Творческий отчет

Автор: Попов Виктор Михайлович

МОУ Крымская общеобразовательная средняя школа.

 

 

Творческий отчет

 

по опытно-экспериментальной деятельности учителя физики

Попова Виктора Михайловича.

 

 

 

 

 

Разработка и использование в преподавании физики блочно-модульной технологии, опорно-образных схем, метода ключевых учебных ситуаций.

 

 

 

 

 

Назначение:  Обеспечение высокого качества образования, выстраивание индивидуальной образовательной  траектории ученика с учетом его особенностей.

Осуществление инновационного подхода в реализации метода научного познания.

 

 

 

 

 

 

2018 г.

 

 

 

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяю не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной работы по их разрешению.

   Ведущим направлением в преподавании физики остаётся отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. Среди большого многообразия существующих педагогических технологий особое место занимают технологии личностно-ориентированного образования. Общими характеристиками технологического направления в преподавании физики являются учет субъективного опыта школьников.

   Важным направлением в преподавании физики считаю опору на технические средства обучения, использование компьютерных технологий, разнообразных обучающих и контролирующих программ, применение видеоматериалов, программных и мультимедийных продуктов. В процессе преподавания стараюсь не допустить замену наблюдения реального объекта, опыта изучением картинки в учебнике.

   Рассмотрение реальных объектов изучаемой действительности имеет для меня доминирующий смысл. Содержание образования, как уже говорилось, являет собой педагогически адаптированный социальный опыт, осваиваемый учениками в собственной деятельности. Опыт осуществления познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений реализуется путем применения соответствующих способов деятельности по отношению к реальной изучаемой действительности: природе, культуре, технике, социальным коммуникациям и другим реальным объектам образовательных областей. В содержание образования, таким образом, входят не только знания о действительности, но и сама действительность, зафиксированная в виде минимального перечня реальных объектов, подлежащих изучению. В отношении этих объектов организую соответствующую образовательную деятельность учащихся, которая приводит к формированию у них общеучебных знаний, умений, навыков и способов деятельности, систематизированных в минимальном перечне ключевых компетенций.

Фиксация в стандартах перечня обязательных для изучения объектов действительности призвана предупредить негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информации о ней. В результате у выпускников не формируются обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции. Информационный тип образования делает выпускников неспособными осуществлять элементарные функции, связанные с изучаемыми предметами: выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейших продукт деятельности.

   Для предупреждения подобной проблемы в образовательных стандартах фиксируется минимальный перечень подлежащих изучению реальных объектов.

 Общепредметное содержания образования фокусируется в виде «узловых точек», необходимых и достаточных для того, чтобы ученик воспринимал и осваивал целостный образ изучаемой действительности. В качестве «узловых точек», вокруг которых концентрируется изучаемый материал, выступают фундаментальные образовательные объекты — ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.
   Включение в общепредметное содержание образования реальных образовательных объектов позволяет ученикам выстраивать личностную систему идеальных знаниевых конструктов, а не брать их в готовом виде. Это предупреждает догматическую передачу учащимся информации, первоначально отчужденной от реальности и их личной деятельности.


   В процессе преподавания физики главной задачей для меня остаётся качественная подготовка к уроку, поэтому методическое совершенствование и реализация творческого подхода к обучению невозможно  без анализа

особенностей современного урока физики.

   Современный урок физики – это развивающая и развивающаяся система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих частей (цель, содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебного процесса), обеспечивающих положительный результат.  При отборе содержания физического образования учитываю соответствие содержания образования уровню современной науки – физики. В существующих курсах физики, изданных в центральных издательствах страны, учитывается в основном принцип научности обучения. Однако использование дополнительного учебного материала, что вполне правомерно, требует корректности и безусловной физической грамотности. Наиболее «подвижен» учебный материал прикладного характера – политехнический и профориентационный, а также вопросы экологии, являющиеся особо актуальными в наши дни. Осуществление инновационного подхода в реализации метода научного познания вижу в опорно-образной системе преподавания, в применении блочно-модульной технологии, метода ключевых учебных ситуаций.

 

 

На уроках, физики, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. Я столкнулся с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания данного учебного материала. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам. В этом мне помогает применение технологии блочно-модульного обучения, которая позволяет: 
• осуществлять дифференцированный подход в обучении; 
• дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах); 
• способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению физики, развитию на предметных способов учебной деятельности. 
Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика. 
Основными компонентами модуля являются: 
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа); 
• банк информации; 
• методическое руководство по достижению целей; 
• практические занятия по формированию необходимых умений; 
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. 
Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения. 
Цели и задачи уроков физики по технологии блочно-модульного обучения: 
Образовательные: 
• развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками основных знаний; 
• научить объяснять, истолковывать, раскрывать изученный материал, давать оценку на основе соотношения личных представлений о мире и человеке; 
• учить строить ответ на вопрос с опорой на теоретические знания; 
Развивающие: 
• способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; 
• учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной темы, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе изученного; 
• развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие изученного материала; 
• способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности. 
Воспитательные: 
• способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; 
• формировать у них активную жизненную позицию. 
Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.
Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). 
Каждый путеводитель будет иметь свои функции. 
Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний. 
Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела: 
• первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы) 
• осознание и осмысление материала (проблемные вопросы) 
Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним). 
Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой. 


Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков: 
• изучение нового материала 
• комплексное применение знаний 
• обобщение и систематизация знаний 
• комбинированный урок 
• учетно-контрольный 
• урок коррекции 
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. 
«Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту) 
Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок – изучение нового материала, комбинированный, а четвертый – модульный (или 5, в зависимости от объема материала). Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час) Тогда части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля. Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника. 

Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения 
Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется: 
• Дифференцированный подход в обучении 
• Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах) 
• Подготовка к ЕГЭ (часть С) 
• Повышение уровня качества обученности учащихся 
• Повышение мотивации в изучении физики 
• Развитие надпредметных способов учебной деятельности 
Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки: 
• навык внимательного чтения; 
• умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное; 
• умение вычленять противоречия; 
• умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; 
• исследовательские умения; 
• умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику; 
• навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации; 
• умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму; 
• умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; 
• умение составлять свой жизненный проект. 
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся. 
Технологию проектов можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию умения работать в коллективе и представлять себя перед публикой. 
Элементы технологии развития критического мышления мною используются при составлении путеводителей к урокам по блочно-модульному обучению и проверке знания текста или теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник «Верно ли, что…?», продолжи начало и т.д. Эти элементы помогают выявить уровень знаний учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически. 
Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам – это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока. 


Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися : использую комплекс разноуровневых заданий для уроков физики по темам и блокам: уровень А – прочитать, запомнить, пересказать; уровень В – ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся; уровень С – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе. 
Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку. 

 

Первый модульный блок для старшеклассников показывает всю структуру физики как единого целого, определяет логическую систему изучения предмета.

 

 

 

 

 

 

 

Пример тематических модулей и опорных конспектов

 

      

 

 

 

Реализация тенологии

Тема: «Динамика»

 

1.     Модульный блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрытие узловых понятий

 

Динамика

Сила (

) – векторная физическая величина, являющаяся количественной характеристикой действия одного тела на другое (или частей одного и того же тела).

Сила характеризуется: 1. модулем

                                       2. направлением

                                      3. точкой приложения

Равнодействующая (результирующая) сила (Σ

) – сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих сил, т.е. геометрическая сумма сил.

Σ

 =

+

+ +

Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (т.е. покой или прямолинейное равномерное движение)

Инерциальные системы отсчёта – системы отсчёта, относительно которых тело движется равномерно прямолинейно или покоится, если на него не действуют другие тела.

Инертность – свойство тел, характеризующее их способность сопротивляться изменению их скорости под воздействием силы.

Масса — мера инертности тел.

Механические силы.

1. Сила всемирного тяготения – сила, с которой все тела притягиваются друг к другу.

Природа – гравитационная.

Направление – вдоль линии, соединяющей центры тел.

Закон всемирного тяготения – все тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними.            

                    m1                      m2                                    

где m1, m2 – массы взаимодействующих тел,                                                                ‌‌‌‌|F1| = ‌‌|F2|

R – расстояние между их центрами,                                           

G – гравитационная постоянная, G = 6,67·10-11

                      R

Пределы применимости: 1. материальные точки.        

                                           2. однородные шары.

                                           3. однородный шар большого радиуса и тело.

Сила тяжестисила, с которой планета притягивает к себе

окружающие тела.                                                                                                    h

Fтяжчастный случай закона всемирного тяготения                                          

Природа – гравитационная.

