Автор: Байжаксина Мадина Динисламовна
«Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ »
Важная
задача,
которую
ставит
нынешняя
система
образования,- это охрана и укрепление физического и духовного
здоровья детей и их эмоционального состояния.
Полноценное физическое развитие ребенка и его здоровье
– это принцип развития личности. Физическое здоровье детей
неразделимо
связано
с
их
психическим
и
эмоциональным
благополучием.
Невозможно
решить
проблему
воспитания
социально адаптированной личности без осуществления системы
мероприятий
по
оздоровительной
работе
и
физическому
воспитанию
детей
согласно
принципу«Здоровый
ребёнок
–
успешный ребёнок».
Что такое технология ?Это инструмент профессиональной
деятельности
педагога,
характеризующаяся
качественным
прилагательным
–
педагогическая.
Педагогическая
технология
позволяет педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные
и
итоговые
результаты
соб ст венной
профессионально-педагогической
деятельности. Здоровьесберегающая
технология- это
система
взаимо связанных
и
взаимодействующих
ф акторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка
на
всех
этапах
его
обучения
и
развития.
По
моему
мнению, очень важно активно внедрять здоровьесберегающие
технологии для сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении:
воспитанников, педагогов и родителей.
В
работе
с
детьми
применяются
следующие
здоровьесберегающие технологии:
Технологии обучения здоровому образу жизни:
утренняя гимнастика; гимнастика после сна
непосредственно
образовательная
деятельность
(ОД)
по
физической культуре;
обучение детей основам культуры здоровья;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
музыкотерапия
гимнастика для глаз;
логоритмика;
физминутки;
пальчиковая гимнастика;
дыхательные упражнения;
прогулки;
совместным мероприятиям родителей с детьми,
самомассаж.
Коррекционные технологии (частично):
логопедическая ритмика
коррекция плоскостопия.
В
процессе
воспитания
ребенка,
формирования
у
него
потребности
в
здоровом
образе
жизни
нужно
учитывать
его
возрастные
и
индивидуальные
особенности
для
того,
чтобы
получить
максимальный
эффект
от
в о с п и т ат е л ь н о й
деятельности.
От этого зависит комфортность ребенка в своем развитии.
Для
реализации
потребности
в
движении,
полноценного
ф и з и ч е с ко го
р а з в и т и я
д е т е й
н е о бход и м о
с о з д а т ь
здоровьесберегающее пространство: физкультурные уголки для
развития
физических
качеств,
формирования
двигательных
умений и навыков.
У
дошкольников
нарушения
осанки
зачастую
имеют
функциональный характер и обусловлены в основном слабостью
мышщ
и
связок.
Основной
причиной
является
недостаток
движения и адекватной возрасту физической нагрузки. Польза
утренней гимнастики заключается в том, что она способствует
умственному развитию ребенка, он получает заряд бодрости на
целый
день,
у
него
укрепляются
мышцы,
суставы
и
связки,
позвоночник
и
иммунная
система,
улучшается
аппетит,
сон,
ускоряется
кровообращение,
совершенствуются
нервные
процессы, ускоряется рост. Зарядка должна быть постепенной(от
простого
упражнения
к
сложному),разнообразной(каждые
10
дней
следует
заменять
1-2
упражнения,
чтобы
ребенку
было
интересно ею заниматься).По возможности включать в зарядку
разнообразные
предметы:
мячи,
скакалки,
флажки,
любимые
игрушки.
Также,
придумывать
названия
для
упражнений
(«самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).)
Регулярной. (Положительный эффект достигается только
с помощью систематического выполнения. Очень важно с малых
лет
формировать
у
детей
привычку
заниматься
физическими
упражнениями,
потому
что
она
соответствует
не
только
эстетическим
нормам,
но
и
сохраняет
ребенку
здоровье.
Тренируя крупные группы мышц каждый день, мы активизируем
обменные процессы, создаем хорошие условия для питания всех
клеток и тканей организма.)
Умеренной.( Комплекс упражнений необходимо выполнять
в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка)
Доступной. (Упражнения должны быть обыкновенными и
знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много сил для
их освоения. Зарядку следует начинать проводить с разминки,
которая может состоять из таких упражнений, как потягивания в
сторону
и
вверх.
