Приёмы развития читательских способностей учащихся на уроках литературы.

Автор: Клочкова Татьяна Васильевна

Приёмы развития читательских способностей учащихся

на уроках литературы

 

 

Теория и методика преподавания литературы в ХХ веке обозначила границы огромного поля  знания, в центре которого – литература как искусство слова. Учет возрастных особенностей восприятия и анализа художественного произведения, уровни развития разных сторон читательского восприятия (эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения – воспроизводящего и творческого, постижение содержания произведения, осмысление художественной формы) – вот фундаментальные принципы современной методики, которые служат основой для построения и реализации урока литературы в школе.

Каждый человек, независимо от возраста, читатель. И когда  любой из нас берет в руки книгу, то в равной степени получает  эстетическое наслаждение, нравственный потенциал, заложеный автором. Книга помогает человеку понять свои возможности, определить круг своих пристрастий и интересов, совершить жизненный выбор.                                                                                                                                                                                                Проблема чтения сегодня, пожалуй, одна из самых актуальных для современного гуманитарного образования. Методика преподавания литературы  предлагает систему приемов, позволяющих заинтересовать и активизировать ученика как читателя. Как учитель русского языка и литературы  я стремлюсь воспитать в ученике  читательские качества. Мне близки слова Василия Белова: «Хороший учитель лишь успевает разбудить в школьнике интерес к чтинию, желание читать, заронить и выпестовать эстетический вкус, выработать у ребят чутье.на художественную правду. Такой разбуженный в школьную пору ученик все остальное сделает уже сам».

   Приняв детей в 5 класс, я начинаю работу с диагностики: проверяю технику чтения, выявляю уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяю приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, для каждого класса, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Но существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.

 

                            Описание технологии педагогического опыта

                   

                           1.  Виды чтения литературного произведения.

Нередко в 5 классе процесс чтения про себя учениками не освоен, и ребята любят больше слушать, чем читать сами. В этом случае можно оборвать учительское чтение вслух в самом интересном месте повествования и предложить детям дочитать произведение самостоятельно, а затем устроить викторину «Кто внимательнее прочитал текст?», в процессе которой дети самостоятельно формулируют вопросы по содержанию текста произведения.Для данного вида работы можно разделить детей на группы

Коллективное чтение (учащиеся любят читать в классе сами вслух), но чтение неподготовленного чтеца губит впечатление, разрубает произведение на бессвязные и невнятные фрагменты. Только постепенно приучая школьников к чтению монологов и диалогов, умению подхватывать интонацию собеседника на знакомых текстах, учитель добьётся готовности класса к коллективному чтению.

Выразительное чтение требует не просто правильного произнесения, но наполнения чтения чувством и мыслями читателя, что приближает выразительное чтение к художественному, актёрскому.

Выразительное чтение – это и приём, способный оживить текст в сознании учеников, и средство самовыражения школьников и способ приближения авторской позиции. Этот приём используется на каждом уроке литературы. Осмысление содержания текста.

             2. Устное словесное рисование.

Устное словесное рисование открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. Но по главному своему назначению словесное рисование проявляет воображение читателя. Это его основная функция.

В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, т.е. повторения без присоединения. С другой стороны – устное словесное рисование, пробуждая воображение читателя, создаёт возможность появления произвольных внеконтекстовых ассоциаций.

Читатель, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует своё видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает.

          Фрагмент урока.

 «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила А. С. Пушкина) 5 класс.

Текст отрывка сначала читает учитель. Так как дети стремятся текст, который они помнят наизусть, проговаривать вместе с учителем, нужно сначала заключить с пятиклассниками маленький договор: прочитать текст отрывка смогут все желающие, но только после того, как они молча послушают чтение учителя.

— Как вы себе представляете место, которое описывает автор?

Предлагаю  детям  особо остановиться на описании картин, возникающих в воображении слушателей и читателей.Ответы учеников могут быть такими: Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем себе косматого сгорбленного старика, покрытого корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог. «Следы невиданных зверей — огромные, отчетливо отпечатанные в земле следы, похожие на отпечатки копыт и птичьи следы одновременно. В вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и животных. Через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ. Королевич такой сильный, что он может мимоходом, т. е. легко, без напряжения, взять в плен грозного царя. Царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности.

Дома  учащиеся выполняют рисунок красками или карандашами и дают к нему объяснение. Здесь можно использовать групповую работу, когда рисунок выполняет не один ученик, а несколько. Дома дети делают заготовки к иллюстрации, а в классе, объединившись в группу, составляют свой рисунок.

 

3. Составление киносценария.

При составлении киносценария дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее вглядываются в литературное произведение.

Для того чтобы писать киносценарий, по литературному произведению, надо прожить его, надо взволновать его вопросами, надо по-настоящему увидеть его героев.Чтобы увидеть кадр, надо на секунду преобразиться в героя, понять его чувства, ощутить его тревогу, опасность.

 

          Фрагмент урока.

Стихотворение  А. А. Фета. «Весенний дождь» (5 класс),

 Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.

 — Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

— Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»? По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют «кадры» в тексте ксерокопии.)

1. Окно, за окном — свет.

 2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

 3. Воробей купается в песке (крупный план).

 4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи (общий план).

5. Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план).

Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

К следующему уроку предлагаю  детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворению «Весенний дождь» — семь (по числу описанных нами кадров).

Распределяю  задания так, чтобы на одну и ту же тему рисовали два-три ребенка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.

Результат применения:

составление киносценария усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

Работая над киносценарием, дети наглядно убеждаются в том, что не всё в литературном тексте можно перевести на экран, что есть вещи непереводимые, не растворимые в потоке кинообразов. Сталкиваясь с претворением литературного текста в киноизображение, ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и независим, что невозможно заменить просмотром фильма чтение книги.

 

4. Оживление личных впечатлений учащихся, связанных с ситуацией и мотивами изучаемого произведения.

Прочитанный текст оживает «приобретает особое значение», становится формой «наглядности», если читатель превращается в активного интерпретатора прочитанного.

Игра заставляет ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, в литературного героя.

В своей работе часто использую элементы театрализованного представления .

Практика показывает, что уроки с использованием театральных форм, ролевых ситуаций побуждают познавательный интерес школьников, делают учебных процесс увлекательным. На этих занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.

Театрализация помогает лучше запомнить материал; учит видеть за событиями и явлениями конкретных людей, человеческие переживания и чувства человека; позволяет дать ребятам дополнительный материал, побудить ребёнка к самостоятельному поиску информации. Развивает память, раскрепощает ученика, облегчает взаимоотношения учителей и учеников.

          Фрагмент урока.

 С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 5 класс

Перед распределением ролей спрашиваю  детей:

— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?( Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)

Распределяем роли.

Читаем сказку.

Помогаю  детям выбрать нужную интонацию.

Готовясь к работе на следующем уроке,  распределяю учеников по группам, помогаю определить для каждого подходящую роль.

Домашнее задание .Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

                                                             Заключение

Программы и учебники по литературе рассчитаны на активного,  думающего, творческого читателя.

 Опыт подсказывает, если не включать приемы, активизирующие ученика как читателя, то для большей части учащихся материал останется

                        а) непрочитанным,

 б) непонятым,

в) неусвоенным, так как они не смогут письменно и даже устно ответить на вопросы учебника.

 Нужно отметить, что работа над включением приемов, активизирующих ученика как читателя, требует изменения ритма работы на уроке, изменения в планировании деятельности учащихся (другие задания), личностно-ориентированного подхода к ученикам (учет возрастных особенностей и интересов ребят), внедрение новых технологий .

 

×
×