алёши учителем и задаю вопрос: «Раскаялся ли Алёша в своём поступке?» Возникает живая дискуссия с доказательствами из текста. Не менее эффективен и «Кластер»-графический систематизатор, который показывает типы связи между объектами. Именно в кластере с помощью стрелок обнаруживаются связи между понятиями. Это позволяет систематизировать материал. Сделать его наглядным. Составление кластеров можно осуществлять индивидуально, в парах, в группах.

    Кластер к уроку по теме «Реальное и фантастическое»

        в рассказе К. Паустовского «Тёплый хлеб»

 

     Очень эффективным считаю приём «Ассоциативных схем», позволяющий развивать творческое мышление. Дети создают неповторимые ассоциации, что обеспечивает личную  успешность, и очень гордятся ими. Очень любим детьми приём «Прогноз по заглавию», когда нужно предположить, о чём пойдёт речь в произведении ( при условии, что текст незнаком).

     Вторая стадия ТРКМЧП, осмысление, предполагает активное получение, осмысление, соотнесение новой информации с собственными знаниями, отслеживание процесса познания и собственного понимания. Главная задача учителя – поддержать активность, интерес, инерцию движения, созданную на стадии вызова.  На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.

     На уроках по теории русского языка  и литературы  использую такой приём работы с теоритическим  текстом, как «Инсерт» — приём маркировки текста, когда дети отмечают специальными знаками то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. Этот приём учит вдумчивому чтению. Затем можно составить таблицу из колонок, названиями которых будут эти знаки. Нельзя сказать, что эта работа проходит легко, но всё же  постепенно учит  детей внимательному прочтению.  Примеры таких уроков-«Фольклорная и литературная сказка», «Роды и жанры литературы» и другие.

Пример «инсерта» по теме «Ритм. Рифма»

     + (известно)

                — (новое)

  ! (интересно)

? (не понятно)

ü  Рифма-созвучие окончаний стихотворных строк.

 

ü  Рифмующиеся строки в стихотворении могут располагаться по-разному.

 

ü  Ритм-повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

ü  Рифма- от греч. «рифмос»-стройность, соразмерность.

 

ü  Виды рифмовки:       перекрёстная,

    парная

    опоясывающая.

 

ü  Ритм в стихотворении-чередование ударных и безударных слогов.

ü  Ритм может быть и в прозе.

 

ü  Ритм создаёт определённое настроение в стихотворе-нии.

Как ритм стихотворения может соответствовать содержанию стихотворения?

 

 

     Многообразны приёмы работы с художественным текстом. В своей практике использовала в качестве домашнего задания «Двойной дневник»-таблицу из двух колонок: «цитата», которая заставила «споткнуться при прочтении», то есть вызвала интерес, удивление, непонимание, возмущение и так далее, и «комментарий к ней».  На уроке очень интересно проходил обмен цитатами и комментариями. Особенно дети радовались, когда их цитата совпадала с цитатой учителя.  Такие уроки мною были проведены по сказке «Чёрная курица» А. Погорельского  и «Кавказский пленник» Л. Толстого.

Фрагмент «Двойного дневника» по сказке А. Погорельского «Чёрная курица»

Цитаты из сказки

Мои комментарии

1.      «…Он (Алёша) всё ожидал, что волшебница явится… и подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо и папеньки и маменьки, от которых не получал давно уже никакого известия…»

 

2.      «…Алёша вынул из кармана, составлявший всё его имение… это был подарок доброй его бабушки… Адёше очень жал было империала, но он вспомнил о Чернушке… и отдал драгоценный подарок…»

 

3.      «…Я бы желал, … чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали…»

1.      Мне жаль мальчика. Что стало с его родителями? Почему они не едут и даже не напишут письма Алёше?

 

 

 

2.      Меня поразил поступок мальчика. Он жертвует самым дорогим, что у него было. Но Чернушка была для него самым родным существом.

 

 

 

3.      Меня удивило такое желание Алёши. Он мог бы пожелать видеть родителей, но он этого не сделал. Наверное, потому, что у него было мало времени на размышления.