Точка приложения – центр масс тела.                                    

Направление – вертикально вниз (к центру Земли).            Fтяж = mg

g – ускорение свободного падения, g =9,8 м/с2 ≈ 10 м/с2  — для всех тел!        

;              

— на поверхности планеты (Земли)                         

;        

 — на высоте h от поверхности планеты (Земли),

где m – масса тела, M – масса планеты (Земли)

h – высота тела над поверхностью планеты (Земли)

Движение спутника вокруг планеты (Земли).

                                                                 Fт =mац                                                                                                                                               

                        h                                     

               R                                           —      1-ая космическая скорость (старт с поверхности планеты)    

                        М             m             uз = 7,9

       

                     Rорб                                      

    uh =

,  где  Rорб. = R + h

 

2. Вес тела – сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес.

Природа – электромагнитная.

Точка приложения – опора или подвес.

Направление – противоположное силе реакции опоры

или силе натяжения нити.

              

 = —

 (Р = N)по третьему закону Ньютона

 

 P = mg                                  P = m(g+a)      

↓↑

          P = m(g-a)    

↑↑

            P = 0

если

=const                      

— направлено вверх      

— направлено вниз                

=

 

опора – горизонтальна,                         ац                                                                   невесомость

подвес – вертикален                                                                    ац

 

3. Сила упругости – сила, которая возникает при деформациях тела.

Природа – электромагнитная.

Точка приложения – тело.

Направление – противоположное направлению смещения частиц при деформации.

При упругих деформациях выполняется закон Гука – сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна величине деформации и направлена против смещения частиц при деформации.                       Fупр                                           l0                   х

    Fупр = —kx       |x| = |ll0|

    |Fупр| = k|x|                                                                                                             l

х – величина деформации.

                                                        х

где k – коэффициент жесткости. [k] =

k ~

,  где s – площадь поперечного сечения жгута или троса.

Соединение пружин.

Последовательное

Параллельное

Колебание тела

                                           

         k1                    k2                                                                                                                             

=

+

+ … +

(х = х1 + х2 + … + хn)         

k1

             

k2

 

 k = k1+k2+ … + kn

F = F1 + F2 + … + Fn

k1                    k2

 

 

 

k = k1+k2

                     Виды сил упругости:

а) сила реакции опоры

 — перпендикулярна поверхности опоры. 

б) сила натяжения нити

 — направлена вдоль нити (подвеса).

 

4. Силы трения – сила, возникающая при попытке перемещения одного тела по поверхности другого тела или при относительном движении тел.

Причины возникновения:

— шероховатости и неровности соприкасающихся поверхностей;

— межмолекулярное притяжение (прилипание поверхностей).

Природа – электромагнитная.

Приложена к обоим соприкасающимся телам.

Направление – вдоль поверхностей соприкасающихся тел, против скорости движения.

Виды сухого трения.

трение покоя

трение скольжения

трение качения

Fтр.покоя – сила трения, возникающая при движении соприкасающихся тел относительно друг друга, направленная вдоль поверхностей соприкосновения, что препятствует относительному движению тел.

       
   
 

 

 

 

Fтр.покоя = Fтяги , пока uотн.= 0

 

Fтр.покоя макс = µN – максимальное значение Fтр.покоя

 

 

 

Fтр.скольж. – сила трения, действующая между соприкасающимися телами, движущимися относительно друг друга.

Fтр.скольж= µN , где µ — коэффициент трения скольжения.           Fтр.скольжFтр.пок.max

Fтр не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

  QUOTE

 

                

                            

 

                                                                                     

Если    tgα = µ  — скольжение                                                         

Fтр.кач. – сила, возникающая, когда одно тело катится по поверхности другого.

Fтр.скольж. » Fтр.кач.

            

     

                                                

                             QUOTE

 

Жидкое трение Fтр.жид. – сила трения, возникающая, когда тело движется соприкасаясь с жидкостью или газом.

Fтр.жид.« Fтр.сухое , т.к. в жидкости и газе нет силы трения покоя.

Fтр.жид. зависит от: размеров и формы тела, свойств среды, скорости относительного движения

5. Сила Архимеда

FAжgVт

Законы Ньютона.

I законНьютона

II законНьютона

III законНьютона

Когда тело движется равномерно прямолинейно или покоится?

 — если сумма действующих на тело сил равна нулю или силы отсутствуют.

если

+

+ … +

=0,  ( Σ

 =0),

то   

= const  или

= 0

 

 

Когда тело движется с ускорением?

— если действующие на тело силы не скомпенсированы.

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.

=

       m

=

+

+ … +

 

Особенности II закон Ньютона:

1. Для любых сил.

2. Сила причина ускорения и определяет ускорение.

 3. Вектор

 сонаправлен с вектором Σ

т.е.   

↑↑

— Тело движется прямолинейно, если Σ

= const по направлению.

— Тело движется по окружности, если Σ

^

— Тело движется криволинейно при α ≠  0  и α ≠ 90°

 

Как взаимодействуют два тела?

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.

= —

 

1)

                                  

                   

2)        S     N            N    S

                                                                            

 
 

 

 

 

3)

 

                         

Особенности III закон Ньютона:

1. Силы возникают только парами.

2. Силы одной природы.

3. Силы не уравновешивают друг друга, т.к. приложены к разным телам.

 

 

Границы применимости законов Ньютона: — для инерциальных систем отсчёта

                                                                         — для  u « с

                                                                         — для макроскопических тел

 

    Алгоритм решения задач по теме «Динамика».

1.     Сделать чертеж по плану:

1)    Опора (если есть)

2)    Тело.

3)    Силы.

4)    Ускорение (если есть)

5)    Оси координат (х вдоль  QUOTE

 

).

2.     Проанализировать состояние объекта: покой, равномерное прямолинейное движение или равноускоренное движение. В зависимости от этого записать I или II закон Ньютона, описывающий условие данной задачи в векторной форме.

3.     Сделать проекции этого выражения на оси.

4.     Записать систему уравнений, добавив в неё при необходимости формулу силы трения или уравнения кинематики.

5.     Решить систему уравнений относительно неизвестной.

 

 

2.     Создание логических опорных сигналов

       

 

 

 

 

 

 

 

Практикум (обучающий тест)

 

Динамика        Обучающие задания

1(А) Автобус движется прямолинейно с постоянной скоростью. Выберете правильное утверждение.

1) На автобус действует только сила тяжести.

2) Равнодействующая всех приложенных к автобусу сил равна нулю.

3) Ускорение автобуса постоянно и отлично от нуля.

4) Ни одно из приведённых в пунктах 1-3 утверждений неверно.

Указание: Вспомните I закон Ньютона.

2(А) Шарик движется под действием постоянной по модулю и направлению силы. Выберете правильное утверждение.

1) Скорость шарика не изменяется.

2) Шарик движется равномерно.

3) Шарик движется с постоянным ускорением.

4) Ни одно из приведённых в пунктах 1-3 утверждений неверно.

Указание: Вспомните II закон Ньютона.

3(А)  На рис. 1 представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на рис. 2 указывает направление вектора равнодействующей всех сил, действующих на тело?

  

                      3            2       1) 1        3) 3

                  4                        1     2) 2        4) 4

       рис. 1                 рис. 2

Указание:  Используйте векторную запись II закона Ньютона и вспомните понятие сонаправленности векторов.

4(А) Как движется шарик массой 500 г под действием силы 4 Н?

1) С ускорением 2 м/с2.

2) С постоянной скоростью 0,125 м/с.

3) С постоянным ускорением 8 м/с2.

4) С постоянной скоростью 2 м/с.

Указание: Примените II закон Ньютона.

5(А) В каких из приведённых ниже случаев речь идёт о движении тел по инерции?

А. Тело лежит на поверхности стола.

Б. Катер после выключения двигателя продолжает двигаться по поверхности воды.

В. Спутник движется по орбите вокруг Земли.

1) А          2) Б          3) В          4) А, Б, В

Указание: Вспомните определение инерции и условие, при котором наблюдается это явление.

6(А) Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Какова траектория движения этого тела?

1) Парабола                          3) Прямая

2) Окружность                      4) Эллипс

Указание: Вспомните I закон Ньютона.

7(А)  В инерциальной системе отсчета сила F, действуя на тело массы m, сообщает ему ускорение а. Как надо изменить силу, чтобы, уменьшив массу телу вдвое, уменьшить его ускорение в 4 раза?

1) увеличить в 2 раза  

2) уменьшить в 2 раза

3) уменьшить в 4 раза

4) уменьшить в 8 раз

Указание:  Вспомнить второй закон Ньютона.