Они
помогают
пробудиться
и
оказывают
положительное влияние на позвоночник, т.е его растягивают.)
Следующая стадия зарядки – разогрев, например, ходьба
на
месте
или вокруг
комнаты.
Также
сюда
можно
добавить
ходьбу
на
носочках,
пятках,
внешней
и
внутренней
стороне
стопы. Это оказывает благотворное влияние на развитие ножных
мышц(т.е.сформирует их нормальное развитие) и предотвратит
появление плоскостопия.
Главная
часть
зарядки
должна
состоять
из
упражнений,
выполняемых
с
постепенным
усилием,
которые
делают крепкими мышцы, суставы и сухожилия. В их число
входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны
вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса,
наклоны
в
стороны,
способствующие
укреплению
боковых
мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам
эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и
спину.
Завершающим
этапом
зарядки
должна
быть
ходьба
на
месте, сопровождающаяся подниманием и опусканием обеих рук
через стороны. Это нормализует пульс и дыхание.
Плавный длительный выдох , четкая артикуляция являются
главными условиями правильной речи. Дыхание способствует
хорошему расслаблению организма после физических нагрузок,
хорошему снабжению кислородом внутренних органов, а также
влияет на звукопроизношение и развитие голоса. Для этого с
детьми
нужно
заниматься
дыхательной
гимнастикой,
которая
будет
способствовать
увеличению
объема
дыхания,
улучшать
качество дыхательной мускулатуры и регулировать дыхательным
ритм. Очень важно для детского организма, чтобы в сердце и
мозг поступал кислород. Дефицит кислорода служит источником
головных болей, прерывистой работы сердца и может вызвать
трудности
с
пищеварением
и
нарушение
зрения.
Хорошо
насыщенная кислородом кровь усиленно сочится по венам и
способствует
нормализации
обмена
веществ
в
организме
ребенка.
Также,
дыхательные
упражнения
полезны
при
заболеваниях органов дыхательной системы: бронхит, астма.
Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев
одновременно с активизирующим влиянием на развитие речи
являются
сильным
средством
повышения
работоспособности
головного мозга, оказывает влияние на центры развития речи,
развивает
ручное
мастерство
и
помогает
снять
усталость.
Существуют разнообразные игры и упражнения с пальчиками:
пальчиковые игры с мелкими предметами ,со скороговорками, со
стихами
,самомассаж кистей и пальцев рук с использованием
популярного игрового оборудования- «сухого бассейна».
Целью
самомассажа
являются
активизация
ощущений
мышц, улучшение координаций движений. В ДОУ существует 3
вида самомассажа: самомассаж лица, грудной клетки, верхних и
нижних конечностей. Дети любят занятия с массажными мячами,
так как эти предметы вызывают у ребят положительные эмоции:
радость, оживление, желание играть. Использование массажных
мячей
оптимизирует
рост
и
развитие
опорно-двигательного
аппарата, помогает сформировать правильную осанку, развивает
мышечную
силу,
гибкость.
Правильная
осанка
выглядит
так:
вертикальное
положение
головы
,грудная
клетка
развернута,
плечи
находятся
на
одном
уровне,
живот
подтянут,
ноги
разогнуты
в
коленных
и
тазобедренных
суставах.
Осанка
человека сказывается не только на красоте его фигуры, всем
облике,но и оказывает непосредственное влияние на ее здоровье.
С
каждым
годом
увеличивается
число
детей,
которые
имеют
плоскостопия
и
нарушения
развития
опорно-
двигательного аппарата. Очень важно родителям и педагогам
предупреждать, вовремя выявлять и устранять эти нарушения.
Среди причин плоскостопия у детей самыми основными
являются-недостаток
или
избыток
нагрузки
на
ноги.
Второстепенными причинами являются малоподвижный образ
жизни, избыточная физическая нагрузка, плохая или неудачно
подобранная
обувь,
увеличение
массы
тела,наследственная
предрасположенность,
различные
травмы,
специфические
заболевания
(например,
рахит,
в
результате
которого
кости
ослабевают
и
становятся
мягкими,
поэтому
могут
легко
деформироваться).В
дошкольном
возрасте
очень
важно
проводить
профилактику
плоскостопия.