 

Довольно часто использую чтение с остановками и постановкой «тонких» (простых, с однозначным ответом) и «толстых» (проблемных вопросов, в основе которых лежит противоречие). Очень важно найти в тексте оптимальный момент для остановки. Это своеобразные «шторы» : по одну сторону находится уже известная информация, а по другую –та, которая может серьёзно повлиять на восприятие.  Составляем таблицу вопросов. Очень непросто и далеко не всегда удаётся детям составить «толстые» вопросы.  Здесь важнее  стремление осилить эту задачу.  Нужно поощрять даже не совсем удачные попытки, ведь они тоже заставляют мыслить.  

     Насколько эффективной была работа на второй стадии урока,  покажет рефлексия – своеобразный «момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, не пропал ли даром «посыл» на стадии вызова.  Рефлексию можно проводить в устной и письменной формах. Устная форма представляет обмен мнениями, при этом на первых порах можно предложить детям клише для устных высказываний, чтобы снять возможные барьеры, трудности. В качестве  письменных форм рефлексии использовала в  своей практике  написание небольших сочинений – эссе, приёмы «Напиши письмо», «Напиши телеграмму», когда нужно было в краткой форме написать письмо  автору произведения,  герою или написать кому – либо телеграмму от лица героя.

Пример телеграмм от лица Фильки из рассказа К. Паустовского «Тёплый хлеб»

Ø  Вернусь домой, когда исправлю своё зло.

 

Ø  Спешу искупить свою вину. Спасу народ от мороза.

 

Ø  Обидел коня дяди Панкрата. Навлёк на всех беду. Должен исправить всё сам.

  Очень интересна рефлексия  в форме  стихотворения по алгоритму – синквейна.  Дети охотно создают  синквейны  в парах, группах, индивидуально.  У пятиклассников  они пока что  просты,  наивны, не всегда удачны. Но это продукт их творчества, и для них он является очень ценным:

                                                Весна

                                       Юная, цветущая,

                                       Приходит, радует, поёт

                                       Несет нам тепло

                                                  Жизнь.

      Поскольку ТРКМЧП позволяет привнести новые методы, приёмы,  в качестве ещё одной формы рефлексии осваиваем с детьми стихотворение по названию, более сложное по своему алгоритму, основанное на ассоциациях по запаху, цвету, вкусу, внешнему виду, звуку, чувству. В начало каждой строки выносится название стихотворения, каждая строка-какая –то из предложенных  ассоциаций. Стихотворение может быть рифмованным и нерифмованным. Пример стихотворения, созданного пятиклассниками:

              Снег как белая вата

              Снег как сладкий сахар

              Снег пахнет свежестью января

              Снег-белый большой медведь

              Снег скрипит и поёт под ногами

              Снег-это радость и зимние сани.                                              

       Но какими  бы разнообразными ни были приёмы, необходимо соблюдать одно золотое правило, позволяющее сохранить у детей ситуацию успеха-задание всегда должно быть «посильным»,  а  следовательно, дифференцированным, учитывающим способности учащихся.  Поэтому  итоговое задание стараюсь дать в двух-трёх уровнях сложности.

     Используя элементы технологии развития  критического мышления через чтение и письмо, я всё более убеждаюсь в том, что данная технология отражает практику внедрения ФГОС ООО, стратегия смыслового чтения и работа с текстом обеспечивают достижение планируемых результатов  через формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. И способствует реализации основных принципов стандарта: системно-деятельностного подхода и развития личности.

 

Список литературы:

1.      Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е. А. Генике, Е. А. Трифонова .-М.: БОНФИ, 2002

2.      Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / Маркова А. К. – М.: Просвещение, 2007

3.      Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000

Интернет ресурсы:

1.      www.bestreferat.ru/referat-135825.html

2.      Фестиваль педагогических идей

http://festival.lseptember.ru/2004_2005/index.php?subject=9

3.      Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ctnet.net/ru/rwct_tcp_ru

 

                                        ,                                                                                                                          

                                          

     

×
×