8(А)  Если палочку, подвешенную на двух тонких нитях, медленно потянуть за шнур, прикрепленный к ее центру, то…

1) палочка сломается

2) оборвется шнур

3) оборвется одна из нитей

4) возможен любой вариант, в зависимости от приложенной силы

Указание:  Вспомните определение инертности.

9(А)  На рисунке показаны три симметричных тела одинаковой массы (куб, шар и цилиндр). Для каких двух тел можно применить закон Всемирного тяготения, если расстояние между центрами тел сравнимо с размерами самих тел?

1) Для шара и куба.       

2) Для шара и цилиндра.            

3) Для цилиндра и куба.

4) Ни для одной из пар, т.к. закон Всемирного тяготения применим только для материальных точек.

Указание: вспомнить границы применимости закона всемирного тяготения.

10(А) Известно, что масса Земли в 81 раз больше массы Луны. Если Земля притягивает Луну с силой F, то Луна притягивает Землю с силой …

1) 81F        2)

                 3) F        4) F = 0

Указание: Вспомните III закон Ньютона.

11(А) Два маленьких шарика массой  m каждый находятся на расстоянии  r  друг от друга и притягиваются с силой  F. Какова сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса каждого шарика

, а расстояние между ними

?

1)  3F                   2) F                      3)

           4)

Указание: Применить закон всемирного тяготения.

12(А) На поверхности Земли на тело действует сила тяготения 18 Н. На расстоянии двух радиусов Земли от её поверхности сила тяготения будет равна…

1) 36 Н        2) 9 Н          3) 2 Н          4) 4,5 Н

Указание: Применить закон всемирного тяготения

.

13(А) Ускорение свободного падения будет меньше, если тело находится …

1) на северном полюсе         

2) на южном полюсе                      

3) на экваторе

4) ускорение свободного падения везде одинаковое.

Указание:

, полярный и экваториальный радиусы Земли – различны.

14(А) Космический корабль движется вокруг Земли по круговой орбите радиусом 2·107м. Его скорость равна…

1) 4,5 км/с                     3) 8 км/с             

2) 6,3 км/с                     4) 11 км/с

 

Указание: Применить формулу

 

15(А) Мяч, брошенный вертикально вверх, упал на Землю. На каком участке траектории движения мяч находился в состоянии невесомости?

1) Только во время движения вверх.

2) Только во время движения вниз.

3) Во время всего полёта.

4) Ни в одной из точек траектории полёта.

16(А) Лифт  начинает движение вверх с ускорением а. Выберите из предложенных ответов правильное соотношение веса тела Р и силы тяжести F.

1) Р < F                           3) Р > F                          

2) Р = F                           4) Р = 0;  F > 0

17(А) Автомобиль массой 2 т проходит по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 40 м, со скоростью 36 км/ч. Сила давления автомобиля на середину моста …

1) 25·103 Н                   3) 15·103 Н         

2) 20·103 Н                   4) 0 Н

Указание: Применить второй закон Ньютона и учесть, что а = ац  =

18(А) Под действием какой силы пружина жёсткостью 25 Н/м изменяет свою длину на 5 см?

1) 10 Н    2) 7,5 Н               3) 5,25 Н     4) 1,25 Н

Указание: Применить закон Гука.

19(А) На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости, возникающей при растяжении пружины, от её деформации. Жёсткость этой пружины равна

\s

                          Fупр, Н

1) 10 Н/м

2) 20 Н/м

3) 100 Н/м

4) 0,01 Н/м                                             х, м

                                                                   

Указание: Из графика найти для любого х значение Fупр и применить закон Гука.

20(А) Какой из перечисленных факторов не влияет на силу сухого трения?

1) Материал соприкасающихся тел.        

2) Состояние трущихся поверхностей.

3) Сила нормального давления.              

4) Площадь соприкасающихся поверхностей.

21(А)  Тело равномерно движется по горизонтальной плоскости. Сила его давления на плоскость равна 8 Н, сила трения 2 Н. Коэффициент трения скольжения равен

1) 0,16        2) 0,25        3) 0,75        4) 4

Указание: Применить формулу силы трения, сила реакции опоры равна силе давления.

22(А)  Тело массой 200 г движется по горизонтальной поверхности с ускорением 0,7м/с2. Если силу трения считать равной 0,06 Н, то горизонтально направленная сила тяги, приложенная к телу равна…

1) 0,02 Н    2) 0,08 Н    3) 0,2 Н      4) 0,8 Н

Указание:  Используйте второй закон Ньютона и определение равнодействующей сил.

23(А) Брусок покоится на шероховатой наклонной плоскости (см. рис.). На тело действуют: сила тяжести

, сила упругости опоры

 и сила трения

. Модуль равнодействующей сил

 и

 равен …

1) mg    

2) Fтр+N    

3) N∙cosα                                                       

4) Fтрsinα

Указание: На рис. изобразите равнодействующую сил

 и

.

24(А) Брусок массой 0,2 кг покоится на наклонной плоскости с углом наклона 30о. Коэффициент трения между поверхностями бруска и плоскости 0,5. Сила трения, действующая на брусок равна

1) 0,5 Н      2) 1 Н        3) 1,7 Н        4) 2 Н

Указание: записать второй закон Ньютона в проекции на ось Ох, направленную вдоль наклонной плоскости.

25(А) Брусок массой 1 кг движется равноускоренно по горизонтальной поверхности под действием силы 10 Н, как показано на рисунке. Коэффициент трения скольжения равен 0,4, а угол a=30о. Модуль силы трения равен                                       

1) 8,5 Н         3) 3,4 Н                                                            

          

2) 2 Н            4) 6 Н

Указание: записать второй закон Ньютона в проекции на ось Оу, для нахождения N, и воспользоваться формулой Fтр = µN

26(А) На рисунке представлены графики зависимости силы трения от силы нормального давления для двух тел. Отношение

 коэффициентов трения скольжения    

\s

1) 1                                                       Fтр

2) 2                                                                                               1

3)

                                                                                              2

4) √2                                               

                                                                                                         Fд

Указание:

 =

, если F = F

27(А) Тело тянут по горизонтальной плоскости с постоянно увеличивающейся горизонтально направленной силой F. График зависимости ускорения, приобретаемого телом, от приложенной к нему силы F приведён на рисунке. Определить максимальную силу трения покоя.                

\s

                                  а, м/с2

1) 0,5 Н

2) 1 Н

3) 2 Н

4) 3 Н

                                                                                         F, Н

Указание: пока а = 0 – тело покоится, максимальное значение Fтр.покоя= Fmax , для а=0.

28(В)  Координата тела изменяется по закону х = 5 — 4t + 2t2 (м). Чему равна сила, действующая на тело в момент времени 5с? Масса тела 2 кг.

Указание:  Применить второй закон Ньютона; найти проекцию ускорения через уравнение координаты.

29(В)  Автомобиль движется с постоянной по модулю скоростью 72 км/ч по выпуклому мосту, имеющему форму дуги окружности. При каком значении радиуса этой окружности водитель испытает состояние невесомости в верхней точке моста?

Указание: В состоянии невесомости тело движется с ускорением свободного падения.

30(В) Брусок массой М = 300 г соединён с бруском массой m = 200 г невесомой и нерастяжимой нитью, перекинутой через невесомый блок. Чему равно ускорение брусков? Трением пренебречь.

Указание: Изобразите все силы действующие

на оба тела, запишите для каждого

II закон Ньютона, решите систему из двух

Уравнений относительно ускорения.

31(В) На автомобиль массой 1 т во время движения действует сила трения, равная 0,1 силы тяжести. Чему должна быть равна сила тяги двигателя, чтобы автомобиль двигался с ускорением 2 м/с2?

Указание: Изобразите все силы действующие на автомобиль, запишите II закон Ньютона в проекции на ось Ох.

32(В) Два бруска связаны невесомой и нерастяжимой нитью, как показано на рисунке. К правому бруску приложена сила F = 10 Н. Чему равна сила натяжения нити? Трение не учитывать.

                            4 кг                1 кг                                                                                               

                 

Указание: Изобразите все силы, действующие на оба тела, запишите для каждого II закон Ньютона, решите систему из двух уравнений относительно силы натяжения нити.

33(В) Человек везет двое саней массой по 15 кг каждые, связанных между собой веревкой. При этом он прикладывает к веревке силу 120 Н под углом 45° к горизонту. Найдите силу натяжения веревки, связывающей сани, если коэффициент трения полозьев о снег 0,02. Ответ округлить до целого числа.

Указание: Записать второй закон Ньютона для каждого из двух тел. Ускорение всех тел одинаково. Нити считать нерастяжимыми и невесомыми.