Врачи-ортопеды
для
этой
цели
разработали
массажный
коврик.
Его
рельефная
п о в е р х н о с т ь
о ка з ы ва е т
ма кс и ма л ь н о
э ф ф е к т и в н о е
оздоравливающее
воздействие
на
организм
ребенка
благодаря
своим «шипам» разной плотности и высоты, повторяющим свод
стопы.
На
стопе
есть
действующие
точки,
связанные
с
внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя
их, ребенок стимулирует кровообращение, снимает напряжение и
боль в ногах.
В
состав
музыкального
занятия
входит
логопедическая
ритмика,
так
как
почти
все
логоритмические
упражнения
сопровождаются
музыкой
или
пением.
Музыка
оказывает
сильное эмоциональное влияние на психику детей и помогает
сделать
упражнения
разнообразными.
Она
впервые
была
включена
в
занятия
по
преодолению
заикания.
В
настоящее
время она применяется не только для детей с нарушениями речи,
но и в группах общей направленности. Логоритмика направлена
на
развитие
чувства
ритма,
коррекцию
речевых
нарушений
,формированию межполушарного взаимодействия.
Изменение душевного и физического состояния человека
возможно
с
помощью
музыкотерапии.
Слушание
верно
подобранной
музыки
укрепляет
иммунную
систему
ребенка,
снижает
напряжение
и
раздражительность,
головную
и
мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка
действует выборочно, в зависимости от характера произведения,
от инструмента, на котором она исполняется. Например, скрипка
и фортепиано оказывают успокаивающее влияние на нервную
систему, а флейта расслабляет ее.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном процессе позволяет воспитанникам как можно
лучше приспособиться в социуме, раскрыть свои способности к
творчеству, а воспитателю качественно проводить профилактику
антиобщественного
поведения, активнее
приобщать
родителей
воспитанников к работе по укреплению здоровья детей и его
сохранения. Освоившему эти технологии воспитателю легче и
интереснее
работать,
происходит
раскрепощение
педагога,
открывается простор для его профессионального творчества.
Проанализировав
работу
детского
сада
№3
«Ивушка»
города
Пятигорска
,
хочу
отметить
,
что
там
активно
применяются
здоровьесберегающие
технологии:
сохранения
и
стимулирования
здоровья,
обучения
ЗОЖ,
коррекционные
технологии. Воспитатели уделяют особое внимание сохранению
и поддержанию здоровья воспитанников ,а также формированию
у них ответственности за свое здоровье.
А в пятигорском детском саду №8 «Теремок» проводятся
оздоровительные мероприятия: беседы и занятия на темы: «Быть
здоровыми
хотим!»,
«Полезные
и
вредные
привычки»,
«Что
значит
быть
здоровым?»,
развлекательный
досуг
«Веселые
старты»!».
—
это
увлекательные
соревнования
для
всех
участников.
Состязания
продуманы
таким
образом,
чтобы
каждый участник смог проявить свою силу, ловкость, быстроту,
меткость и смекалку.
Анализ
сайтов
показал
,что
в
указанных
ДОУ
и с п о л ь з у ю т с я
т р е б у е м ы е
п о д х о д ы
о р г а н и з а ц и и
здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Необходимо
создать
систему
воспитательной
работы,
в
которой
будут
включены
современные
здоровьесберегающие
технологии
для
использования
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста:
здоровьесберегающие
проекты,
интегрированные
занятия,
с о в м е с т н ы й
п р а зд н и к
с
р од и т е л я м и
« З д о р о в ь е
детей»,использование консультаций для родителей по проблемам
здоровьесбережения.
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные виды
здоровьесберегающих
технологий,
указано
их
положительное
влияние
на
здоровье
детей,проанализирована
работа
детских
садов
на
предмет
использования
здоровьесберегающих
технологий.
Annotation: this article discusses the main types of health-
saving
technologies,
indicates
their
positive
impact
on
children’s
health, analyzes the work of kindergartens for the use of health-saving
technologies.
Ключевые
слова:
педагогическая
технология,
зарядка,
самомассаж, музыкотерапия, ритмика, здоровый образ жизни.
Keywords:
pedagogical
technology,
charging,
self-massage,
music therapy, rhythmics, healthy lifestyle.