Роль занятий музыкой в развитии и формировании духовной личности ребенка

Автор: Волкова Руфина Леонидовна

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

 

Во все времена музыкальное образование высоко ценилось. Умение чисто петь и играть на каком-либо музыкальном инструменте считалось признаком хорошего воспитания. В современном мире такие умения также дают возможность иметь хорошее хобби. Но, стоит обметить, музыкальное образование также является хорошим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры и развитием новых нейронных связей в головном мозге. Об этом говорят последние научные исследования таких специалистов в области изучения головного мозга, как Пилар Диез-Суарез, Татьяна Владимировна Черниговская и многие другие.

Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает теми или иными музыкальными способностями. Задача педагога – верно определить вектор их развития. Нельзя обучать игре на инструменте одним методом. Каждый ученик уникален и требует своего индивидуального подхода. Немаловажным является цель обучения учащихся. Некоторым нужно получить более элементарные навыки пианизма, но в большей степени развить слуховые и обще музыкальные данные, знакомить с музыкальной литературой и золотым фондом музыкального искусства. Ребенка необходимо погружать в волшебный мир звуков с первых уроков, дать почувствовать себя частью музыкального мира. Каждое, даже самое маленькое и простое произведение должно формироваться в воображении ученика как целостный образ, должно возбуждать фантазию ученика. Многие занятие музыкой не выберут в качестве своей профессии, но станут хорошими ценителями музыкальной культуры, А домашнее музицирование может стать отличным хобби.

Педагогу не стоит превращаться из учителя музыки в учителя игры на инструменте. Кроме развития исполнительских навыков и разучивания пьес к к замену необходимо развивать ученика в целом. В процессе обучения игры на инструменте обязательно должна быть включена ансамблевая игра в четыре руки, игра в камерном ансамбле, импровизация, подбор по слуху, чтение нот с листа. Немаловажным является создание обширного репертуара: кроме изучения классических произведений, необходимо также включать в репертуар произведения современных композиторов, народную музыку, джаз.

Педагог также обязан уметь погружать ученика в исполняемое произведение. Очень важно знакомить с композитором, эпохой, основными достижениями в области науки и искусства того времени, с укладом жизни. Ученик должен понимать разницу эпох, что являлось в те времена красивым, а что- нет,  какая скорость считалась быстрой (например во времена Моцарта карета, запряженная тройкой лошадей считалась очень быстрой, а во времена Шостаковича человечество уже научилось летать в космос, а расстояния в 1000 километров стали легко преодолеваться на самолетах). Нужна обязательная подготовка педагога к уроку.

Особым видом педагогической деятельности является развитие слуха ученика. Ученик должен уметь слышать характерный звук инструмента, тон, высотность, его тембровость. Хорошим способом развития слуха является пение с листа, а также написание музыкальных диктантов. Важно также научить ученика петь и аккомпанировать себе. Не стоит забывать о развитии «зрительного» внутреннего слуха – т.е. умении слышать музыку глядя в ноты.

Занятия музыкой развивают ассоциативное мышление. Музыка не только информирует слушателей о мире и чувствах композитора, она заражает своим содержанием. Развивая воображение, занятие музыкой помогает формировать активное творческое отношение человека к труду и жизни вообще.

×
×