34(В) Брусок массой 2 кг может двигаться только вдоль вертикальных направляющих, расположенных на вертикальной стене. Коэффициент трения бруска о направляющие равен 0,1. На первоначально покоящийся брусок действует сила

, по модулю равная

 30 Н и направленная под                        

углом 60° к вертикали (см.рис.).

Чему равно ускорение  бруска?

Указание: Использовать второй закон

Ньютона, вспомнить о направлении силы

нормальной реакции опоры.

35(С)  Найдите радиус круговой орбиты искусственного спутника Земли, имеющего период обращения 1 сутки.   Масса Земли 6∙1024 кг.

Указание: использовать формулу периода обращения точки по окружности и формулу для расчета космической скорости.

 

3.     Предварительный контроль знаний. Повторение, обобщение.

 

 

 

Динамика    Тренировочные задания

1(А)  Самолет летит прямолинейно с постоянной скоростью на высоте 9000 м. Систему отсчета, связанную с Землей, считать инерциальной. В этом случае… 

1) на самолет не действует сила тяжести

2) сумма всех сил, действующих на самолет, равна нулю

3) на самолет не действуют никакие силы

4) сила тяжести равна силе Архимеда, действующей на самолет

2(А) На каком участке графика равнодействующая всех сил, действующих на движущийся  прямолинейно автомобиль, равна нулю?        υ

1) Только 0 — 1.                                                             1          2  

2) Только 1- 2.                                                     

3) Только 2 — 3.  

4) 0 — 1 и 2 — 3.                                              0                          3          t

3(А) Тело движется равноускоренно и прямолинейно. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему сил правильно?

1) Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.

2) Не равна нулю, постоянна по направлению, но не по модулю.

3) Не равна нулю, постоянна по модулю, но не по направлению.

4) Равна нулю.

4(А) Массивный груз подвешен на нити 1 (см.рис.). Снизу к грузу прикреплена такая же нить 2. Резко дёрнули за нить 2. Какое из утверждений верно?

1) Оборвётся нить 1.                                                                             1

2) Оборвётся нить 2.                        

3) Обе нити оборвутся одновременно.                                                2

4) Иногда обрывается нить 1, а иногда – 2.

5(А) На рис.1 показаны направление скорости, и ускорения тела в некоторый момент  времени. Какая из стрелок на рис.2 соответствует направлению равнодействующей всех сил, действующих на тело?

                 1                       4      1) 1          3) 3

                                                  2) 2          4) 4

                          2           3

   рис. 1                 рис. 2

6(А) С каким ускорением движется тело массой 20 кг, на которое действуют три равные силы по 40 Н каждая, лежащие в одной плоскости и направленные под углом 1200 друг к другу?

1) 1 м/с2     2) 0,5 м/с2    3) 0 м/с2         4) 3 м/с2

7(А)  В инерциальной системе отсчета сила F сообщает телу массой m ускорение а. Как надо изменить силу, чтобы при уменьшении массы тела вдвое его ускорение стало в 4 раза больше?

1) увеличить в 2 раза

2) увеличить в 4 раза

3)уменьшить в2 раза

4)оставить неизменной

8(А)  Мальчик и девочка тянут веревку за противоположные концы. Девочка может тянуть с силой не более 50 Н, а мальчик – с силой 150 Н. С какой силой они могут натянуть веревку, не перемещаясь, стоя на одном месте?

1) 50 Н       2) 100 Н     3) 150 Н     4) 200 Н

9(А) Спутник равномерно движется вокруг Земли по круговой орбите. Как направлена равнодействующая сила, действующая на спутник, в т. 1?

                       1) Равнодействующая равна 0.

                       2)            3)               4)

                       

                1

                  v

10(А) Закон всемирного тяготения позволяет рассчитать силу взаимодействия тел,  если…

1) тела являются телами Солнечной системы.

2) массы тел одинаковы.

3) известны массы тел и расстояние между ними.

4) известны массы тел и расстояние между ними, которое много больше размеров тел.

11(А) Сила тяготения, действующая на тело, уменьшилась в 4 раза, следовательно, расстояние между телом и Землёй …

1) увеличилось в 2 раза                                 2) увеличилось в 4 раза

3) уменьшилось в 2 раза                                    4) уменьшилось в 4 раза

12(А) Искусственный спутник обращается по круговой орбите на высоте 600 км от поверхности планеты. Радиус планеты равен 3400 км, ускорение свободного падения на поверхности планеты равно 4м/с2. Какова скорость движения спутника по орбите?

1) 3,4 км/с                     3) 5,4 км/с

2) 3,7 км/с                     4) 6,8 км/с

13(А) Планета имеет радиус в 2 раза меньший радиуса Земли. Известно, что ускорение свободного падения на этой планете равно 9,8 м/с2. Чему равно отношение массы планеты к массе Земли?

1) 1          2) 2            3) 0,25             4) 0,5

14(А) После выключения ракетных двигателей космический корабль движется вертикально вверх, достигает верхней точки траектории и затем опускается вниз. На каком участке траектории космонавт находится в состоянии невесомости? Сопротивлением воздуха пренебречь.

1) Только во время движения вверх.

2) Только во время движения вниз.

3) Во время всего полёта с неработающим двигателем.

4) Ни в одной из точек траектории полёта.

15(А) Лифт начинает движение вниз с ускорением, равным ускорению свободного падения. Выберите из предложенных ответов правильное соотношение веса тела Р и силы тяжести F.

1) Р < F                            3) Р > F

2) Р = F                            4) Р = 0;  F > 0

16(А) Мальчик массой 50 кг качается на качелях  с длиной подвеса 4 м и давит на сиденье при прохождении положения равновесия со скоростью 6 м/с с силой

1) 300 Н                        3) 500 Н

2) 950 Н                      4) 1200 Н

17(А) Под действием силы 70 Н длина пружины изменяется от 20 см до 17,5 см. Какова жёсткость пружины?

1) 187 Н/м                    3) 400 Н/м

2) 2800 Н/м                            4) 3500 Н/м

\s

18(А)  На рисунке представлены     графики зависимости модулей сил упругости от деформации для двух пружин. Отношение жесткостей равно           Fупр, Н

1) 1                              

2) 2            

3) 3            

4) 4                                                                                                                                                                        Δl, м

                                                                               

19(А)    Пружины жесткостью 100 Н/м и 300 Н/м соединили последовательно. Какая жесткость получилась у данной системы?

1) 75 Н/м                      3) 100 Н/м

2) 400 Н/м                   4) 200 Н/м

20(А)  Конькобежец весом 700 Н скользит по льду. Чему равна сила трения, действующая на конькобежца, если коэффициент трения коньков по льду равен 0,02?

1) 0,35 Н    2) 1,4 Н      3) 3,5 Н      4) 14 Н

21(А)  На рисунке представлен график зависимости модуля силы трения F от модуля силы нормальной реакции опоры  N. Определите коэффициент трения скольжения.

1) 0,1          3) 0,25

2) 0,2          4) 0,5

22(А)  Мешок массой 20 кг, находящийся на подъемнике, давит на дно подъемника с силой 220 Н. Найдите ускорение подъемника и его направление.

1)  вверх, 1 м/с2           3) вверх, 11 м/с2

2) вниз, 1 м/с2               4) вниз, 11 м/с2

23(А)  Автомобиль массой m движется с постоянной скоростью υ по вогнутому мосту. Радиус кривизны моста равен R. С какой силой N действует автомобиль на середину моста?

1) N = mg                          3) N = mg +

2) N = mg

         4) N = mg +

 24(А)  Автомобиль, движущийся со скоростью 20 м/с, начинает тормозить и через некоторое время останавливается, пройдя путь 50 м. Чему равна масса автомобиля, если общая сила сопротивления движению составляет 4кН?

1) 20 т        2) 10 т        3) 1 т          4) 0,5 т

25(А) Брусок массой 1 кг движется равноускоренно по горизонтальной поверхности под действием силы 10 Н, как показано на рисунке. Коэффициент трения скольжения равен 0,4, а угол a=30о. Модуль силы трения равен

1) 0 Н        3) 3,4 Н                             α

2) 6 Н        4) 0,6 Н                                  

                                         

26(А)  С каким ускорением соскальзывает брусок с наклонной плоскости с углом наклона 30° при коэффициенте трения 0,2?

1) 3,4 м/с2  2) 3,3 м/с2  3) 3 м/с2    4) 1,7 м/с2

27(А)  К нити, переброшенной через блок, прикреплены грузы (см. рис.). Чему равно ускорение, с которым они движутся?

