Современные технологии в обучении игре на фортепиано

Автор: Волкова Руфина Леонидовна

Начало XXI века характеризуется распространением информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Совершенствование информационных коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения. Быстрое развитие информационных коммуникационных технологий позволяет реализовать два главных принципа будущей системы образования: принцип доступности и принцип непрерывности. В настоящее время возникает задача подготовки специалистов нового типа — музыкантов — программистов и музыкантов — пользователей, таким образом, мы можем выявить тесную взаимосвязь музыкальной педагогики. Доктор педагогических наук, профессор И. С. Кобозева отмечает, что успешная музыкально-педагогическая деятельность, направленная на овладение ценностями музыкальной культуры возможна только при наличии «широкого взгляда на мир, единстве теоретико-познавательного, практического, творческого, нравственного и эстетического отношения к действительности»
Сегодня активно развивается, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки — это применение Интернет-технологии.

Цель современного образования – оптимизация традиционных методов обучения с использованием современных средств информационных технологий. Средства передачи учебной информации в информационных технологиях бывают: технические (компьютер, планшет, телефон) и программные.

 Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. При использовании Интернет-технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя.

Преимущества интернет-технологий:

1.     возможность сопровождения урока видео и аудио примерами (например, такие сайты как https://classic-online.ru, https://music.yandex.ru, https://www.youtube.com);

2.     возможность использования дополнительных материалов: статей, учебных изданий, публикуемых в Интернете ( например медиасервис «Для музыкальных людей» https://formusical.ru, периодические издания «Играем с начала» http://gazetaigraem.ru; https://muzobozrenie.ru);

3.     возможность пользования ресурсами нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете (Нотный архив Бориса Тараканова  http://notes.tarakanov.net, «Моя классическая нотная библиотека https://library.musicaneo.com/ru);

4.     возможность знакомства с мировым опытом (форумы, семинары, мастер-классы);

5.     он-лайн обучение (можно проводить через различные платформы, такие как Скайп, Вотс Апп).

Именно Интернет-технологии сделали личностно-ориентированное образование более доступным. Новые технологии обучения делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний. В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации: технические средства: компьютерная техника и средства связи; программные средства, которые могут быть различного назначения.

Внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов — музыкантов медиакомпетентности, умение обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки, владение общими принципами работы. Компьютер может быть рассмотрен как яркое визуальное средство, с помощью которого можно произвести просмотр интерактивных презентаций, мультимедийных проектов, мультимедийных энциклопедий. Компьютер является высококачественным аудио средством, с помощью которого может осуществляться прослушивание музыкальных произведений в исполнении ведущих музыкантов и музыкальных коллективов, тем самым приобщая учащихся к лучшим образцам музыкальной культуры. Применение компьютера возможно для групповых, так и для индивидуальных форм работы с учащимися: музицирование на компьютере с помощью MIDI-клавиатуры, развитие умений и навыков в работе с музыкальными обучающими программами и тренажерами. Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыке – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.

 На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального обучения:

Ø воспитание художественного мышления музыканта;

Ø формирование практических навыков;

Ø развитие музыкальных способностей;

Ø творческая деятельность;

Ø изучение основных      понятий терминов;

Ø программы, дающие теоретические знания — они направлены на усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений, основных теоретических понятий.

 Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д. При этом программа должна вести педагогический диалог с учащимся, иметь обратную связь и давать оценку.

Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки. Использование Интернет-технологий на уроках музыки позволяет не только сформировать специфические умения и навыки самостоятельной проектной деятельности учащихся, но и обеспечить потребность в музыкальном самообразовании, развитию музыкального мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.

Интернет-технологии — это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения  в преподавании музыкальных дисциплин. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся и преподавателям возможность более эффективно реализовывать творческий потенциал. Таким образом, невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. 

×
×