1) g           3) g/2 

2) 2g         4) 4g

28(А)  На горизонтальной дороге автомобиль делает разворот радиусом 9 м. Коэффициент трения шин об асфальт 0,4. Каким должна быть скорость автомобиля при развороте, чтобы его не занесло?

1) 36 м/с                       3) 3,6 м/с

2) 6 м/с                         4) 22,5 м/с

\s

29(В) Тело тянут по горизонтальной плоскости с постоянно увеличивающейся горизонтально направленной силой F. График зависимости ускорения, приобретаемого телом, от приложенной к нему силы F приведён на рисунке. Определить коэффициент трения скольжения между телом и плоскостью    а, м/с2

                                      

                                                                                                                                         

 

                                                                                                                                      F, H  

 

 

 

 30(В)  Два искусственных спутника движутся по круговым орбитам вокруг одной планеты радиуса R. Первый спутник находится на высоте  2R над поверхностью планеты и движется со скорость 10 км/с. Второй спутник находится на высоте R над поверхностью планеты. Найдите скорость движения второго спутника. Ответ выразите в км/с и округлите до десятых.

31(В) Три тела массами m, 2m и 4m связаны нитями и находятся на гладком горизонтальном столе. К телу массой m приложена горизонтальная сила F. Определить силу натяжения нити между телами 2m и 4m. 

         4m              2m                m                

 

32(В) Деревянный брусок массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0,5 кг, прикреплённого к концу шнура, перекинутого через неподвижный блок                                 m1

(см. рис.). Коэффициент

трения бруска о поверхность 0,1.                                        m2

Найти ускорение движения тела.

 

33(В)  Два груза массами М1 = 1 кг и М2 = 2 кг, лежащие на горизонтальной поверхности, связаны нерастяжимой и невесомой нитью (см. рис.). На грузы действуют силы F1 = 3 Н и F2 = 12 Н, направленные горизонтально в противоположные стороны. Определить ускорение, с которым будет двигаться эта система грузов. Коэффициент трения между каждым из грузов и поверхностью равен 0,2.

        F1              М1                   М2                 F2

      

34(В)  Стальную отливку массой 20 кг поднимают из воды при помощи троса, жесткость которого равна 400 кН/м, с ускорением 0,5 м/с. Плотность стали 7800 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3. Найти удлинение троса. Силой сопротивления воды пренебречь. Ответ выразить в мм.

35(С) Определить минимальный период обращения спутника нейтронной звезды, плотность вещества которой 1∙1017 кг/м 3. Примечание: объем шара равен

.  

 

4.     Контроль знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые учебные ситуации

Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на  любом уровне образования- от первоначального школьного до специального физического. Судить о степени понимания  физических законов можно по умению сознательно их применять для анализа конкретных физических  явлений, то есть для решения задач. Мой опыт работы в школе показывает, что наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос « с чего начать», то есть не  само использование физических законов, а  именно выбор — какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного явления. Это умение выбрать путь решения задачи, то есть умение определить, какие именно физические законы описывают рассматриваемое явление, как раз и свидетельствуют о глубоком и всестороннем понимании физики.

      На первый взгляд кажется, что всё просто – выучи закон и решай задачу. На деле оказывается всё очень сложно. В результате мы видим, что многие учащиеся  в наши дни не любят физику. В чём причина? Однозначного ответа на этот непростой  вопрос нет. Но одна их важнейших причин, я думаю, заключается в том, что физика объективно сложна, гораздо сложнее истории, литературы, биологии и даже математики. Часто мы не берём в расчёт, что для понимания физики учащиеся помимо обширных знаний и специальных умений должны ещё уметь решать большое количество задач. Именно решение задач и представляет наибольшие трудности для учеников. Вследствие этого  у многих даже начинает формироваться отрицательное отношение к физике. В результате многие учащиеся отказываются даже от попыток решать задачи. Отказ от решения задач ещё как- то «проходил» во времена устных экзаменов по физике. Но теперь — как и при прохождении Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и при выполнении заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) проверяют именно умения применять полученные знания, а не декларировать их. Это соответствует деятельному подходу. В Государственном образовательном стандарте второго поколения деятельному подходу уделяется ещё большее внимание. В связи с этим у учителей физики увеличивается интерес к методике обучения решения задач и подготовке к современным экзаменам. Для того, чтобы глубже вникнуть в проблему, связанную с решением задач и найти наиболее эффективный метод решения необходимо  прежде всего выяснить: «Почему же нашим ученикам  так трудно даются задачи по физике?»

Основными мне видятся следующие причины:

1.Ученики не понимают смысла физических законов.

Понимание смысла физических законов – главная цель школьного курса, но понимание этих законов может родиться только в осознанной деятельности  по применению этих законов.

2. Ученики не умеют идеализировать ситуации, описанную в задаче, выделяя главное и отбрасывая второстепенное.

Замечательный физик и педагог Р. ,Фейман писал: «Предмет науки предстаёт перед нами во множестве проявлений, в обилии признаков. Спуститесь к морю, вглядитесь в него. Это ведь не просто вода. Это вода и пена, это рябь и набегающие волны, это облака, солнце и голубое небо, это свет и тепло шум и дыхание ветра, это песок и скалы, водоросли и рыба, их жизнь и гибель, это и вы сами, ваши глаза и мысли, ваше ощущение счастья. И не то ли в  любом другом месте, не такое ли разнообразие явлений и влияний? Вы не найдёте в природе ничего простого, всё в ней перепутано и слито. А наша любознательность требует найти в этом простоту, требует, чтобы мы ставили вопросы, пытались ухватить суть вещей и понять их многоликость как возможный итог действия сравнительно небольшого количества простейших процессов и сил, на  все лады сочетающихся между собой». Вот и наши ученики считают, что простые физические законы не соответствуют сложному реальному миру. И поэтому они не доверяют законам физики, когда их нужно применить для решения задач.

3.Учащиеся не запоминают физических формул и обозначений физических величин.

Физические формулы часто представляются ученикам китайской грамотой, не понимая их смысла, они, водя пальцем, ищут «такие буквы» в конспекте или учебнике.  При этом  физическое содержание формулы проскальзывает мимо.

4.Ученики не распознают в физических формулах уравнений.

Задачи по физике- «преемники» текстовых задач по математике. Их научили решать всё через «  х» , поэтому они начинают «плавать» в физических формулах и не могут распознать известные величины от неизвестных.

5.Ученики часто не знают, с чего начать решение задачи.

Для многих учеников наиболее трудным является первый шаг в решении задачи: они не видят, как искомая величина связана с данными в условии.

6.Ученики теряются при решении экспериментальных задач.

Экспериментальные и расчётные задачи  разделены между собой. Поэтому учащиеся теряются и пытаются вспомнить, как они   выполняли соответствующую  лабораторную работу.

7. Ученикам не интересно решать задачи.

Это последняя по счёту, но первая по важности причина! Нежелание решать задачи обусловлено отсутствием интереса. А интереса нет, в частности потому, что школьникам предлагают « чужие», не ими поставленные задачи. Решение  таких задач не всегда творческий процесс, а ведь интересным может быть только творчество. Поэтому изменим подход к обучению физике, придав решению задач творческий, исследовательский характер. Для этого необходимо использовать на практике концепцию обучения решению задач по физике, основанную на  методе  учебных ситуаций или  ключевых ситуаций.

    Разберём, что подразумевается под этими понятиями.

  Учебная ситуация— это (новое понятие в Стандартах) такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют или предлагают своё описание для запоминания.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета ) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

  Ситуация   —  (от лат. Situation— положение)  сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку положения.

 «Ключевой»- это основной, главный, самый важный. Открывающий возможности овладения, управления чем-нибудь, открывающий возможности для каких-либо действий.

  Ключевые учебные ситуации – это совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающего и обучаемого, которые требуют принятия решения  и соответствия действий или поступков со стоны участников.

    В 1972 году профессор Давыдов В.В. предложил выделять ключевые ситуации  в учебных предметах. С 2000 года канд .физ-мат. наук Гендейнштейн Л.Э начал использовать в школьном курсе физики ключевые ситуации . До середины 70-х годов XX-столетия  в СССР не возникал вопрос об изменении методов обучения в школе и высших учебных заведениях. Хотя на Западе с 1870 года в Гарвардском университете уже применялся так называемый метод ( casestudio), т.е. метод конкретных ситуаций ( от анг. case-случай, ситуация)- метод активного проблемного ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций. В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения. Одним из таких методов является:

«  Метод ключевых учебных ситуаций». Идея этого метода состоит в  том , что    в последние годы внимание учителей и учеников сконцентрировано на подготовке к ГИА и ЕГЭ, где предложены профессионально составленные тесты по физике и другим учебным предметам,  поэтому разработка современных тестов не может вестись без изменения существующего содержания образования. Традиционное содержание школьных предметов представляет собой набор мало связанных между собой сведений и умений, подлежащих обязательному усвоению. Эти сведения и умения плохо упорядочены, разобщены, а потому усваиваются с большим трудом. Создание тестов в педагогике ХХ1 века должно начинаться с выделения в каждом учебном предмете ключевых ситуаций — наиболее важных и генетически связанных друг с другом встреч учащихся с идеальными объектами, образующими содержание той или иной предметной области.

       Выделение и описание ключевых учебных ситуаций в каждом предмете — первый шаг в построении тестов по этому предмету. Ключевые ситуации выделяются не в форме правил, вопросов или задач — это именно ситуации встречи ученика с новым, интересным, удивительным, загадочным идеальным объектом. Это ситуации потенциальной возможности правила, вопроса, учебной задачи, проблемы, парадокса. Здесь уместны такие формулировки по физике:«Камень брошен вертикально вверх», «Искусственный спутник движется вокруг Земли», «Фазовые переходы» (Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, 2001). В условиях теста — описании ключевой учебной ситуации — перед учащимся встают «вещие вещи» культуры — ее идеальные объекты. Это — объекты идеального мира, уже приготовленные для предметных суждений. Это — наклонная плоскость или блок, горизонтально летящая пуля или лифт.

   Успех применения тестов во многом зависит от того, насколько ярко, точно, глубоко и нетривиально будет построена встреча нового орудия мысли — с учеником. Суждения можно начать строить о том, что поразило, удивило, заинтересовало — о чем хочется именно судить, а не пройти мимо. Все тесты должны развивать важнейшую для просвещенного человека способность суждения об интересных орудиях мысли. Поэтому ключевые ситуации должны строится как своеобразные «точки удивления» (В. С. Библер, 1988). Но в любом случае во всех тестах происходит встреча ученика с настоящим, а не просто — учебным, школьным. Точнее, это встреча с таким школьным, которое воспринимается как настоящее.  Используя данную методику всё  моё творчество и творчество любого педагога должно быть направлено на

  • Создание учебной ситуации;
  • Разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

      В чём же заключается эффективность метода ключевых учебных ситуаций?

В каждом разделе школьного курса физики вместе с учениками исследуются ключевые ситуации, которые служат источниками практически всех задач школьного курса. Изучение ключевых ситуаций – это живой мост между «теорией» и «задачами», причём мост с двусторонним движением. С одной стороны, задачи рождаются при изучении ключевых ситуаций, в которых наглядно проявляется действие физических законов, с другой стороны, благодаря решению на основе ключевых ситуаций теория осознаётся, то есть становится действенной силой, а не пассивным набором фактов и формул.

   Ключевых учебных ситуаций во всём школьном курсе физики немного (несколько десятков) и на их основе  составлены тысячи задач. Данная методика позволяет  учителю найти закономерность в той или иной  ключевой ситуации, а затем вместе с учениками ставит ряд задач. При этом ученики учатся  ставить, овладевая на практике научным методом, что намного важнее для формирования думающих людей, чем решение уже поставленных задач. Такой подход формирует положительное отношение учащихся к физике как школьному предмету, потому что постановка задач — творческий и поэтому интересный процесс.

Результатом  использования ключевых ситуаций может служить следующее:

1.ключевые ситуации позволяют наглядно показать проявление и применение физических законов;

2.ключевые ситуации можно  проанализировать с помощью школьного курса математики;

3.ключевые ситуации позволяют установить взаимосвязь между физическими законами и физической интуицией.

Все ключевые ситуации можно разделить на два вида:

А) Обучающиеся задания — это исследование , поиск.

Б) Контролирующие задания — это задачи,  тесты.

  При подготовке к ГИА и ЕГЭ используются именно контролирующие задания. И тут метод ключевых ситуаций весьма эффективен, так все задания группируются вокруг таких ситуаций. Учащиеся, решая задачи, многократно практикуется в применении ключевых ситуаций. Разбирая тесты с выбором ответа, учащиеся имеют возможность быстро проверить усвоение всех изученных тем.

    Таким образом, творчески осваивая ключевые ситуации, находя закономерности, ставя на их основе задачи и решая их, ученик учится решать задачи и тем самым готовится к сдаче государственного экзамена. Деятельное знакомство с ключевыми ситуациями повышает  уверенность ученика в своих знаниях по физике, поскольку эти знания, естественно, становятся умениями. Ещё Сократ считал, что «знать-это уметь», а это значит, что ученик сам УВИДЕЛ, сам ПОСТАВИЛ и сам РЕШИЛ поставленную им же задачу.

Ключевая учебная ситуация (КлУС) -прямолинейное равноускоренное движение. Данная ключевая учебная ситуация   в «Кинематике» — не самоцель, а важное средство для последующего изучения ключевой ситуации «школьной Динамики» – движение тела по прямой под действием постоянной силы. Именно тогда и понадобятся основные свойства и признаки  прямолинейного равноускоренного движения без начальной скорости.

 

 

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1.Актуализация знаний и умений учащихся

Предлагает учащимся таблицу, в которой физические величины, единицы измерения, формулы записаны в разброс ( не правильно).

Предлагает учащимся с помощью цифр записать правильное соответствие между величинами.

Проверяет задания, делает замечания, обращает внимание на знание формул.

Учащиеся заполняют таблицу в виде цифр. Каждая цифра соответствует физической величине, её единице измерения, формуле.

2.Организационная деятельность учащихся по решению задач

 

Записывает на доске формулу скорости  при равноускоренном движении без начальной  скорости

V=at.

Произносит  название физических величин и их обозначения.

Задаёт вопрос: Какие виды задач мы можем поставить, используя соотношение между скоростью, ускорением, временем движения тела?

 

Отвечают на вопрос, дополняют, поправляют друг друга

3.Устная задача

Упоминает , что движение автомобиля во время разгона является равноускоренным.

Говорит, что современный автомобиль разгоняется с места со скоростью 108 км/ч за 3 с.

Спрашивает, какую задачу можно поставить исходя из этих данных?

Комментирует задачу и говорит, что с таким ускорением падают все тела на Земле. Его называют ускорением свободного падения.

Бросает для наглядности на пол с поднятой руки мячик.

Предлагает учащимся самим сформулировать простые задачи на нахождение скорости и времени движения с использованием формул

v=at,  t= QUOTE

 

1.Учащиеся формулируют: найти ускорение автомобиля. Переводят скорость – это 30 м/с. Решают устно задачу- ответ10 м/
QUOTE

 

.

 

2.Учащиеся составляют задачи и решают их устно.

4.Демонстрационный опыт

С помощью демонстрационного оборудования «L-микро, Механика»

на доске показывает движение каретки и предлагает составить задачу.

Спрашивает, как изменится ускорение с увеличением времени движения каретки?

Комментирует выводы учащихся.

1.Учащиеся предлагают вариант задачи и решают её устно.

2. Смотрят на  движение каретки обсуждают её движение с увеличением времени.

3.Делают вывод, находят закономерность

 

 

5.Завершающий этап

 

Подводит  итоги урока, задаёт домашнее задание

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорно-образный подход в преподавании

 

 Более 30% информации человек получает визуально. Недаром существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Свойство психики, памяти, мышления, особенно в раннем возрасте, имеет ярко выраженный образный компонент. Это учтено в разработке данной методики. В более старшем возрасте, сохраняя образное  восприятие, усиливается логический и абстрактный компоненты мышления. Основной задачей данного метода считаю формирование мышления школьника, которое позволит ему не только осознанно овладеть учебным предметом, но и решать проблемы в различных жизненных ситуациях. Очень важно, что данный опыт стимулирует мотивацию к учению, самообразовательный процесс, способствует осознанию учеником собственного «Я», своего места в этом мире.

 

 

          

           Учитель должен приучать ученика к поэтическому

                                                       мышлению, ибо поэзия  в науке – это её вершины.

                                                                                                        Академик Г.И. Будкер    

 

   В методике преподавания физики необходимо уделять развитию не только логического, но и образного мышления. Это особенно актуально для младшего учебного возраста, в котором школьники обладают ярко выраженным наглядно-образным мышлением.

   Более 90% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения и каждый согласится, что нельзя недооценивать такой мощный образовательный инструмент как визуальный образ. В творческом процессе выдающихся ученых большую роль играли визуальные образы. Так, А.Эйнштейн утверждал, что у него вначале возникают «некоторые знаки или более или менее ясные образы… слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии». Один из способов, который я применяю для активизации творческого поиска учеников, основан на методе эмпатии (личной аналогии). Он состоит в том, что человек «входит в образ» изучаемого объекта.

 

                        

               

 

   Ученик представляет себя молекулой, зайцем на бревне или греком, который поднимает тяжелый камень. Представленный образ показывает явление целиком и ученику предлагается описать явление, рассказать о своем видении наблюдаемого объекта, привести аналогии из собственного опыта. Причем принимаются все версии, все точки зрения. Равноправны и учитель и ученик. В таком общении нет слов «неверно», «ты не прав» и т.п. Как правило, в результате беседы, находится, осознается и понимается  верное решение. Ученик САМ приходит к правильному выводу, ему не навязывается чужая точка зрения, он свободен в своих суждениях и тратит столько времени, сколько ему необходимо для осмысления предмета обсуждения. Таким образом, ученик сам выстраивает свою образовательную траекторию с правом выбора действия (заглянуть в учебник, спросить, возразить, сказать…). Появляется осознанная мотивация к учению, особенно у тех, кто дал наиболее полный и  правильный ответ.

 

Н.Рыленков:

Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу-

Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал и по какой распутице,

Дорога та, что САМ искал, вовек не позабудется.

Эти слова стали девизом на наших уроках.

 

   Своим ученикам я неустанно провожу мысль о том, что люди- существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, создает для себя условия жизни, ищет пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем; внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей. Поэтому строить учебный процесс надо в соответствии с природой человека. Это означает, что  человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ.  Отсюда следует единственный вывод: учитель должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учеников.

Научный метод познания Г. Галилея более чем актуален и по сей день.

Инновационный подход в реализации метода имеет опорно-образную основу.

 

  

 

   Опорно-образная система образования, содержит идею целостности  взглядов на окружающий мир, на взаимосвязь всех видов движения материи.  Применение научного метода познания в сочетании с идеей целостности всего многообразия природных явлений, на мой взгляд, является инновационным, передовым в процессе обучения. В раннем возрасте ребенок не разделяет мир на отдельные фрагменты и лишь с возрастом изменяется подход к исследованию природы, в котором предпочтение отдается дифференциации в которой проводятся логические операции  анализа-синтеза, индукции и дедукции.

 

   Известно, что логические операции происходят в левом полушарии мозга. Исторически сложилось, что традиционная школа у нас-«левополушарная». Специалисты утверждают, что только 5% способностей человека раскрываются при жизни. Технологии и методики, в которых идет поиск способов увеличить % проявления способностей, расширить творческий потенциал, развить интуицию, можно смело назвать актуальными, передовыми, инновационными. Опорно-образное мышление, метод графических образов нацелены на активизацию правого полушария, гармонизацию логического  и интуитивного мышления. Сами слова  «опорный», «образный», «графический» имеют смысловое значение знака, символа, образа и суть их заключается в том, что ученик, увидев этот знак, работает с ним и, возможно, поучаствовав в его создании, воспринимает лежащую в его основе информацию ЦЕЛИКОМ, без необходимости словесного толкования или описания. Т.е. он работает с обобщенным образом объекта.

В такой работе выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ученика, проявляется личностно-ориентированный подход и, как результат, в своей деятельности ученик показывает собственное видение процессов и их осмысления, связывает видимое и невидимое. И здесь уже слово «образный», «графический» наполняется иным смыслом. Найденные логические связи, отображенные с помощью рисунка, схемы, эксперимента, позволяют взглянуть на явление шире, увидеть аналогии в других областях знаний. Очевидно, что здесь уже работает не только конкретный опыт ученика, но и его интуиция, творческое воображение.

 

 

Реализация технологии опорных, графических образов при изучении какой либо темы, явления, происходит поэтапно:

1.     Знакомимся с явлением, процессом, реальным объектом (демонстрация). Осуществляем первый шаг научного метода познания — НАБЛЮДЕНИЕ. Познание осуществляется через восприятие явления. Проживание процесса происходит на интуитивном, эмоциональном уровне. Подключается непосредственный опыт ученика и опора на него. Целью этапа является накопление первичной информации, рождение гипотез, первых попыток объяснить явление. Рождается мотивация к продолжению исследования. Необходимое условие этапа — отсутствие критики.

Общее представление о  предмете как едином целом:

1)    Наблюдение, изучение реального объекта

 

 

   

 

 

2)    Приведение обобщенной целостной картины изучаемой темы, например механики.

 

 

 

 

 

2.     На втором этапе составляются учебные задачи, в которые переводим все суждения, гипотезы, мнения. Важно отметить, что обсуждаются все гипотезы, ибо каждая из них отражает мышление конкретного ученика. Задачей этапа является составление  последовательности действий, плана проверки гипотез. Ученики за работой:

 

 

 

3.     На третьем этапе составляется учебный текст, где отражается продуктивная деятельность учеников по созданию целостного описания явления на основе полученных сведений и логических построений. При этом учитель должен создать ситуацию успеха, дать положительную оценку активности ученика, похвалить за правильную или оригинальную мысль в его стремлении создать завершенную картину объяснения явления. Варианты конструирования текста разнообразны. Одним из наиболее удачных приемов считаю прием критического мышления. В частности предлагаю дописать незавершенный текст, дорисовать часть прикрытой схемы, картинки, из отдельных фраз составить соответствующий явлению текст и т.п. Ожидаемым результатом этапа является создание варианта опорного конспекта, который составит ученик или группа. Информация первого этапа осознается, осмысляется, обрастает логическими связями. Опорный конспект может быть выполнен в результате совместной работы ученика и учителя или предложен ученикам для анализа и последующей рефлексии. В том и другом случае перед учеником возникает графическая модель учебного материала. Затем следует, с опорой на конспект, пересказ изложенного, логическое осмысление материала. Эта работа указывает на то, что в учебном материале является наиболее существенным. Опорные сигналы являются теми внешними знаками, с помощью которых удается достичь хорошего восприятия учебного материала, его понимания и запоминания. Чтобы воспроизведение ОК сопровождалось внутренней речью ученика, то ОК делается на структурно-логической основе. Например, при изучении геометрической оптики:

 

 

 

 

Структурную схему дополняем тематическим визуальным рядом и обязательно сопровождаем его реальным объектом (демонстрацией).

Наблюдение, анализ и последующая рефлексия этого ряда позволяют понять, осознать явление и сделать соответствующие выводы:

1.     Луч – линия, вдоль которой распространяется свет.

2.     Световые пучки не зависят друг от друга.

3.     Образование тени объясняется прямолинейностью распространения света.

 

 

 

 

 

                          

 

 

Эти опорные образы, демонстрации, и  измерения помогли понять и усвоить

закон отражения  света.

 

 

          

 

 

           

Данная группа рисунков позволяет представить себе диффузное и зеркальное отражения, а так же построение изображения в плоском зеркале.

 

Этот рисунок знакомит учеников с явлением полного отражения. Они делают открытие о том, что при наблюдаемых условиях, можно не увидеть человека под водой.

              

Наряду с учебником, данные рисунки позволяют всесторонне рассмотреть и изучить явление преломления света веществом.

 

 

     

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

Наблюдая, обсуждая явления и образы, мы выдвигаем гипотезы для их объяснения. Проведя экспериментальную проверку, устанавливаем научный факт, закон. Тем самым в наших действиях присутствуют три этапа научного познания.

Обобщая свои выводы и определения, строим логическую структуру изученных явлений, а затем  опорную схему или конспект.

 

 

 

 

Логическая структура еще не определяет конкретного пути реального обучения, поэтому урок я представляю в виде операций совместного действия с учениками. После обсуждения представленных объектов, с учетом вычлененных элементов, ОК приобретает вид:

 

 

 

При составлении ОК активизируется мыслительная деятельность учащихся (анализ и синтез, сравнение, обобщение), причем в основе механизма усвоения материала оказываются логические связи. Это способствует усвоению школьниками внутренней структуры знания, выстраивания их в систему.

     

 

При работе с учебным текстом, я предпочитаю составлять ОК совместно с учениками. Это способствует активности, повышает интерес к деятельности, создает атмосферу причастности к творческому процессу. В такой работе проявляется индивидуальность ученика, его фантазия, способности, используется жизненный опыт. В качестве примера приведу методику конструирования опорных образов одного из разделов темы: «Тепловые явления».

Вначале мы говорим о различных физических явлениях, связанных с нагреванием и охлаждением тел. Дети приводят различные примеры тепловых явлений. Далее отмечаем, что слова «холодный» или «горячий» определяются степенью нагретости тел. Это служит основанием ввести количественную меру нагретости – температуру. Многие знают и говорят о различных температурных шкалах и термометрах. Я демонстрирую термометры и мы измеряем температуру горячей и холодной воды. Затем, сказанное нами, кодируем в знаковые образы. В итоге, действуя по тому же сценарию, получаем  ОК изученной части темы.

 

.

 

 

 

Опыт показывает, что дети испытывают затруднения в работе с графиками тепловых процессов. Поэтому, конструируя графический образ процесса, поясняю его смысловыми знаками, которые помогают понять и правильно истолковать определенный участок  графика и характерные точки.

 

 

 

4. На четвертом этапе происходит работа с учебным текстом.

Освоение текста учебника – обязательная задача ученика. Как правило, именно тут ученик испытывает трудности, так как в тексте отражены определенная логика и система понятий, которые ученик освоил не полностью. При изучении текста учебника активизируется мыслительная деятельность, идет процесс преодоления разрыва между осознанным и неосознанным знанием. Главной опорой в таком процессе является интуиция. Интуитивная перегруппировка данных в сочетании с методом аналогий и создания учеником собственных знаковых систем, приводит исходную ситуацию к собственному развитию, к получению осознанных знаний.

Выполнение упражнений – обязательная часть отработки знаний, умений и навыков. Этой же цели служат и лабораторные работы. Они помогают ученику пройти весь путь исследования: от постановки задачи до получения результатов.

Обобщение материала и его закрепление может принимать самые различные формы. Например, группа восьмиклассников, после изучения темы «строение атомов», предложила полученные знания изложить в литературной, поэтической форме. Одна группа сочиняла сказку, а другая четверостишья. Вот  что у нас получилось:

                                           

                                         Сказка

« О том, как папа Атом вернул домой сыночка Электрончика»

 

С давних времен в стране ПРИРОДЕ ВЕЛИКОЙ существует город неслыханных размеров —  АТОМГРАД.  Жители города – атомы, дружные да работящие, занимались каждый своим ремеслом. Кто вещества нужные изготовлял, кто предметы полезные делал, словом жили не тужили. Но вот однажды, откуда ни возьмись, налетело на Атома Литиевича чудо-юдо страшное, то ли фиолетовое, то ли ультрафиолетовое, толком никто не понял, и унесло оно, неведомо куда, сыночка Литиевича- любименького Электрончика. Горюет папа Атом, причитает: « Что же мне бедному делать, как сыночка найти, как сыночка вернуть? Был я уважаемым атомом, а теперь, по недосмотру потерял Электрончика и превратился в ион ». Тут сосед его Атом Неоныч говорит: « Плачем горю не поможешь. Иди, поклонись колдунье электрофорной крутящейся вертящейся. Проси твоему горю помочь. Так и сделал Атом Литиевич. Пришел к колдунье, поклонился в ножки- помоги мол волшебница всемогущая вернуть сыночка. Услышала волшебница о проделках чуда-юда, рассердилась, закружилась, завертелась, искрами засверкала, молниями заметала:  «Слуги мои верные, силами безмерные, конденсаторы ёмкие, молнии проворные, догоните беглеца и верните молодца». Слуги тут засуетились, засверкали, закружились, но однако ж воротились с электроном в тот же час. Стали все тут рассуждать, переделку обсуждать – как же папа из иона превратился в атом снова.

 

·        Иль крестик иль плюс нарисован на нем

      Гордится он тем, что зовется протон

·        По знаку он минус, в бегах чемпион

      Мы дружно его назовем  электрон

·        Инертен,пронырлив, нет знака на нем

      Все знают ребята, что это нейтрон

·        А вместе все дружно, стройно и ладом

      Дадут нам систему названием  АТОМ

 

 

Следует отметить, что повторение и закрепление материала можно проводить в интересной и даже веселой форме. Физические явления имеет смысл показывать не только через опыты или научные рассуждения, но и через литературные тексты, загадки, шутки. Вот один из примеров:

 

 

 

 

5. На пятом этапе предлагается решение предметных задач.

Здесь используются различные подходы. В зависимости от уровня подготовки ученика даются задания типа А,В,С или задачи достаточного, высокого уровней. При анализе заданий и их решений предпочтение отдается методу эвристического моделирования:

1. Дается образец решения задачи:

Ученик самостоятельно изучает решение, а затем воспроизводит решение или решает другую задачу.

2. Ученику дается план или алгоритм решения:

Даны две пружины с жесткостью к1 и к2 соответственно. При равенстве сил найти жесткость при их последовательном соединении.

·        Написать трижды закон Гука (для первой, второй, соединенных)

1 ——————   выразить х1

2 ——————————— х2

3——————————— х

Их значения подставить в уравнение  х = х1 + х2  выразить к

3.Ученик самостоятельно решает задачу, но при необходимости консультируется у учителя.

 

 

 

4.     Дается задание из УМК, например:

 

 

5.Для развития коммуникативных качеств можно при групповой работе предложить учащимся составление взаимообратных задач, когда каждый выступает и в роли учителя и ученика. Такая работа имеет творческий характер, воспитывает добросовестность и ответственность.

 

 

6. Для интересной самостоятельной работы предлагаю карточки – задания.

Это позволяет оценить уровень знаний большинства ребят. Вид и содержание карточек отличаются разнообразием. При этом можно дифференцировать задания по сложности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надо отметить, что ребят особенно привлекает работа с физическим домино или дидактическими кубиками, а так же разгадывание кроссвордов или расшифровка ребусов. Приведу несколько примеров таких заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. На шестом, заключительном этапе, знания обобщаются, формируется индивидуальная картина «мира изученной темы». Ученику предлагается вспомнить, что он узнал, что открыл для себя. Происходит рефлексия собственной деятельности, самооценка своих достижений. Полученные знания и умения, ученик добавляет в свой внутренний мир, поднимаясь на новую ступеньку познания. Как правило, я прошу учеников просмотреть материал темы, выделить те части, которые усвоены плохо и которые хорошо и, главное, определить почему. Пути познания у каждого индивидуальны и достоинство технологии в том, что, имея многовариантность обучения, она позволяет ученику выбрать удобный ему путь и способ познания.

Описанная технология отличается практической направленностью, т.к. являет собой адаптированный социальный опыт, осваиваемый учениками в собственной деятельности. Таким образом, в содержание образования входят не только знания о действительности, но и сама действительность! В этой связи организую и  всячески поощряю творческую работу учеников, особенно ту, которая связана с использованием современных информационных технологий.

Это доклады, рефераты, компьютерные презентации, разработки собственных образовательных проектов.

 

Год

2014

2015

2016-17

2017-18

Количество

14

15

15

12

Высокий уровень исполнения

 

4

 

9

 

11

 

10

 

 

              

 

            

 

Работа с интерактивной доской.

 

       

 

По своей инициативе установил дни и время дополнительных занятий с целью проведения консультаций для желающих улучшить успеваемость и работы с одаренными детьми.

              

Консультация                                           Дополнительные занятия

Стимулируя самообразование, самовыражение учеников, их креативные способности получил положительную динамику познавательной активности, их эмоционального состояния. По результатам анкетирования ( 100-бальная шкала)

Познавательная активность

    2015

    2016

  2017

 2018

        48%

     

         56%

 

      62%

      64%

 

 

Опорно-образная технология обучения предполагает не только проведение уроков по особой методике, но и реальную связь с жизнью. Важен личностный, человеческий фактор, который формирует отношения, как между учениками, так и между учителем и учеником. Конструирование доброжелательных, толерантных, партнерских отношений происходит посредством общих дел, которые осуществляются при взаимном доверии, согласии и заинтересованности. Подготовка и проведение предметной недели, участие в конкурсах, организация экскурсий, оформление кабинета и накопление дидактического материала – вот далеко не полный перечень совместных дел.

У детей развиваются и укрепляются патриотические чувства, целеустремленность, трудолюбие, креативность, ответственное отношение к порученному делу.

 

Применение современных образовательных технологий, наличие связи  учебной и внеклассной работы по предмету, применение современных средств обучения, система мониторинга учебных достижений школьников позволили мне добиться 100% успеваемости и высокого качества знаний.

2014г-43%, 2015г-52%, 2016г-63%, 2017-63%, 2018г-56%

 

 

 

 

Заключение.     

 

      В своей работе формирую для детей главные жизненные установки:

 

Учеба – это тяжелый, упорный труд

 

Твои успехи и достижения зависят только от тебя самого

 

Человек должен учиться всю свою жизнь!

 

 

                                            

                                     

 

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне,- попросил юноша,- почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов,- неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

                      

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ!

 

 

 

×
×